Война Богов: Бессмертные | Immortals

Nov 29, 2011 10:58



Что отличает 3D-блокбастер на древнегреческую тему «Война Богов: Бессмертные» от любой другой аналогичной «Битвы титанов» - так это режиссер, Тарсем Сингх. Даже если зритель его не знает и не вглядывается пристально в визуальные высказывания Сингха, все равно радужная оболочка его глаз запечатлит, а мозг - сохранит копию зрительного ряда совершенно особенного качества.

Тарсем Сингх - кино-художник, художник больших форм. Ему нужны большие пространства, циклопические масштабы, купол небосвода и океан моря, исполинские горы, и чтобы все это можно было разрушать - и возводить заново.

Ему нужно пространство для маневра и история, которая даст возможность нанизать на шампур сюжета как можно больше вот таких визуальных поэм. Древнегреческий эпос такую возможность дает. Сингх - не рассказчик, он - показчик. Тот, кто знает и любит Тарсема Сингха после волшебных миров «Клетки» и, особенно, «Запределья», не разочарован «Бессмертными».


Ну, то есть если бы Сингх опять поднапрягся и, как для сценария «Запределья», сам бы придумал бы чего-нибудь, было бы еще лучше. Правда, наверное фантазер и придумщик волшебных картин и миров, Сингх все, что мог, в «Запределье» и рассказал - благо, фильм как раз был о парне из Голливуда, который рассказывает малышке - товарищу по несчастью и соседке по больничной койке - вот такие всякие чудные истории, в которых никаких преград его воображению нет вовсе: мели, Емеля, твоя неделя!



Правда, и там Сингх среди многочисленных героев взял да и ввел естествоиспытателя по имени Чарльз Дарвин. Который, хоть и ловил бабочек, как положено естествоиспытателю, с общеизвестным персонажем под этим именем имел мало общего.
Вот такой стиль у Сингха. Сказку «Запределье» слушать и смотреть это, кстати, нисколько не мешало!



Вот и Тесей в «Бессмертных»… Не говоря уже о Гиперионе: люди все известные, но сплетена из них история на свой лад. И лучше всего с самого начала дать авторам фильма право на вольную трактовку и не встревать со своими избыточными познаниями в греческой мифологии, если таковые имеются. Вдруг. У кого-то.

А если нет - то и вообще все в порядке: Тесей - простой паренек древнегреческий, вступает на тропу войны с могущественным захватчиком и поработелем Эллады Гиперионом,



который мало того, что убил его мать и разрушил храмы, так еще и намеревается, добыв волшебный лук, выпустить на волю заключенных греческими богами в Тартар Титанов…

А Титаны эти - грубо говоря, усмиренные силы зла и разрушения, так что если их выпустить - мало не покажется. Любому человеку доброй воли это понятно. Кстати говоря, современному зрителю тоже должно быть понятно, что значит - выпустить наружу усмиренные силы зла. Примерно то же, что открыть ящик Пандоры, только очень большой. Если кому так понятнее. Вот Тесей и старается.



И Тарсем Сингх - тоже. Этот компьютерный кинохудожник имеет талант любой картинке, вышедшей из-под своих рук, придавать символическое, сакральное звучание. И в визуализации мифа о борьбе добра со злом этот талант более, чем уместен. Картины, которые рисует режиссер, величественны, многозначительны и прекрасны.



Зло - осязаемо, внушительно и смертоносно. Зло - мощная штука, и трудно найти кого-то, кто донес бы до зрителя эту простую истину лучше, чем Микки Рурк в роли Гипериона.

Добро - вещь не такая брутальная и распадается на нескольких персонажей, каждый из которых по своему прекрасен. На первом месте по красоте - конечно же, Фрида Пинто, которая здесь тоже очень уместна в роли оракула, а потом и - жены Тесея, Федры. Нежная, но выразительная красота Фриды Пинто гораздо более под стать мифологическому персонажу, нежели обычной земной ... девушке-ветеринару, которую Пинто сыграла в прошлый раз, (в фильме " Восстание планеты обезьян |Rise of the Planet of the Apes"). И здорово, что Сингх это понимает, раз пригласил ее в свой фильм.



Тесей постепенно набирает силу в течение фильма, пройдя путь от сказочно прекрасного юноши в начале до сурового и мрачного бойца в конце. Финальная схватка с Гиперионом, опять же, представляет зримо, насколько недемократично и нетолерантно ведется битва добра со злом, насколько она требует от участников не только самоотверженности, но и отличных боевых навыков, силы, умения, а не только какой-нибудь залихватской военной хитрости…Нет, все очень серьезно - и Сингх, вместе с Генри Кавеллом (Тесеем) и Микки Рурком (Гиперионом) внятно и доходчиво показывают, до какой степени.



Фильм вообще отличается не то, чтобы избыточной демонстрацией насилья и жестокости, но - визуально доносит, что в битве добра и зла никаких фиглей-миглей не было. И не будет. Мой меч - твоя голова с плеч. При этом все сражения в фильме прорисованы с гармоничностью танца в большом балете. Завораживают. Но - их много.

Много однообразных и повторяющихся действий и сцен. Такая это стихия - миф, эпос. Все эти размеренные повторения, накаты - откаты, наступления - отступления, взяли город - отдали город - многократные заходы и подходы - это законы жанра. (Так, например, победа над Минотавром - согласно греческому мифу, самая великая из одержанных Тесеем, здесь, у Сингха, затесалась в серединку. До нее были сражения, были и после, одна битва из многих...)



Ну да, эпос - вещь достаточно монотонная. Эпос - не стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» - о великом, судьбоносном, но - одном-единственном сражении. Эпос - это долгая песня с многочисленными припевами и запевами, и перечислениями погибших товарищей. Он - длинный. Он монотонный. И может клонить в сон. Имеет право!



Получается, что Тарсем Сингх, сохранив верность жанру и стилю, проиграл с точки зрения коммерческой пригодности: для того, чтобы удерживать зрителя в напряжении и постоянном внимании, те же древние греки потом придумали другую форму, трагедию. Вот там чередуются планомерно напряжения-расслабления зрителей, чтобы он, зритель не заснул ни за что.

Но у них разные задачи - у эпоса или у трагедии. Эпос - это история, развернутая во времени. Разницу между эпосом и трагедией выражает русская поговорка: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказка - она, конечно, и покороче, и повеселей. А Тарсем Сингх показал, как делается дело.

Война Богов: Бессмертные | Immortals: США - 2011



Моя система оценок

Poll Война Богов: Бессмертные | Immortals

Вместе с этим смотреть: Клетка, Запределье
Вместо этого смотреть: Битва титанов, 300 спартанцев
В этот день в 2010 году: Неуправляемый | Unstoppable
В этот день в 2006 году: Пульс | Pulse

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн








США, Пинто, *4*, эпос, обзоры фильмов, Кавелл, 2011, Рурк, Сингх, война, историческое, кино

Previous post Next post
Up