Рав Михаэль Лайтман. Союз. Часть 2.

Nov 18, 2008 18:35

Статья "Отдаляйся от зла" - урок 26 сентября 2006 г.

Книга "Шамати", статья 67
Лектор: Михаэль Лайтман
Вопрос: Почему в человеке так сильно стремление материализовать услышанное, ведь казалось бы в статье идет речь о таких высоких вещах, у которых не может быть никакой связи с материальным?

Мы по своей жизни, по тому, как воспринимаем свои желания, привыкли ощущать себя, существующими в теле. Это мой мир, моя жизнь, это и есть я сам. И я все воспринимаю согласно своим желаниям, которые я сейчас связываю со своим телом. Всё, что мне говорят, я немедленно ощущаю внутри желания, а это желание пока привязано к моему животному уровню, к телу. И этим всё объясняется.

Если я буду произносить слова: «грязь», «влажность» - то ты не подумаешь, что эти слова относятся к духовным исправлениям и означают большее или меньшее количество света хасадим, что подразумевается, когда Бааль Сулам упоминает о «загрязнении». Ты немедленно начнешь искать материальную грязь или сырость, если именно к этому уровню привязаны твои желания.

Если бы твои желания были привязаны к определениям, выходящим за пределы тела, поскольку находились бы на более высоком уровне согласно порядку ступеней, то есть относились к более сильным желаниям, тогда бы ты не стал думать о материальной сырости и искать, где здесь сыро - ты бы немедленно подумал о том, что говорится об участии света хасадим.

Эта мысль первой пришла бы тебе в голову, поскольку ты бы жил этими желаниями. Ведь они выше, чем желания тела. И так бы ты продвигался и все время строил для себя новый, более высокий уровень своего мира.

Но если человек находится на низком уровне и всё связывает только со своим телом, то он понимает, что союз очей - это закрыть глаза и не смотреть, а союз слова - это не раскрывать рта и молчать. Существует целый свод правил «Охраны речи», определяющий, что можно говорить, а чего нельзя. И человек начинает думать: «Если я скажу так, то все будет в порядке». То есть он не думает о том, что у него на сердце и как его исправить, а учится просто на словах делать так, чтобы согласно книге он мог считать себя праведником. Благодаря словам, а не тому, что у него на сердце.

Словно наклеил надпись на машину: «Мы любим Тебя, Творец!» - и на этом можно закончить. Если это делается для того, чтобы пробудить человека и напомнить ему о Творце - то это правильно. Но если всё это остается только во внешнем...

Потому это большая проблема: каким образом оторвать массы от материального восприятия. И именно сейчас, когда мы хотим распространить это знание, этот подход, относящийся к внутренней сути, к желаниям, а не к телу, поскольку именно на это прежде всего должно быть направлено внимание - нас ждут большие трудности при попытке это объяснить.


Ведь человек полностью погружен в свое тело, и с этим телом связана вся его жизнь и всё его восприятие реальности. Мы не собираемся объяснять ему, что есть еще что-то - выше этого. Но, по крайней мере, объяснить ему, что он должен концентрироваться именно на своих желаниях, словно у него нет тела - будто, не дай Бог, у него нет ни рук, ни ног, ни языка, ни глаз. Разве от этого он перестал бы быть человеком?

Ведь есть и такие люди - разве они не могут исправить свои желания? Кто-то может сказать, что - нет. Почему нет? Они не видят, не чувствуют вкуса на языке, не могут пощупать руками - у них нет тех органов ощущений, которыми располагает обычный человек. Но мы и не говорим об органах ощущений! Мы говорим о желаниях. А желания у них есть. Это внутренние желания. Ты не должен их исправлять применительно к тому, что ощущаешь в этом мире - сконцентрируйся на своих желаниях, а не на своем теле. А это очень трудно.

Я пока не представляю себе, как возможно совершить такой переворот сознания в широких масштабах, в массах. Разумеется, это не мы делаем - а действует свет, возвращающий к источнику. Но все же это большая проблема.

Это видно даже по реакции. Когда я объясняю, что Каббала не имеет отношения к религии и говорит о внутреннем мире, что заповеди - это не те обычаи, к которым мы привыкли, а исправление внутренних желаний, которые касаются отношения к Творцу - это слова, которые пока не могут быть восприняты массами.

Но с другой стороны, время и текущее состояние требует. Поэтому, видимо, это именно то, что необходимо делать - согласно тому, о чем говорят нам наши учителя и общее состояние в мире, которое мы наблюдаем. Потому нужно действовать, даже если нам не очень верится, что это будет принято и вообще возможно.

Мы не отвечаем за то, как пойдет исправление - наша обязанность просто что-то делать в мере своего понимания. Неважно, ошибаемся мы или нет - всё это включается в один единый процесс. Но самая первая задача - это оторвать мысли человека от его тела и присоединить к его желаниям, чтобы он понял, что если не исполняет заповеди, работая со своими желаниями, то привычные ему телесные заповеди - это лишь традиция, а не подлинные заповеди.

Вопрос: Как мы можем знать, что «осуждаем не согласно своим собственным изъянам», может быть мы видим только внешнее, а на самом деле они занимаются своим внутренним исправлением?

Вопрос в том, как определить, кто занимается истинной Торой, а кто - нет? Истинной Торой называется занятие Торой лишма, ради отдачи Творцу. Поэтому прежде всего надо расшифровать, что означает лишма и является ли это целью для человека. Если он ставит это своей целью, то даже если еще ее не достиг, он уже на пути к ней.

Кроме того, как говорит Бааль Сулам в «Предисловии к ТЭС»: «Однако находим мы нескольких учащихся, которым не помогло занятие Торой и заповедями». «Нескольких» учащихся...

Но как он определил, что им не помогло занятие Торой, если все при этом становятся святыми? Согласно полученному результату. Результат изучения Торы, который должен прийти после всей учебы и исполнения заповедей - это достижение ее основного правила: «возлюби ближнего как самого себя». Если ты занимаешься Торой, то должен к этому прийти.

Человек думает: я учусь тому, как правильно есть, пить, забивать животное, как выполнять всевозможные законы - и через это я должен прийти к любви к ближнему?! С какой стати, если он далек от религии и ничего не выполняет? Я могу сожалеть о том, что он будучи евреем, пребывает в таком горьком заблуждении. Но почему я должен его любить? Может быть вы мне еще скажете, что я обязан любить весь мир?

Какие действия, описанные в Шульхан Арух, если понимать их как внешние действия, приводят человека к любви к ближнему? Объясни мне и предъяви результаты.

Так получается, что речь идет не о внешнем понимании Торы, когда думают, что нужно выполнять ее физическими действиями - а о той Торе, которая исправляет сердце, о желаниях человека, которые могут быть исправлены лишь Торой, свет которой возвращает к источнику. То есть говорится о совершенно другом уровне работы, Торы, учебы - это учеба у Творца действиям отдачи, любви к ближнему.

От этого все стараются отмахнуться: «Да оставь это, мы просто должны делать то, что написано в книге». И из-за этого мы сейчас попали в такую неприятную ситуацию даже и в материальной жизни. Я уже не говорю о доставлении удовольствия Творцу - это уже слишком высоко, кто об этом сейчас думает?

Итак по результатам мы видим, что занятие внешней Торой не очень-то помогает привести человека к той цели, которой он должен достичь. Он не достигает основного правила Торы - возлюби ближнего как самого себя. А будто бы даже наоборот, идет в обратную сторону.

Когда-то, на своих прежних ступенях, эгоистическое желание находилось на таких этапах развития, что не очень горело в человеке и не так сильно ощущалось. Люди жили в скромности, они действительно достигали равновесия во внешней жизни, потому что находились на неживом, растительном и животном уровне. И им было достаточно просто действовать в соответствии с написанным, согласно своему желанию - желанию простого человека из народа, чтобы быть относительно исправленными.

Когда же эгоистическое желание достигает человеческого уровня, человек уже не способен удовлетвориться одними материальными действиями. В прошлом, уже от одних этих физических действий - люди становились исправленными. Хоть и относительно исправленными - ведь они не вырастали вверх, потому что это был неживой уровень, который не требует внутренней работы. Но это был неживой уровень духовного!

Нельзя сравнивать иудаизм, каким он был двести лет назад, и современный, народ Израиля - двести лет назад и сегодня. Это совершенно несопоставимые вещи. Сегодня практически не осталось таких людей. Может быть порой они кое-где еще встречаются. Я помню еще в мою бытность в Реховоте много лет назад встречал таких людей, помню своего дедушку и бабушку, живших еще в России. У них тоже было такое отношение.

Но в наши дни всё это уже закончилось - желание насладиться выросло. И если двести лет назад, во времена изгнания механическое исполнение Торы и заповедей могло удерживать народ - относительно удерживать, в форме галутного существования, то сегодня это невозможно. Ведь мы достигли такого этапа, когда обязаны исправить свое желание, и соответственно этому оно вырастает до человеческого уровня, а не остается на животном уровне.

Дело в том, что тут не помогут слова. Мы должны сделать то, что в наших силах - распространять это знание, объяснять, пробуждать. А остальное уже сделает свет, возвращающий к источнику.

Вопрос: Что я должен делать, когда начинаю материализовать то, о чем рассказывает статья?

Ничего нельзя сделать. Ничего! Если человек пока не приложил достаточно усилий и светящий ему свет не дает ему зацепиться за желания, не связанные с телом, чтобы он перестал отождествлять себя с телом, а телу давал лишь самое необходимое для его существования - то нечего делать. Свет пока не поднял тебя с самой низкой, материальной, животной ступени.

Я сейчас не имею в виду, то «материальное», которое в Каббале означает намерение ради самонаслаждения. Я говорю о том материальном, которое является материалом этого самого последнего одеяния в системе миров.

Если свет не приподнимет тебя немного вверх, от этого тела - к желаниям, находящимся внутри него, то ничего нельзя сделать: каждое прочитанное слово ты будешь связывать с этим телом.

Затем придет такой этап, когда ты начнешь связывать всё написанное со своими желаниями, понимая, что они не исправлены, и видя, какие мысли они вызывают. Ты будешь все видеть из своих испорченных желаний, но уже - именно из желаний. И тогда у тебя появится возможность проанализировать: а что если будет так или иначе, что будет в одном случае, а что в другом? Ты начинаешь работать внутри своих желаний.

Это пока всё - лишь эгоистические желания, и они не связаны с Творцом, поскольку Он не раскрыт. Ты не можешь связать свои желания с Ним, и они направлены на всевозможные иные наслаждения. Но эти наслаждения уже становятся тоже относительно оторванными от внешнего облачения. Ты уже можешь говорить о таких наслаждениях, как еда, секс, отдых, дети, тепло - словно о каком-то наполнении, силе, некой величине. Ты уже, по крайне мере, можешь определять это техническими терминами. Хотя всё это ты пока не относишь к Творцу.

Пока ты не начинаешь раскрывать, что Он вдруг проникает во всю твою внутреннюю жизнь. И ты начинаешь чувствовать, что именно Он подстраивает тебе все твои желания и эти наполнения, которые ты уже отделяешь от своего тела, и способен в какой-то мере говорить о них отвлеченно от тела. И относительно этого ты уже проходишь двойное и простое сокрытие - соединяя и разрывая с Ним всё, происходящее с тобой.

После того, как ты приложишь тут свои усилия и немного укрепишься, так, чтобы всегда связывать эти желания с Ним и ощущать Его как источник всех желаний и наполнений, то есть всех происходящих с тобой процессов - тогда ты начинаешь задумываться: кому это в каждом случае на пользу - мне или Ему? То есть ты начинаешь видеть в этом еще один пласт - отношение.

Так человек начинает прояснять ло лишма, пока не достигает лишма. И тогда уже в соответствии с тем, куда направлено его отношения: на самого себя или к Творцу - он выясняет намеренные преступления и неумышленные оплошности.

Он не анализирует их относительно происходящего в этом мире. Преступления и оплошности совершаются лишь относительно Его Управления - относишь ли ты это к Нему или нет? Это соединение или разрыв с Ним. Речь не идет о том, что ты высказал наружу всё, что было у тебя на сердце, или посмотрел на какую-то женщину - а о том, на каком уровне ты находишься в связи с Творцом.

И тогда уже начинается работа по анализу «вознаграждения и наказания» и так далее...

Мы немного прикоснулись к той большой проблеме, которая еще встанет перед нами.

Вопрос: Я думаю, что одна из самых трудных проблем при объяснении в том, что если человек привык получать наслаждение в прямой форме, то уже будет действовать в эту сторону как заведенная машина. Но если я выполняю действия руками и ногами, то это не влияет на мое желание...

Нет рук и ног - есть только желания. Не отождествляй и не связывай желания со своим мясом. Это совершенно уведет тебя в сторону.

Желания, не важно на каком они уровне - это не надуманное. А наше мясо - это иллюзия. Эта борьба за то, к чему должны быть привязаны наши действия - принципиальная борьба. Нужно оторваться от своего мяса, будто ты не пребываешь в теле. Начни так думать и в такой форме относиться к себе.

Нет здесь никаких тел. Есть, как говорит Бааль Сулам, некоторое число душ, одевающихся в разные тела и спускающихся в этот мир. Вот и всё.

Вопрос: Так я должен объяснить человеку всё восприятие реальности, чтобы оторвать его от такой связи тела и желания?

Это очень трудная задача. И конечно есть люди, которым нужно объяснять именно таким путем, но я не думаю, что такое объяснение будет воспринято в народе.

Сказать по правде, словно человек не знает, как вырастает от младенца во взрослого человека, и как каждый из нас растет в духовном под воздействием частного Управления, так же мы не можем узнать, как именно будет происходить исправление мира. Мы должны прикладывать усилия в том, что возможно, и на самом деле, уровень наших возможностей и образование совершенно нулевое, если не сказать - со знаком минус. Но таким образом мы учимся.

А то, что я слышу отрицательные отклики - это для меня очень важно и дорого. Потому что я понимаю, что Высшее управление таким способом корректирует нам направление. Нужно принимать эти отзывы в расчет и реагировать на них, и хорошо, что это воспринимается болезненно, поскольку это побуждает нас к изменениям и поиску каких-то дополнительных объяснений. Не для того, чтобы оправдать себя - а стараясь правильно объяснить свою позицию, склонить себя, опустить себя к народу.

И поэтому лично я очень заинтересован в криках и нападках - пусть кричат и нападают, лишь бы у меня появилось больше понимания и способности опустить это объяснение до самого простого уровня, найти слова. Это очень важно.

А если мы будем скрывать и прятать неблагожелательные отклики - на чем же мы будем учиться? Словно от больного скрывают, что он болен, хотя лишь он один может излечить эту болезнь. Нельзя прятать и затушевывать такие вещи. Наоборот. Мы должны рассматривать это как раскрытие свыше. Нужно в каждом случае проанализировать, почему нами не довольны. И соответственно строить свое объяснение. Это знаки того, где можно добавить. Иначе, это не хорошее, не конструктивное отношение, не способствующее продвижению.

Я рад, что читаю такие отклики. Мне больно, что нас не понимают, но потом я долго думаю, несколько дней хожу с тяжелыми мыслями, и это помогает мне найти новую форму объяснения.

Вы видите по той статье, которую мы только что читали, насколько не хватает слов для объяснения. Четыре союза: не говорить, не смотреть на женщин, еще что-то. Это выражается в такой форме, будто нельзя разговаривать.

Вопрос: Но мы в нашей группе тоже выполняем всевозможные заповеди?

Мы выполняем традиции, чтобы сохранять рамки. И эти традиции, как сказал Бааль Сулам, должны сохраниться и останутся до самого Конца Исправления. И возможно, что будет единство во всем мире, и все люди будут словно братья, но при том, что мы будем братьями, у тебя будет своя семья, а у меня - своя семья. И в моей семье существует один уклад и порядок отношений, а в твоей семье - другой.

И то же самое - между разными народами и между цивилизациями, поскольку есть разные уровни развития. И Бааль Сулам говорит, что каждый может оставаться в своей религии, то есть в привычных для него внешних рамках. Пусть остается - это не мешает. Если его сердце настроено на любовь к ближнему и через это - на любовь к Творцу, то внешние обычаи - это лишь форма существования, культура.

Тогда как традиции иудаизма особенны тем, что в них внешнее находится в соответствии внутреннему. Однако видимо, в Конце исправления это не помешает каждому следовать своей традиции.

Вопрос: Если есть такое соответствие между внутренним и внешним, то почему бы не объяснить это и не помочь людям понять эту связь?

Мы должны привести человека к внутреннему исправлению и объяснить ему, что внешние действия хороши и даже обязательны для того, чтобы сохранять народ в рамках, но они не исправляют душу.

Мы должны исправить душу. Человек будет перевоплощаться в этом мире снова и снова, пока не исправит свою душу. Никто не может исправить свою душу внешними действиями. Ты должен взять свои желания и начать с ними работать, и только сортируя и исправляя их, анализируя и очищая, ты достигнешь цели. И тогда тебе уже не нужно будет тело.

Для чего тебе нужно тело? Для того, чтобы перейти со ступени на ступень, когда желания полностью сменяются, и происходит полная замена ступени - все десять сфирот меняются, и тогда у тебя остается лишь эгоистическое существование, одна маленькая точка, из которой затем возникнет следующий духовный парцуф. Поскольку связь между парцуфим происходит через полный разрыв между ними.

Поэтому до самого последнего исправления ты обязан существовать в этом материальном теле. Это такая внешняя форма существования, которая связана с этой точкой. И если ты отключаешься от желаний, связанных с духовным, то остаешься с одной точкой и в материальном теле.

Это такой пласт желаний, которые не подлежат исправлению. Поэтому и праведник и грешник существуют в одинаковых телах - его болезни и другие материальные проблемы не имеют отношения к его духовной ступени. Поведение тела совершенно не относится к внутреннему исправлению. Ты можешь быть исправленным или испорченным, проходить всевозможные состояния, а тело может болеть или быть здоровым - это не связанные вещи. Мы видели подобное на примере каббалистов и обычных людей - это ни о чем не говорит.

Нет связи тела с душой, кроме того, что пока душа не достигает исправления, она обязана совершать кругообороты и облачаться («облачаться» в нашем ощущении) в тело. А если ты говоришь: «Нет, есть связь!», то ты никогда не сможешь вывести человека из его исключительно внешних действий, когда он надевает талит, завязывает тфилин и тому подобное - и привести к внутренним действиям, к исправлению желаний.

Ты обязан указать ему на необходимость исправления желаний - если это религиозный человек. Если это светский, то ты должен сказать ему: «Для того, чтобы оставаться в рамках и не давать этому животному телу слишком большую свободу, нужно принять на себя исполнение нескольких обычаев.

Это не законы Торы. Поскольку законы Торы - это работа желания со светом посредством экрана. Это называется законами. Закон - это желание насладиться, стоящий против него свет и экран между ними. Закон - это то, что происходит между ними. Кроме этого, в сущности, больше нет ничего. А что касается всего остального - так это нам только кажется, что есть тело и этот придуманный мир.

И светскому человеку мы должны сказать: «Кроме этого - ничего нет, но стоит выполнять в нашей жизни некоторые обычаи, чтобы снова не пуститься искать приключений в Индию, не уйти в наркотики и в другие крайности». Для этого существуют рамки, есть праздники и всё остальное. И в этих рамках человеку очень удобно - гораздо удобнее и лучше выполнять свое внутреннее исправление. Вот и всё.

Если ты так объясняешь, то каждой вещи придаешь ее правильный вес. Ты не отменяешь того, что есть у народа - и, с другой стороны, ни к чему его не обязываешь, не принуждаешь насильно. Ты лишь советуешь. И тогда он принимает это, как то, что будет его сопровождать и поможет ему в пути.

И это на самом деле так, потому что наше тело и весь наш мир, и всё, что в нем есть - это должно служить внешней помощью для исправления души. Но мы подменяем внутреннее - внешним, и делаем из внешнего - главное. А о внутреннем вообще забыли. Когда-то еще существовали какие-то внутренние ценности, а сейчас вообще ничего нет.

Кто думает об исправлении желаний? Кто думает о любви, о том, что это великое правило Торы, в то время, когда занимается материальными заповедями? Каждый гордится собой и думает: «Главное, чтобы у меня был будущий мир».

Необходимо расставить все вещи по своим местам и придать каждой правильный вес - а мы уже находимся в такой ситуации, которая не позволяет нам промедления. И об этом говорят нам каббалисты, а не то, что я сделал такой вывод после просмотра теле новостей или последних событий. В основном я опираюсь на мнение каббалистов, а то, что мы видим воочию - только его подтверждает. После Катастрофы мы своими глазами видим, как подтверждаются предупреждения Бааль Сулама. И нам необходимо что-то с этим делать.

Теперь вопрос: правильно ли мы это делаем, ошибаемся больше или меньше? Это очень трудно сказать. Но прежде всего, главный удар должен быть направлен на то, чтобы, насколько это возможно, объяснить человеку, на чем он должен сконцентрировать свое внимание.

Поэтому не надо так резко выступать, будто мы против традиционных заповедей, и настаивать на их отделении от духовного исправления, поскольку одно к другому не относится - не надо говорить это в таких словах. Но вместо того, чтобы порицать что-то, лучше больше упирать на положительные стороны того, что нужно.

Но как бы там ни было, ты обязан сказать, что изучение Каббалы важнее всего остального. И на самом деле так написано: «Заповедь изучения Торы - стоит всего остального».

Вопрос: Возможно ли кардинально изменить представления человека, его восприятие реальности за счет одного рационального объяснения, если для этого необходим свет, возвращающий к источнику?

Ты уже сам ответил на свой вопрос. Мы, со своей стороны, должны дать ему разумное объяснение. А с другой стороны на него будет действовать свет, возвращающий к источнику. Прежде всего, этот свет, светя на него, вызовет в нем страдания - ведь он противоположен свету.

По мере страданий и с помощью нашего объяснения, когда страдания заставят его найти наши объяснения, и благодаря объяснениям он поймет, от чего страдает, у него появится потребность немного измениться, и тогда этот свет превратится в свет, возвращающий к источнику.

Поэтому невозможно обойтись без распространения науки Каббала. Иначе бы не было никакой необходимости в народе Израиля. Ты спрашиваешь так же, как Творец, который обратился к народам мира, желая дать им Тору. Но невозможно реализовать это в такой форме. Для того, чтобы у них была свобода выбора, личный, самостоятельный выбор, они обязаны получить знание через разум и через чувство - как говорится: «моха и либа» (разум и сердце).

Через сердце они получают страдания, поскольку на них светит свет, возвращающий к источнику. Сердце становится более эгоистичным, становится все очевиднее, что этот свет противоположен желаниям сердца, и потому возникает ощущение страдания, во всех его видах в этом мире. А с другой стороны, через разум должно прийти объяснение: почему так происходит.

И для того, чтобы это объяснение дошло, необходим пример, разъяснение. Поэтому возникла необходимость в группе каббалистов, в возникшем из них впоследствии народе Израиля, чтобы они были «царством священослужителей и святым народом» - служили как система объяснения. А без этого человеку невозможно начать исправление.

И это относится к каждому - невозможно иначе. И к нам самим это приходит в такой же форме. С одной стороны, человек ощущает страдания и спрашивает: «В чем смысл нашей жизни?». А с другой стороны, он попадает в такое место, где изучают Каббалу.

Почему? Потому что после того, как его желание раскрывается против света, он должен найти свое место в системе Адама Ришон, откуда начнет получать силы, и с которой начнет связываться. Так происходит естественным образом, и невозможно иначе.

Это не значит, что есть два независимых друг от друга процесса. Если мы посмотрим на общую систему, то необходимо существование этих двух точек вместе. Поскольку существуют разум и сердце - есть два вида выяснений: горькое-сладкое и правда-ложь. Без анализа правда-ложь - это не человек, если он руководствуется одним лишь «горьким-сладким» - это животное, и там нет никакого выяснения.

Это то самое выяснение, которое было у Адама Ришон до прегрешения - согласно «нёбу», вкусу. А если он определяет по вкусу, то не ошибается - он не человек, а ангел. Когда у него появляется также выяснение «правда-ложь», то он начинает путаться между «сладким-горьким» и «правдой-ложью» и ошибается. А ошибка, возникающая при столкновении двух этих выяснений, заставляет его найти свой путь, двигаясь верой выше знания - и так строится человек.

Вопрос: Я религиозный человек, живущий в Бней-Браке и мне удивительно, почему вы говорите, что мы соблюдаем законы «Шульхана Арух», но не чувствуем любви к ближнему, в то время, как у нас есть благотворительные фонды и помощь нуждающимся? А чем ваши ученики проявляют свою любовь к ближнему?

Я очень уважаю религиозный образ жизни. Я связан с ним с 1977 года - уже почти 30 лет. И я не думаю, что в этих внешних рамках есть что-то не хорошее или во вред. Может случаться всякое, поскольку все мы люди - но в общем это не может быть плохо. Это построено хорошо, правильно и в исправленном виде относительно человека, чтобы насколько возможно (насколько возможно!), в приемлемой и разумной форме поддерживать его.

Это включает и взаимную помощь, и всевозможные благотворительные системы - помощь нуждающимся и больным, детские сады, школы. Всё, что там делается, достойно похвалы. Я ничего не имею против этого материального исполнения заповедей - я считаю, что это, как раз, хорошо. Я говорю лишь о том, чего нам не хватает, чтобы реализовать замысел творения.

В нашем мире мы действительно создали системы, при которых существуем здесь положенные нам семьдесят лет в правильной, хорошей форме. Вопрос в том: а исправляем ли мы этим свою душу? Достигает ли она слияния с Творцом или нет? В этом весь вопрос.

Проблема в том, что люди обращают внимание на существование тела, но не на существование души. Бааль Сулам объясняет нам в конце «Предисловия к книге Зоар», что если человек из Израиля уделяет внимание физическому выполнению заповедей, что относится ко внешнему, вместо того, чтобы исполнять их душой - что относится ко внутреннему, то он вызывает такое же перевернутое отношение во всем мире, и внешнее пересиливает внутреннее. И все вредители и убийцы поднимаются во всем мире, прежде всего нападают на Израиль, а также на праведников народов мира, и так мир движется к своей погибели.

А кто всё это делает? Тот самый прекрасный человек из Израиля, который желает сделать свою жизнь исправленной, но лишь на материальном уровне. Он и вызывает все несчастья в мире, поскольку он относится к внутренней части мира, и находясь на этой внутренней, самой важной ступени, он устанавливает, что внешнее важнее внутреннего.

Поэтому ты возможно очень хороший человек, но то, что ты делаешь всему миру - это хуже любого, кого бы мы ни взяли в этом мире. Именно ты виноват в том, что происходит в мире. И не обвиняй Насралла или еще кого-то - именно ты, поскольку находишься в Бней-Браке и думаешь только о физическом соблюдении Торы и о системе образования, культуре, заповедях, синагоге - но не об исправлении своей души. И не дай Бог, я не порицаю то, что ты делаешь. Я лишь говорю, что должна быть обратная шкала приоритетов. А в результате мы потом видим соответствующие последствия в мире.

Пришло время это признать, так как мы находимся в очень опасной ситуации. Ты можешь мне сказать: «Уже были и не такие дни, мы и не такое видели - еще во времена Средневековья хотели нас уничтожить, и во время погромов, а потом во время Катастрофы. Не страшно, мы должны лишь укрепляться в нашей Торе!» Но каббалисты понимают весь процесс и понимают всю действительность, не в пример тому, кто не знает ничего, кроме этой своей материальной, животной жизни - и они говорят тебе, что ты ошибаешься. Потому что эти последние две тысячи лет привели нас к подлинной эпохе Машиаха, и ты должен сделать возложенные на тебя исправления.

Поэтому ты, в сущности, должен слушать и слушаться. А если нет, так сохрани нас Бог, но придется двигаться страданиями. Мы все находимся в одной общей лодке - и страдания научат нас. Что делать, нет другого пути. Ведь тем, что ты поддерживаешь свой образ жизни, как тебе кажется согласно законам иудаизма, и этого достаточно - этим ты не исправляешь свою душу.

Это было хорошо и достаточно для периода изгнания, но как объясняет нам Бааль Сулам: почему мы вернулись на землю Израиля? Потому что пришло время, когда мы должны исправить себя, исправить душу соответственно с тем, что наше тело совершает свой кругооборот на материальной земле Израиля - так и наша душа должна подняться в духовную землю Израиля. А если мы ее не исправим, то и в этой материальной жизни не добьемся независимости и вообще жизни. Мы просто не сможем существовать.

Вопрос: Но почему одно должно противоречить другому?

Здесь нет никакого противоречия.

Вопрос: Почему нельзя выполнять внешние традиции, как и весь народ, а затем мы сможем перейти к внутренней работе, насколько каждый желает?

Ты прав на все сто процентов, что здесь нет никакого противоречия. И факт, что мы не против внешнего, физического выполнения заповедей. Но когда к нам приходит светский человек, то я не хочу пугать его, будто его хотят возвратить в религию - и мы на самом деле не возвращаем в религию, как это делают всевозможные религиозные кружки. Я ни к чему его не принуждаю, поскольку нет насилия в духовном. А также и в материальном, как говорит Бааль Сулам, принуждение - это не хороший путь, не путь святости.

Поэтому мы ничего такого не делаем. У нас есть рамки, устав, часть которого посвящена как бы религиозному образу существования, но это не обязывает человека. А кроме того, мы не против, но если речь идет о том, что мы оказались в ситуации, когда наука Каббала должна распространиться во всем народе Израиля и во всем мире, поскольку это методика исправления любого желания насладиться, и эта методика изначально предназначена именно народам мира, а Израиль - лишь переходное звено, и тогда мы должны понять, что это не может происходить путем принуждения и выдвижения предварительного условия исполнять какие-то внешние заповеди.

Речь идет об исправлении сердца, исправлении желаний, и при этом, как говорит Бааль Сулам, каждый может оставаться в своей религии.

Это верно, этим я как бы разрушаю систему воспитания - но я не собираюсь ее разрушать. Я лишь говорю, что она не должна становиться определяющей в наше время, в наши дни и становиться непременным условием на пути исправления мира. Каждый останется в своих традициях. Никто этим не мешает остальным. А мы призываем человека к исправлению сердца.

Вопрос: Я думаю, тут есть проблема общего языка. Мы говорим, что нужно исправить душу, а не тело. Но и религиозный человек думает, что исполняя заповеди на внешнем уровне, он этим исправляет душу. Ведь на самом деле это не просто физические действия, он желает исправить душу.

Почему? Что такое душа?

Вопрос: У него нет намерения исправить свое мясо - он хочет исправить душу.

Так он думает, что его мясо связано с его душой? Что в каждый мой палец облачается душа и во все мое тело? Или она находится где-то наверху?

На самом деле, никто об этом не спрашивает. Как написано, так он и делает. Но человек должен сейчас перейти к таким этапам развития, когда он уже не сможет продолжать выполнять просто какие-то механические действия. Сейчас от человека требуется подняться и стать человеком. Он обязан сейчас начать думать о том, что делает в жизни.

Хочешь ты или нет, но мы достигли такого этапа, когда - всё, достаточно быть младенцем! Иначе ты получишь удары, чтобы вырасти и стать человеком. И то, что тебя воспитали с младенчества в убеждении, что ты можешь выполнять заповеди одними материальными действиями - этого уже не достаточно. Ты этим не исправляешь свою душу. Тебе кажется, что этого достаточно, как тебя учили - но сейчас это уже не работает.

Что можно сделать? - не работает! Так говорят каббалисты и так диктует само время. Чтобы мы смогли всё это усвоить, была эпоха Просвещения, когда часть народа вышла из религии и отошла от традиционного образа жизни. И сейчас есть и религиозные, и светские, и можно за счет одних и других воспринять эту идею и сделать исправление.

Представь себе, что весь народ сегодня был бы ортодоксально религиозным. Как бы трудно было к нему подступиться, и через какие огромные страдания мы должны были бы пройти, чтобы усвоить эту новую идею. Это на самом деле милосердие свыше - дать части народа выйти из религии, и тогда возможно преподнести эту идею светской части и начать исправлять большинство народа, с точки зрения подлинных, внутренних исправлений души. А вторая часть тем временем будет понемногу продвигаться в своих рамках. Никто их не ломает.

А кроме того, в результате начнется сближение одних и других, и все постепенно займутся исправлением души. И найдут между собой правильную Форму существования, правильные рамки. Поскольку вследствие исправления души, когда внутреннее станет важнее внешнего, они увидят, в чем внешнее может им помочь, и будут продолжать исполнение заповедей.

Светские, занимаясь исправлением своей души, захотят быть немного ближе к внешним традиционным рамкам. То есть как раз наоборот, ничего не разрушается. Разумеется они этого захотят, поскольку это помогает и удерживает человека в каком-то общественном укладе - в соответствии с внутренним исправлением.

Вопрос: Так что мы должны ему объяснить, что надо ставить перед собой другую цель, достижение второй природы? Но ведь он тоже хочет достичь слияния с Творцом?

Нужно объяснить, что механическими действиями он не исправляет свою душу. А она спустилась в тело именно для того, чтобы он исправил ее - а не тело.
Над текстом работали: Л. Дондыш
http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/40317?/rus/content/view/full/40317&main

Преступления, Работа, Удар, Убийство, Позитив, Душа, Духовность, Внешнее, Сердце, Боль, Ближний, Свобода, Коррекция, Борьба, Народы мира, Глаза, Лишма, Зоар, Творец Мира, Человек, Самонаслаждение, Благотворительность, Выбор, Отношения, Источник, Свет, Цель, Распространение, Порицание, Удовольствие, Бааль Сулам, Правда, Священнослужитель, Иллюзии, Традиции, Несчастья, Разум, Силы, Любовь, Сознание, Материальное, Жизнь, Рот, Ответственность, Ло лишма, Праведник, Разрыв, Тяжесть, Слияние, Евреи, Скрытие, Союз, Обычаи, Мир, Критика, Грешник, Религии, Горькое, Исправление, Слово, Животное, Болезнь, Эпоха, Каббала, Группа, Чувства, Замысел, Святость, Мессия, Семья, Зло, Милосердие, Народ Израиля, Учитель, Тора, Соединение, Отдача, Внутреннее, Народ избранный, Ложь, Каббалисты, Молчание, Заповеди, ТЭС, Раскрытие, Принуждение, Адам Ришон, Мысль, Желание, Страдания, Насилие, Сладкое, Учёба, Путь, Управление, Тело, Единство, Вредители, Оплошности, Знание

Previous post Next post
Up