Международный кинофестиваль «Зеркало», посвященный Андрею Тарковскому, открылся сегодня в Ивановской области. Небольшой и незаметный, на самом деле фестиваль существует уже 5 лет и за прошедшие годы прошел стадию протокола о намерениях, превратившись в ясное и очевидное событие: как для области, на территории которой проводится, (а площадки фестиваля рассыпаны по ней, основные - в Юрьевце и, в этом году - в Плёсе), так и для поклонников и последователей творчества нашего киногения.
Теперь даже странно, что фестиваль появился так недавно - настолько органичным и правильным кажется то, что он есть. Придумала все сестра режиссера, Марина Тарковская. То есть сама посылка совершенно не вызывает никаких вопросов - как говорится, сам Бог велел! И где! В окрестностях любимого Юрьевца, дорогого места детства, которое Тарковский любил и запечатлел в одноименном (с фестивалем) фильме.
И - как все удачно сложилось - губернатор Ивановской области, Михаил Мень, двумя руками поддержал идею, выделяет деньги и административный ресурс. И то сказать - не плохо бы привлечь в эти красивейшие места фестиваль и фестивальную публику, не одни только Сочи у нас в курортной зоне, здесь, на Волжских берегах, очень даже фестивально.
Президент фестиваля - Павел Лунгин, называет его «масштабным праздником высокодуховной культуры». Смотреть и обсуждать высокодуховное кино - занятие, очень подходящее для этих мест. Но самое главное: совершенно очевидно, что в России главный кинофестиваль должен проходить под знаком Тарковского.
На сегодняшний день в кино Тарковский - это наше все. Это все, что русские могут дать миру. Пока. Я же говорю, на сегодняшний день. Вчера еще давали, завтра, глядишь, чего-то другого будут давать, а сегодня - только воспоминания о Тарковском, принадлежность к одному с ним культурному пространству - вводят нас в большое мировое кино. И позволяет нам притулиться на коврике у двери.
Тарковский воспринят миром. И сразу был воспринят - его первый же фильм, «Иваново детство», сразу получил «Золотого Льва» на Венецианском кинофестивале 1962 года. И потом. Дальше - больше: стал одним из ориентиров, столпов и светочей мирового арт-хауса. Породил, сам того не подозревая, целую плеяду «новых великих»: тут и
великий и ужасный Ларс фон Триер, и - вон тебе пожалуйста, нынешний лучший режиссер, по
версии Канн-2012, мексиканец Карлос Рейгадас , (получил приз за фильм «После мрака - свет»), тоже пришёл в кино (из дипломатии) под влиянием Тарковского…
Абсолютный и непререкаемый авторитет в искусстве кино на рубеже тысячелетий. И нам - ну, как в некотором роде кинодержаве, хотя бы в прошлом, и - мы же все надеемся! - в будущем, нужно как-то окучивать этот бренд. В хорошем смысле. Так же, как мы поступаем с нашей великой русской литературой: кто в мире писатель? Всем ясно: Толстой, Достоевский, Чехов, ага! А кто в мире режиссер? Чтобы так же быстро находился ответ: Тарковский. Чтобы Россия также мгновенно вызывала ассоциации с Тарковским, вот как с Толстым и Достоевским.
А то на сегодняшний день наш главный большой фестиваль, ММКФ - вообще не понятно, куда гребет. Непонятна его программная направленность. Подберем все, что Каннам не подошло, что ли? В этом смысле «Зеркало» имеет шанс - по всем пунктам - когда-нибудь опередить ММКФ по значению. Просто в силу большей актуальности. Да и месторасположения больно хорошее.
И - еще раз: Россия, если она хочет тусовать мировую кино-колоду, она должна ее тусовать - то есть пестовать и привечать режиссеров - под знаком Тарковского. Чтобы здесь, на фестивале, можно было послушать знаменитых тарковсковедов, повстречаться и поговорить с членами съемочных групп, актерами, которые у него работали. Операторы еще живы!
Великий Вадим Юсов чтобы рассказал поклонникам из разных стран, как они работали, как свет выставляли. Вот чем российский кинофестиваль может отличаться от всех остальных, вот чем он может быть интересен участникам мирового кинопроцесса - любого ранга. Ну да, и выстраивать ретроспективы по признаку их попадания в струю, вписанности в тренд. И спорить о том, каков же он - стиль Тарковского.
Книг и диссертаций написано немало, но теперь интересно спорить и осмыслять - кто же они, ученики и последователи - на примерах реально существующих уже фильмов, реально сложившихся новых художников. И - опять же! - в России это делать интереснее, потому что у нас после Тарковского почти каждый режиссер, мыслящий себя художником, а не ремесленником, испытывает на себе необычайной силы влияние Мастера. Прямо-таки находится под давлением этого главного авторитета.
Поэтому у нас в большей мере, чем где-либо, все новое, пост-Тарковское, поколение режиссеров снимает пост-тарковские фильмы. Как они думают. Как они хотят. Получается ли у них? Хотят ли они этого, или просто не могут выбраться из тени великого предшественника? Вот фестиваль "Зеркало" - замечательное место, чтобы поговорить об этом.
Собственно, программа нынешнего фестиваля все это и предусматривает. Андрей Звягинцев, наш пост-тарковский 21-го века N1, входит в жюри. Александр Сокуров, наш пост-тарковский N1 еще века 20-го, получит приз за вклад - и покажет своего «
Фауста». (Излишне упоминать, что и пост-тарковский Звягинцев без показа своей «
Елены» не уедет).
Уж если о наших зашел разговор, то - да, будет специальная программа «Свои», в которой все более-менее про-тарковское российского производства последнего времени будет показано: и «
Жила-была одна баба», и «
Мишень», и «Дирижер» Павла Лунгина, и «Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова, и «
Бездельники», и «
Борис Годунов», и «Бедуин» Игоря Волошина, и «Сердца бумеранг» Николая Хомерики, и «
2 дня», и «
Портрет в сумерках». Почти все, что сняли. Один только фильм «
Сибирь. Монамур» почему-то не попал.
Вот и поспорить бы, и пообсуждать бы: при чем здесь Тарковский? Является ли замедленный ритм, немногословность, монохромность картинки достаточой атрибуцией "стиля Тарковского".
В конкурсной программе из 11 фильмов наш - условно «наш», бывшего укро-белоруса, нынешнего средне-европейца
Сергея Лозницы - «В тумане», только что показанный в Каннах. Дальше все неизвестные фильмы неизвестных режиссеров из Чили, Бразилии, Канады, Таиланда, Франции, Люксембурга, Нидерландов, Израиля. Известный из них только один - фильм «Альпы» греческого режиссера и сценариста Йоргоса Латимоса, который на
прошлогоднем Венецианском кинофестивале получил приз за сценарий. С загадочной истории о некоем бюро услуг, предоставляющих двойников покойных родственников на замену. Интересно!
В программе «Тарковский контекст» будут представлены две ретроспективы: упоминавшегося уже нынешнего каннского лучшего режиссера Карлоса Рейгадаса, в том числе и этот, только что показанный в Каннах, самый свежий его фильм, «После мрака свет». И - вот ведь совпадение какое! -
прошлогоднего каннского лучшего режиссера, Нури Бильге Джейлана, в том числе и тот, прошлогодний шедевр «Однажды в Анатолии».
В обязательной для любого фестиваля программе короткометражек обращает на себя внимание имена молодых режиссеров, пробующих свои силы в малом формате: например, Дмитрий Дюжев! Снял фильм «БратИя»… Судя по названию, одинаково легко представить как то, что Дмитрий Дюжев пошел по следам своих выступлений в «Бригаде», так и, наоборот, продолжил тему монашеского служения в «Острове». Еще один актер, сериальный Артём Семакин, представит свой маленький фильм в этой программе. И -другие незвестные режиссеры с известными фамилиями: Мария Агранович, Антон Бильжо, Иван Шахназаров. Подросли детки.
А смотреть многочисленные конкурсные и внеконкурсные фильмы фестиваля жители и гости города будут в открытом кинотеатре на берегу Волги. В Плёсе. И кто скажет, что это хуже, чем Сочи? Фестиваль продлится 3 дня.
Вместе с этим смотреть:
Предсказуемый Канн-2012Вместо этого смотреть:
Туринская лошадь | A Torinói ló,
Меланхолия | MelancholiaВ этот день в 2010 году:
Цвет сакуры | Kirschblüten - HanamiВ этот день в 2009 году:
Папе снова 17 | 17 AgainВ этот день в 2008 году:
Канн 2007. Европа