Продолжение моих прогулок по Будапешту. Начало в предыдущих постах:
Прибытие в Венгрию Будапешт, район Бельварош Будапешт, район Йожефварош и вокзал Келети Стадион "Ференц Пушкаш", несчастный Рудольф и принцесса Стефания Будапешт, городской парк Варошлигет Площадь Героев и Монумент Тысячелетия Проспект Андраши: от Площади Героев до Дома террора Проспект Андраши: венгерский Диккенс и венгерский Маяковский Район Липотварош и площадь Эржбеты Набережная Дуная Улица Ваци и Центральный рынок В четверг 5 марта, в 14.00 мне предстояло уезжать из Будапешта в Братиславу. Я проснулся около 9 утра, поел, попрощался с администратором хостела и вышел из моей гостиницы, чтобы уже не вернуться туда. За три-четыре часа мне нужно было успеть прогуляться там, где я не успел вчера. Я решил походить по Буде - правобережному району Будапешта, самостоятельному городу до 1873 года. Ранее Буда ещё называлась по-немецки "Офен", а само слово "буда" восходит либо к имени венгерского вождя Бледы, либо к одному из славянских слов, обозначающих дом или строение.
Но началась моя утренняя прогулка ещё в Пеште. Это памятник Шандору Петёфи (1823-1849) - поэту и одному из лидеров венгерской революции 1848 года. По происхождению Петёфи был сербом или словаком, но принял венгерскую идентичность. Он погиб при Сегешваре в битве с русскими войсками генерала Паскевича, которые помогали австрийцам подавить венгерское восстание. Этот памятник Петёфи - один из многих в Будапеште. Он был установлен недалеко от набережной Дуная в 1870-е годы. Скульптор - Миклош Ижо, тоже участник революции 1848 года. Статуя выполнена из терракоты.
Тут же, через дорогу, в соседнем парке - памятник на месте Контр-Аквинкума. Аквинкум - это название римского военного лагеря, который возник в I веке нашей эры на месте нынешнего Будапешта и вскоре стал столицей провинции Нижняя Паннония. Эта провинция занимала центр теперешней Венгрии, часть северо-восточной Хорватии и часть сербской Воеводины. Аквинкум находился на территории сегодняшней Обуды (правый берег Дуная), а Контр-Аквинкум - соответственно, напротив, на левом берегу, в нынешнем Пеште. Это была граница Римской империи. Аквинкум играл важную роль при завоевании Дакии во II веке, а в IV-V веках пришёл в упадок из-за нашествий варваров и был заброшен. Истории Аквинкума в Будапеште посвящён отдельный археологический музей на правом берегу Дуная. А памятник Контра-Аквинкуму был установлен в 1970 году, автором монумента стал скульптор Иштван Тар (участник Второй мировой войны). Это была одна из последних работ Тара - в следующем году он погиб в автокатастрофе.
А это - уже мост Эржебет (Эржебет хид) - ещё один мост через Дунай. Первый мост (цепной) был запущен здесь в 1903 году, назвали его в честь уже не раз упомянутой австро-венгерской императрицы Елизаветы (по-венгерски Эржбеты). Это был красивейший мост со средним пролётом длиной 290 метров - рекордным для того времени показателем. В 1945 году мост взорвали отступающие немцы, и лишь в 1960 году началось строительство нового висячего моста. Все работы проводились местными силами. Длина сооружения составила 378 метров, ширина - 27 метров. Новый мост Эржбеты был запущен 24 ноября 1964 года. До 1973-го по мосту ходили трамваи (как и по старому мосту), а после строительства новой линии метро трамваи были убраны.
Вид с моста Эржбеты: птицы, Дунай и Будайская крепость.
Небольшое видео, снятое на мосту:
Click to view
Яркое почти полуденное солнце и статуя Свободы на горе Геллерт:
Выйдя с моста Эржебеты, я сразу свернул направо - на набережную Дуная в Буде. Вид снизу на шикарный Королевский дворец (Будавари-Палота), построенный не так уж давно - с 1875 по 1912 годы. Конечно, это здание дворца - не первое. Ещё в XIII веке венгерский король Бела IV (тот самый, при котором Венгрия подверглась опустошающему нашествию монголов) построил на этом месте свой дворец, перенёсший многочисленные осады, штурмы и разрушения. Основательно разрушен был и новый дворец - в конце 1944 года это был один из последних опорных пунктов немецкой армии во время битвы за город. Дворец восстановили только к 1980-м годам, а реставрационные работы продолжаются и по сей день. Ко дворцу можно проехать на фуникулёре "Шикло".
От Королевского дворца остаётся совсем чуть-чуть пройти до Цепного моста (Сечени хид), о котором я уже рассказывал в одном из предыдущих постов. Вид на мост с набережной Фридриха Борна.
Спасибо за внимание! Продолжение следует!