"2-Асса-2", фильм Сергея Соловьева, «Асса двадцать лет спустя» присутствует в российском прокате не первый месяц, но его почти что и нет. Проката. Вокруг Соловьева, конечно, существует заговор прокатчиков: как иначе объяснить то, что два едва ли не лучших фильма последнего десятилетия, «Анна Каренина» и «2-Асса-2», которые, по стечению обстоятельств, снял один режиссер - не имеют доступа к зрителю.
Не только прокатчики - в сговоре весь отечественный киноистэблишмент. Сергей Соловьев умудрился поссориться и не вписаться, и его не вписали, несмотря ни на какие прошлые и настоящие заслуги перед Отечеством - и перед кинематографом. Несмотря ни на что.
На то, что САС преподает во ВГИКе и вырастил не один десяток режиссеров; на внушительную обойму выдающихся фильмов советского периода; на деятельное участие в новом российском кинематографе, («Нежный возраст», недавние «
Одноклассники», а еще были «Три сестры» и «О любви» - конечно, не много, но едва ли кто из режиссеров его поколения за эти двадцать лет сделал больше; да, не забудьте про два главных - «
Анна Каренина» и «2-Асса-2»!);
несмотря на явно артикулированное в свое время несогласие с прежним режимом, несмотря на то, что его «Асса» была одним из манифестов и знамен, под которыми пришел, и все мы его ждали! - режим новый; несмотря, наконец, на то, что Сергей Александрович успел поруководить Союзом кинематографистов России и бессменно… Да что там говорить! Не перечесть всего, чем занимается сейчас и занимался прежде очень деятельный человек и очень хороший режиссер Сергей Соловьев.
Когда перечисляешь все это, кажется - что он и есть современный российский кинематограф. Но когда переводишь взгляд на киноафишу, понимаешь: нет, не он! Его, такого деятельного и такого суперпроизводительного, как бы и нет, зритель как бы и не видит его, хотя если кто и мог бы собрать кассу, так это Соловьев - и «Анна Каренина», и «2-Асса-2».
Странная и загадочная ситуация. Но вам, дорогие товарищи зрители, она не должна помешать: идите и смотрите фильмы Сергея Соловьева там, где их показывают. В Москве, например, их показывают в киноклубе «Эльдар». Смотреть их нужно не для того только, чтобы выразить солидарность с любимым режиссером и хорошим человеком, попавшим в переплет какого-то нерыночного механизма современного отечественного кинопроцесса.
Смотреть фильмы Соловьева (оба два) нужно, чтобы удостовериться, что кино у нас есть. Хорошее, настоящее, кино. Его просто от нас скрывают. «2-Асса-2» - настоящее современное кино, но только не в том смысле, который вкладывают в это понятие владельцы брэнда «наше новое кино». Не скучное, маловразумительное зрелище с невнятными персонажами, неизбывной грязью на улицах, нечленораздельной речью, но зато очень отчетливым матом из уст дошкольников.
«2-Асса-2» - яркое, наваристое действие, в котором есть воспоминания о прошлом, и продолжение прошлого в настоящем, и фрагменты легендарной «Ассы» 1987 года, и черно-белые кадры из той жизни Алики, которая была будущим для Алики-87 и уже стала прошлым для Алики сегодняшней; и фрагменты фильма «Анна Каренина» с Татьяной Друбич в главной роли, а по фильму - с Аликой.
Получается очень сильный замес не только прошлого с настоящим, но и реального с придуманным, и придуманного прошлого с реальным настоящим, и наоборот. Эффект - как от путешествий во времени! Но главный герой фильма - это реальное настоящее. Несмотря на вымышленность всех воплощающих его персонажей. Сергей Соловьев, измученный простоями и непроплатами в процессе съемок «Анны Карениной», из своих сомнений, тревог и отчаяний создал фильм.
«2-Асса-2» - такой же манифест нашего времени, каковым манифестом конца 80-х была та «Асса». При этом фильм в высшей степени художественный, а нисколько не публицистический, не однонаправлено критический и дидактический. Да и «Асса», как вы помните, сильно отличалась от говорухинского «Так жить нельзя!» Просто самим своим парадоксальным художественным методом режиссер подвергает реальность какой-то трансформации.
В этом смысле «2-Асса-2» - явление магического порядка. Когда ты его смотришь - ты как будто участвуешь в магическом ритуале. Есть такие фильмы, спектакли. (У Кургиняна «На досках» мы смотрели такой спектакль, «
IZНЬ»). Они влияют на реальность. Процесс их просмотра.
В фильме Соловьева вы встретите самых красивых и милых людей, каких только можно себе представить. И Юрий Башмет в роли влюбленного музыканта; и дочка Сергея и Татьяны, Аня Соловьева в роли влюбленной музыкантши, (и она же - реальная музыкантша, вместе со Шнуром написала музыку к фильму); и Шнур с восхитительной Катей Волковой, и ее песня про попкорн; и Сергей Маковецкий - такой прекрасный, каким он, кажется, является в жизни, но редко появляется на экране; а Толик?
Наш любимый, в «Ассе», кстати, он как раз не Толик, Толиком он стал в «Черной розе», но с тех пор Александра Баширова никак иначе и не назовешь; все хороши так, как больше и не вспомнишь, кто и где. Нет, вспомнишь, конечно - Татьяна Друбич, «Анна Каренина». Помимо всего прочего, «2-Асса-2» - это еще один фильм с Татьяной Друбич в главной роли, с молодой и прекрасной Друбич. По-прежнему молодой и прекрасной.
Развейте только мрачные подозрения о том, что «2-Асса-2» - это такой «капустник по следам наших выступлений». Фильм со вполне внятной историей, очень актуальной и характерной для нашего времени, с несколькими фрагментами совершенно фантастическими, но очень уместными у Соловьева, с очень доходчивым, хотя и кратким - содержанием
предыдущих серий для тех, кто вдруг первой «Ассы» не видел. Или забыл.
Но при этом, при всей внятности и последовательности, смотреть его не так, чтобы просто: в нем так много всего, такой напор людей и событий, что все время очень надо быть начеку, чтобы ничего не пропустить. Жалко пропускать-то! Вот такое ощущение можно припомнить: входишь на поляну - грибную или земляничную. Грибов - ягод - видимо-невидимо. Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, четвертая мерещится.
Вот такое примерно чувство испытываешь при просмотре фильма Сергея Соловьева «2-Асса-2». При этом не забудьте и еще вот что: собираешь все это, собираешь, и при этом понимаешь, что корзинки-то не хватит, и половину этого богатства все равно придется оставить… Ну да ладно, запомним место, и придем еще раз.
Но вот теперь про заговор прокатчиков и про то, что Соловьев не вписался в киноистэблишмент: он как будто нарушает конвенцию, принятую нашей кинотусовкой, Кинотаврами всякими, гласно или негласно. О том, что фильмы будут такими. Как «
Елена». А не как «Анна Каренина». А Соловьев снимает, как хочет.
И действительность критикует так, как хочет. С той стороны, с которой она ему, Соловьеву не нравится. И в Анне Карениной видит гения чистой красоты, а не феминистку, не поладившую с косным традиционным обществом. Что тут скажешь? Ведет свою тихую борьбу человек. (Или тихой она выглядит тоже потому, что ее замалчивают?) В общем, ужасно жалко, что фильм мало кто видел. И очень здорово, что он вообще есть.
2-Асса-2: Россия - 2009
Моя система оценок Poll 2-Асса-2 Вместе с этим смотреть:
Анна Каренина, Асса,
Generation ПВместо этого смотреть:
Елена,
Жила-была одна бабаВ этот день в 2010 году:
Убежище | ShelterВ этот день в 2009 году:
Две тысячи двенадцатьВ этот день в 2006 году:
Любовь и сигареты | Romance & Cigarettes киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн