Фильм "Брестская крепость" тяжелый, но легкий.
Тяжелый, потому что хорошие люди гибнут безнадежно и мучительно. Страшно не-понарошку смотреть, как в один миг разрушается мир, порядок и любовь и заменяется болью, смертью и насилием. Страшно примерять на себя. На свой мир, своих близких. А как ты - выдержал бы? А если выдержал - то как? Откуда силы берутся на преодоление боли и страха, на преодоление безнадежности и явленной воочию превосходящей силы противника? Это тяжело.
А легкий фильм "Брестская крепость" потому, что он узнаваем. Его герои, их лица - мы знаем их, помним по старым советским фильмам о войне. Вот не по новым российским фильмам о бандитах тебе будет знакомо лицо Андрея Мерзликина или Евгения Цыганова, хоть в таких фильмах ты их видел не раз. А по старым фильмам. Они, наши современные актеры - еще Павел Деревянко и Александр Коршунов - преобразились здесь.
Вот, например, на это чудо преображения стоит посмотреть. Вдруг их лица, на которых - по воле времени, которое заказывает свои песни - все годы, что мы их знаем, были отражены совсем другие чувства, мысли и человеческие качества - вдруг их лица стали прекрасными и одухотворенными. И - да, похожими на лица тех, старых актеров. Даже и не скажешь, на кого. На то поколение. Еще лучше - на тех, кого они играли. Играют.
Постмодернистские учебники последнего времени напрасно стараются нам втолковать, что нет разницы между прекрасным и безобразным, подразумевая про себя, что безобразное - круче и лучше.
Есть, есть разница! Лица бандитов некрасивы не потому, что в бандиты идут одни уроды. В таком случае, лица супер-моделей не красивы тоже - они привлекательны, как подарочная упаковка. Гамма чувств, которую выражают эти лица, содержит такую мелкую игру лицевых мышц, движений глаз, которая не воспринимается, как красота.
И вдруг - эти же самые лица - выражают самоотверженность, отвагу, честь, мужество, братство, героизм. И - они становятся прекрасными. И их красота воспринимается как правда.
Создатели фильма особенно подчеркивают то, что все эпизоды, все атаки, все налеты и диверсионные броски, все героические вылазки и прорывы - все это документально подтвержденные эпизоды героической обороны Брестской Крепости. Скрупулезно выстраивая документальность событий и взаимоотношений защитников, они, создатели фильма, российско-белорусская киногруппа под руководством генерального продюсера Игоря Угольникова, сумели воспроизвести и правду мелочей, быта.
Лица, жесты, слова, действия - не только в решающие, задокументированные в дневниках, героические моменты, а и в счастливом предвоенном последнем дне мира - все настолько убеждает, что даже не возникает желания проверять точность постановщиков на ляпы - сколько шпал на петличках, какого образца военная техника и обмундирование… Они не выглядят ряженными, они не выглядят сегодняшними, сытыми и загорелыми на зимних пляжах любимцами судьбы, каковыми являются, вообще-то говоря, актеры в современном мире. Им удалось оторваться от современности и показать нам гораздо более реальную реальность. Героическую, прекрасную, но не бесспорную.
Противники фильма много говорят о том, что в фильме "ничего не происходит": вылазки и атаки защитников - бессистемны, бессвязны, сегодня так же, как вчера, при этом нам заранее известно, что - обречены на провал. Брестская крепость пала. Жертвы защитников были напрасны. По меркам сегодняшнего прагматичного времени здорового эгоизма.
Мне же это страшное повторение атак, попыток прорыва, отступлений, поисков воды и лечение тяжело раненных кажется не просто стремлением к уважительной и сострадательной документальности. То есть, даже если это страшное повторение, дурная бесконечность, выросла и из документов, то означает, говорит мне - с экрана - о чем-то более важном, чем верность реальным событиям. Или - копаем глубже - уже эти реальные события, их повторение, бессмысленное и не ведущее к выходу, о чем-то говорит. О важном. Вот хочется понять, о чем.
В советском детстве было все понятно: понятно, что другого пути у защитников не было. Хотя потом мы узнали, что все-таки был. И в фильме нам показывают, что кто-то все-таки сдался при первой возможности. Сдались в плен и ушли из-под верной смерти - в неверную, но - жизнь. Почему же для защитников, с которыми долгое время идентифицировали себя все, а теперь не все, но многие, по крайней мере, сочувствуют им практически все, почему же для них не было выбора и другого пути, кроме как - погибнуть в заведомо бесперспективной обороне. Мы смотрим в фильме на их лица, актеры тоже, кажется, безо всякой натуги играют генетическую память этой бескомпромиссности: умираем, но не сдаемся. Почему? Почему русские так прекрасно и достойно умирают, но не сдаются, а в мире (в миру) живут не такими прекрасными и сдаются?
Потом, сама безальтернативность: "не сдаемся, и все тут" - мы же теперь, пусть нас и не приняли до конца в общий европейский дом, на коврике у двери все-таки сидим и о чем говорят в гостиной, слышим.
Вон, фильм Поланского, оскароносный, кстати говоря, то есть - ценности, манифестированные в нем, утверждены высшей инстанцией: "Пианист". О том, как героически просидел тихо, как мышка, в кладовке, всю войну и не погиб, а стал великим пианистом великий пианист Шпильман. Ну да, ну да, он не был военным и героически защищать кого-то или что-то был не военнообязан.
Но тут же, рядом с ним, его же братья по крови - польские евреи в Варшавском гетто - поднимали восстания, устраивали побеги, шла бурная подпольная деятельность, всякие диверсии, укрывательство, как того же Шпильмана кто-то с риском для жизни укрывал и доставлял ему еду трижды в неделю. Вероятно, угрозу жизни принимая меньшим злом, чем непротивление этому злу. А Шпильман, и Полански вместе с ним, а теперь - и весь мир, водрузивший фильм Поланского на знамена, полагают, что смерть - это главное и однозначное зло. И все, что помогает избежать смерти и сохранить жизнь - это лучше. Выжить - геройство. А умереть достойно - все равно проиграть, потому как ты же умер и воспользоваться своим моральным выигрышем, даже если предположить, что таковой где-то как-то учитывается и просчитывается, ты не можешь.
Вот какая современная арифметика прочитывается за фильмом "Брестская крепость". То есть - какой конфликт с современной арифметикой. Но ее, современную, все-таки хочется называть арифметикой. Она очень проста. Она не знает никакой нелинейности, вечной жизни, интегрального исчисления. В общем, не бином Ньютона.
А в однозначной готовности "умирать, но не сдаваться" наших предков видится однозначное величие и залог грядущих побед. Который, вроде бы, вовсе не вытекает прямо из их, брестских защитников, героизма, но с какой-то более высокой точки зрения - именно прямо и вытекает. А можно сказать, что это - "зомбированные фанатичной советской властью люди". Но лучше все-таки не говорить, потому что такими фактами безрассудного героизма русские славились задолго до прихода "фанатичной советской власти". Умереть за други своя - вот это по-нашему. И это так понятно и привычно. Но - вовсе не по-общечеловечески. Общечеловеки живут не так. И, кстати говоря, хорошо живут. Богато и чисто. Вот и обо всем об этом фильм "Брестская крепость" тоже заставляет задуматься.
Ну, и напоследок, что касается обвинений фильма во вторичности, пост-советскости и проч. Ну, ребята, странно даже спорить об этом: вот у вас была книга рецептов и все рецепты по ней готовились вкусными, съедобными. А тут приносят другую книгу и говорят - смотрите, какие интересные рецепты! Какие ингредиенты новые, оригинальные! И на вкус, должно быть, будет - зашибись! По крайней мере, что-нибудь новенькое попробуем, а то что мы все - кулебяки да кулебяки.
Начали готовить по новым рецептам - и выходит все что-то не съедобное. То ли у нас ингредиентов нету подходящих, то ли растут они здесь не вкусными изначально, но есть это невозможно. Так сделайте, в конце концов, старую добрую селедку под шубой - она никогда не подведет! И после долгого перерыва можно опять, по-новому оценить ее богатый букет, нежный аромат и яркий, праздничный цвет.
А если серьезно, то в фильме очень хорошо, на мой взгляд, играют современные постановочные возможности: съемки с разных точек, (особенно - с высоких!), обилие пиротехники, масштабы разрушений… То есть эти новые постановочные, технологические кино-возможности придают новые смыслы - и ужас войны, и слава героев явлены на другом уровне, вполне вписываясь в визуальный ряд современного кинопроцесса.
Вот вам, маловеры!
Брестская крепость: Россия, Беларусь - 2010
Моя система оценок Вместе с этим смотреть:
Фильмы войны: Живые и мертвые, День командира дивизии, СолдатыВместо этого смотреть:
Первый отрядВ этот день в 2009 году:
Безумный спецназ | The Men Who Stare at GoatsВ этот день в 2006 году:
Где скрывается правда | Where the Truth Lies киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн