«Сибирь. Монамур» - по версии российской национальной кинопремии «Ника», один из лучших российских фильмов 2011 года. Он заявлен в номинации «лучший фильм», актер Петр Зайченко претендует на награду как исполнитель лучшей мужской роли, а мальчик Миша Процько - на награду как открытие года.
Вот так задел за живое фильм Славы Росса «Сибирь. Монамур» наше киносообщество. То есть - ту его часть, которая группируется вокруг «Ники». «Золотой Орел» тоже отметил «Сибирь. Монамур», но - менее значительными номинациями «художник-постановщик» и «художник по костюмам». Награду, впрочем, "Орлы" ему не присудили.
Зато уже кучу наград присудили разнообразные международные, европейские и американские, средней руки, фестивали - и Римский независимый, и Бруклинский международный, и Международный кинофестиваль в Валенсии, и международный фестиваль фильмов в городе Торунь, это Польша,
а также - фестиваль Moondance, Колорадо, США, и международный фестиваль в испанской Галисии, и даже досталась фильму «Сибирь. Монамур» премия фестиваля в Сиракьюз, штат Нью-Йорк.
Международное общественное киномнение проголосовало за фильм даже раньше, чем отечественное. Так что отечественное, хочешь-не хочешь, будет подтягиваться. Потому как российское киносообщество вполне определенно равняется на европейских и американских отборщиков, наблюдателей и надсмотрщиков. ОК. И, кажется, новый режиссер Слава Росс это знает.
И знает, чего ждут от молодого российского режиссера авторитетные дяди из Евросоюза и из-за океана. И тети. Вообще - люди. По крайней мере, те неленивые и любопытные европейские и американские люди, которые вообще пойдут смотреть российское кино. Ждут чего-то такого. Уж не знаю, зачем им это надо. Но - ждут. Подтверждение тому - не только шквал призов, но и кинокасса, которую, вот уж точно, не обманешь: во Франции фильм собрал денег в 25 раз больше, чем на Родине.
Понятное дело, французы, прародители кинематографа, гораздо больше собак съели кинематографических, нежели мы. У нас все по-другому. Не мы их, а они - нас. Едят. Согласно фильму Славы Росса «Сибирь. Монамур». В нем собаки едят людей. Плюс ко всему. А в остальном - такой «Груз-200»-слим. То есть - лайт. Без циничной бодрости и агрессивной монструозности. С еще более хорошим концом.
Ну да, если вы не помните, «Груз-200» тоже хорошо кончился: пришла женщина с ружьем и убила главного злодея. Здесь тоже женщина с ружьем злодея порешит. Но и злодей он не того масштаба, и помимо наказания гаду тут будет еще и спасение хороших и добрых людей. Дедушки и внука.
Я же говорю, кончается все хорошо. Но все это неинтересно, видено-перевидено, смотрено-пересмотрено, и люди все неживые-функции, предназначенные автором кто - на заклание, кто - для поучения, кто - для умиления зрителей.
Это - дядя с бородой. Это дом с трубой. А это - бяка-заколяка кусачая. Так вот, все в фильме, включая бяку-заколяку - схематичные и условные. Включая самое главное, ради чего все и писалось - и подписывалось громким и звучным, знакомым для пресыщенного западного уха и знаковым для нашего словом - «СИБИРЬ». Сибирь в кадре возникает тоже условная, иллюстративная: сопки, покрытые порыжелым предзимним лесом. Большая река.
Но как только камера уходит с высоты птичьего полета панорамных съемок, то никакой Сибирью, мощью, бескрайностью, непостижимостью - ничем таким и не пахнет. Обычная такая немытая Россия. Сирая и убогая. Бедная и несчастная. Хоть волком вой. Если кто-то гневно или презрительно скажет: «Так ведь такая же она и есть!» - то я в ответ скажу, что констатация эта не является искусством. Она даже не является документом. Как не является документом даже самая документальная фотография.
Потому что самая документальная фотография определяется точкой зрения. И с одной и той же точки местности можно, повернувшись в одну сторону, увидеть - и щелкнуть, и поместить в рамочку, и снабдить подписью с датой и точным указанием широты и долготы - какую-нибудь помойку. И впрямь расположенную по этому самому адресу. А можно поднять камеру чуть выше - и помойка уже в кадр не попадет. А можно, стоя на этом же самом месте, повернуться к помойке спиной и … Да что там говорить!
«Сибирь. Монамур», так же, как и большинство российских картин, выходящих в последние 20 лет под лейблом «Наше новое кино», отражают не правду, не метафору, а точку зрения своих создателей. Или даже - тех, кто эту точку зрения этим создателям заказывает. Путем создания внятной фестивальной политики и фестивальной конъюнктуры. На этом фоне, повторяю, «Сибирь. Монамур» - не самый зубодробительный экземпляр.
Ведь было, помимо «Груза-200» Алексея Балабанова, и «Счастье мое» Сергея Лозницы! В Канне, между прочим, показывали! Но. И тот, и другой, вершины жанра, фильмы - и «Груз-200», и «Счастье мое» - отражают, помимо искомой точки зрения, еще и личное и уникальное мировидение и мастерство своих авторов. Вполне себе уникальных и мастеровитых.
Мастерство и уникальность Балабанова были известны и продемонстрированы многократно и до того. А вот в мастерстве не известного Лозницы желающие могли убедиться, посмотрев «Счастье мое». Хотя ни интересной, ни неожиданной ту картину назвать тоже сложно. Но Сергей Лозница, просвечивающий сквозь нее - интересен.
А автор «Сибирь. Монамур» вовсе не так выразителен. Придуманные им люди зависли между притчей и мега-натурализмом, но для первой им не хватает метафоричности, а для второго - подробностей, прописанности. Так же и историям, которые происходят внутри фильма.
Не историю жизни этих людей, которые да, здесь на твоих глазах сошлись в таких сложных комбинациях, но ведь и до этого кем-то были, как-то жили - не пред- и пост- жизни их ты считываешь с экрана, а порционные вбросы в котел фильма - еще добавим жести… Еще… И помешиваем, помешиваем… Огонечек убавляем… И - для остроты - еще щепотку! А теперь - огонечек потушили… Пусть доходит.
И не надо вот этих причитаний, что автор фильма сам сибиряк, что он видел и знает этих людей, что он с ними ел этих собак. Тьфу, вот ведь привязались! Ну, пуд соли съел со своими героями. Вот проглядывает через пленку не то, как он с ними ел этот пуд, а как он ест, а сам подмечает острым глазом: вон, как все здесь здорово подходит, чтобы международному киносообществу угодить! Собственно, кредитная история фильма свидетельствует как раз о том, что автору удалось осуществить свою задумку.
Сибирь. Монамур: Россия - 2011
Моя система оценок Poll Сибирь. Монамур. Вместе с этим смотреть:
Груз-200,
Счастье мое,
Дом,
Жила-была одна бабаВместо этого смотреть:
Туринская лошадь | A Torinói ló,
2-Асса-2,
Шапито-шоуВ этот день в 2011 году:
Клуб киноУХО - 23. В поисках Радости (Made in USA). АнонсВ этот день в 2010 году:
Жажда | BakjwiВ этот день в 2009 году:
Дикое полеВ этот день в 2008 году:
Василий Аксенов. Редкие земли киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн