Широко разрекламированный фильм известного российского режиссера старшего поколения Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» нужно посмотреть из уважения - и к режиссеру, и к отечественной истории, которой посвящен фильм. Андрей Смирнов - кто не помнит - режиссер, снявший фильм «Белорусский вокзал».
Одновременно он - отец Дуни Смирновой, заметной фигуры в современном кино- и шире - культурном процессе. (Дуня Смирнова - соведущая ток-шоу «Школа злословия», кинокритик, сценарист и режиссер, последний ее фильм - «
Два дня» с Бондарчуком и Раппопорт); в то же время Андрей Смирнов много снимается как актер в современном кино, только что - в нашумевшей драме «
Елена» у Андрея Звягинцева он сыграл главную роль.
А с другой стороны, Андрей Смирнов - сын писателя Сергея Смирнова, того самого, который по крупицам воссоздал историю героической обороны Брестской Крепости и добился признания этого подвига - и властью, и обществом. Вот такая связь времен получается, в которой Андрей Сергеич - звено между прошлым и будущим. И к нему, звену в такой мощной цепи, прислушиваться надо особо.
У нас таких династий не так уж и много, только вот Михалковы приходят на память. Вот и еще одно сходство: и Андрей Смирнов, и Никита Михалков, каждый в свое время, стояли у руля отечественного киноискусства, возглавляя Союз Кинематографистов. Андрей Смирнов возглавил его вскоре после революционного 5-го съезда, когда практику отечественного кинопроизводства было решено поменять кардинально и радикально.
Вот эти кардинальные и радикальные перемены какое-то время шли под руководством Андрея Смирнова. И произошли, как мы видим. Так что Смирнов Андрей Сергеевич много сделал для современного кино. И его новый фильм, после тридцатилетней режиссерской паузы, стоит рассматривать именно с точки зрения нашего нового кино. По его критериям. И тогда все встает на свои места. (Жалко, к историческим же эпохалкам Никиты Михалкова не догадались подходить с той же меркой).
"Жила-была одна баба" - это взгляд на историю, но взгляд свободного человека, который как хочет, так и смотрит. Он хочет выразить в картине какие-то подлинности, но для этого вовсе не пытается дать возможность высказаться разным участникам процесса - не на суде. Он - хозяин своего фильма и своей точки зрения, и именно это - свою точку - хочет донести до зрителя.
Главными выразительными средствами нового кино являются вне-рациональные приемы…Воздействие на органы чувств зрителя, минуя его разум. Да и кто сказал, что должно быть наоборот? Какие-нибудь отсталые соц-реалисты. А кино - искусство, поверить алгеброй гармонию - что может быть пошлей! Нет, художники нашего нового кино, и Андрей Смирнов в их рядах - не рассказывают, а показывают, чтобы вы своими глазами убедились и поверили в их точку зрения.
А точка зрения у них одна: что Россия - сирая и убогая, бестолковая, бесприютная и беззащитная, и глумятся над ней все, кому не лень. В фильме «Жила-была одна баба» эта неновая мысль представлена в образе главной героини,
убедительно сыгранной артисткой Дарьей Екамасовой. Над ней глумятся, но ее не очень-то и жалко, потому что частично - она как бы сама и подставляется, частично - уж такая она придурковатая, что нужно, нужно жизни ее учить. Чтобы толк, наконец, был.
Много разговоров о том, что Смирнов снял фильм об истории антоновского восстания, не подтверждаются при просмотре. Антоновское восстание - вооруженные партизанские отряды тамбовских крестьян против Советской власти в 1921 году - прошли в фильме вот точно так же, как одна эта фраза: одним строем, мощными и дисциплинированными рядами. Зато с Юрием Шевчуком во главе.
Ни рассказа о том, кто да почему в восстании участвовал, ни хронологии его развития - нет этого в фильме. Смирнов-сын папиными методами документального расследования не пользуется: он разит наповал обилием всяких отвратительных сцен, персонажей, звуков. Голоса у всех в фильме - грубые, смех - животный, взгляд - исподлобья. Коммунисты убивают всех без разбора, антоновцы - с разбором. Но идеализировать, да что там - принимать за людей - автор не собирается ни тех, ни других. Чтоб их всех водой смыло!
Что вы, как зритель, получите от такого взгляда на историю? Знакомство с этим взглядом и представление о трансформации большого художника - от «Белорусского вокзала» к «Одной бабе». Вот такое соотношение прошлого и настоящего.
Жила-была одна баба: Россия - 2010
Моя система оценок Poll Жила-была одна баба Вместе с этим смотреть:
Елена,
Придел Ангела,
Утомленные солнцем 2: ПредстояниеВместо этого смотреть:
Брестская крепость, Белорусский вокзал
В этот день в 2010 году:
клуб киноУХО - 17. Веселые картинки. АнонсВ этот день в 2009 году:
Книга Мастеров киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн