Фильм «Дом» Олега Погодина - два в одном: типичное наше новое кино о немытой России в одном флаконе с кровавой криминальной драмой о благородном разбойнике. При этом смесь не взболтали. Cначала битый час зритель смотрит очередную чернуху про большую семью ненавидящих друг друга людей, один другого гаже. Зато потом, когда начинаются криминальные разборки с беспорядочной стрельбой из автоматического оружия, зритель переведет дыхание: «Ну вот, хотя бы делом занялись!»
А под конец создатели фильма и вовсе припасли два гостинца немыслимой щедрости, настолько неожиданные и бравые всплески криминальной активности, что можно сказать: начали за упокой, кончили за здравие. Уложив, правда, всех практически героев, но без ущерба для зрителя. Так даже веселей.
По отдельности каждую из этих частей мы видели, и не раз. Первая - это такое наше новое «В ожиданье Годо»: в пустом, отдаленном от центров цивилизации, пространстве стоит дом, а в доме живут - не перечесть, сколько родственников, и все ждут еще одного, который никогда не приезжал и большинство обитателей дома его даже никогда не видели.
Вторая часть - наш новый «Старший сын»: в большую и уже не такую недружную, как поначалу, семью, можно сказать, в обычную такую семью из четырех поколений, которые все живут под одной крышей, без тесноты и обиды, кстати, в просторном и по уму устроенном доме,
приезжает из столицы старший брат. Надежда и опора семьи, сделавший в столице крутую криминальную карьеру. Настолько крутую, что в погоню за ним из столицы прибывает чуть ли не спецподразделение в полном составе, вооруженное до зубов и готовое стрелять на поражение. И вот тут тебе и напряжение, и саспенс даже - когда ни о чем не подозревающие родственники-поселяне столы накрывают да гостей созывают, а кольцо ликвидаторов вокруг все сжимается, и сам старший брат все это чувствует, загнанный волк.
Действительно, получилось неплохо. Очень драматично. Чему немало способствовали актеры, один другого лучше. Драматизму они способствовали, а вот воспринять правильно первую, арт-хаусную, часть фильма как раз мешали: обычно в ролях быдла, пасущегося на российских просторах, режиссеры снимают каких-нибудь незнакомых актеров. Вызывая протест у зрителя: и зачем это мне за свои кровные два часа любоваться на этих невнятных огрызков? Здесь невнятных огрызков нет,
а есть, наоборот, Богдан Ступка - он играет отца семейства, (а есть еще столетний дед!), а так же Лариса Малеванная - мать, Владимир Епифанцев, Иван Добронравов, Екатерина Редникова, и еще много знакомых и симпатичных лиц. Тут уже возникает протест другого характера: судя по тексту речи, частоте сплевываний под ноги и вообще неполитесному поведению, предполагается видеть в этих персонажах грубых и подлых, сирых и убогих граждан нашей необъятной родины, каковыми этих граждан рисует из полотна в полотно отечественное киносообщество.
Но в Богдане Ступке - и прочих вышеперечисленных - слишком много высококультурного человеческого благородства, так что все огрехи поведения, придуманные авторами, хочется списать и объяснить в пользу героя Ступки: такой мощный человек зря козлить не будет. Но вся картина полностью меняет цвет, когда на горизонте появляется блудный сын - его играет Сергей Гармаш.
Любимый сын отечества - московский бандюган, с душою, нежною, как цветок. Благородный и справедливый, самоотверженный и щедрый, за базар отвечает, все об этой жизни знает и научит, кого хочешь. Так что вторая часть фильма - практически, повесть о настоящем человеке. Она же - «Так закалялась сталь. Наше время». Мудрый и обстоятельный, брат-Гармаш всех рассудит, всех помирит и утешит.
А без него на этом месте и вообще бы ничего бы не было: и дом-то он построил, и детей-братьев всех выучил, и родителей вылечил. Солнце на небо по утрам выкатывает тоже он, наверняка. И вот на такого человека нашлись волки позорные, чтобы руку поднимать.
Если к середине фильма история плавно превращается в евродраму типа: «Чествование» или «Юбилей» - о скелетах, спрятанных в шкафах благородного семейства, то финиширует фильм с бодростью «Техасской резни бензопилой»: пятиминутной трэшевой пальбой, покосившей правых и виноватых, людей и зверей, мертвых и живых.
В качестве реверанса общечеловеческим ценностям автор фильма накануне мочилова собрал всех детишек на площадке в один джип и отправил их от греха подальше купаться. Так что ни один ребенок, прошитый автоматной очередью, на дворе не валялся. А вот взрослых - и не сосчитаешь! Веселый беспредел производит обратный эффект: как-то сразу ясно становится, что дело происходит на съемочной площадке, и кровожадная радость режиссера и оператора от вида свежей крови-кетчупа передается зрителю.
И венчают бравурные впечатления два финальных аккорда: явление деда-колясочника со взрыв-пакетом, а следом за ним - и совершенно уже не предсказуемая месть престарелой деревенской красотки: «В сорок пять - баба - ягодка опять», где 45 имеет сразу два калибра. Так что расстаемся мы с фильмом на каком-то душевном подъеме: глаза горят, руки чешутся, эх, дали бы мне сейчас автомат!
Дом: Россия - 2011
Моя система оценок Poll Дом Вместе с этим смотреть: Калина красная
Вместо этого смотреть:
Груз-200В этот день в 2010 году:
Пресс-клуб ATV - Назад в СССР - 1В этот день в 2009 году:
Эдуард Артемьев киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн