Свершилось! Александр Сокуров получил Золотого Льва - главный приз Венецианского кинофестиваля. За «Фауста». Давно пора. То есть давно пора уже ему и Золотую бы Пальмовую Ветвь получить, но и Золотой Лев - очень неплохо. У этого непростого режиссера все очень непросто складывалось в жизни и творчестве, и одна из главных кинонаград, доставшихся ему, воспринимается каким-то архетипическим поощрением высших сфер в адрес всех, кто гнет свою линию, несмотря ни на что.
Вот эта способность не вовлекаться в торг, а делать, что должен, способность, которая частенько выглядит как неспособность - приспосабливаться, адаптироваться, отвечать на вызовы времени, попадать в струю и проч. Сначала, понятное дело, он не попадал в советскую струю - с его-то мироощущением! Но не стал вливаться и в такую, вроде бы, подходящую и даже вытекающую из вышеизложенного, струю, как эмиграция - а ведь звал сам Тарковский!
Ветры перемен перестроечных вызволили его фильмы из-под спуда - давай, вливайся в фестивальное движение! Но он вливаться не стал: снимая сложные и высокохудожественные фильмы, в высшей степени пригодные для фестивалей самой высокой пробы, все-таки на фестивальную конъюнктуру не откликался. Не слышал, что ли, не просекал, какие запросы носятся в воздухе? Да всё он слышал. Все всё слышат. Всегда.
Много призов, так сказать, второго плана, много номинаций - и на Пальмовую Ветвь тоже, отборщики отбирают, организаторы приглашают. Но главных призов не дают. Это важно? Теперь он говорит, что это не важно. Что Золотой Лев - это лишь мимолетный знак, символ, штрих. Нет, это важно. И для Александра Сокурова важно. И для нас. И для кино. И еще: может быть, очень важно, что этот - такой - приз достался ему сейчас, когда Сокурову шестьдесят, когда он снимает свое кино уже тридцать лет, а не три и не пять.
Что приз получил не мальчик, но муж, которого этим призом уже ни с чего не собьешь. А вот внимания к его фильмам - прошлым и будущим - глядишь, прибавится. И денег на их съемки, и интереса прокатчиков. И среди коллег-кинематографистов - чуть-чуть в эту, сокуровскую сторону пусть они сделают поправку. В сторону глубины и философии, в сторону богатства изобразительного и звукового, в сторону многозначности.
Чтобы им, кинематографистам, свои задумки захотелось снимать чуть менее плоскими, чуть более глубокими. Нет, не надо, чтобы все бежали снимать под Сокурова, это и не получится, как не получается снимать под Тарковского - за этими монохромными и многозначными картинами, за этим выстроенным светом и сложной партитурой звука - лежит не ловко угаданная эстетическая схема, а личность - уникальная, своеобразная. Вот, личность Сокурова.
И Арабова! Как же без него! Эта верность дуэту - тоже поражает и восхищает. И побеждает. Конечно, они работают всю жизнь не для награды. Но награда благословляет их на дальнейшие свершения, дает сил. Конечно, жюри возглавлял Даррен Аронофски, склонный и к мистике, и к глубине, и к сложности. Рыбак рыбака видит издалека. И замечательно! В следующий раз жюри возглавит, глядишь, Александр Николаевич, и тоже кого-нибудь такого высмотрит. Ура!
По остальным наградам: предсказумым, по числу упоминаний, было имя Майкла Фассбендера среди победителей - он снялся сразу в двух главных ролях в двух конкурсных картинах: в «Стыде» у Стива Маккуина и в «Опасном методе» у Дэвида Кроненберга. В ролях неконтролирующего себя эротомана, теперь их называют сексоголиками, («Стыд»), и - в роли Карла Густава Юнга, который, как вы понимаете, тоже этот вопрос стороной не обходил. Может быть, именно жесткость, чуть ли не грубость в харизме этого актера так воодушевили жюри, давно не встречавшее таких мужчин в мужских ролях?
И ведь не только жюри венецианское - как будто мир открыл для себя в Майкле Фассбендере нового героя, режиссеры рвут его на части, и в попсу и в классику, и в драму и в артхаус, всем понадобился вдруг Майкл Фассбендер. И - надо отдать ему должное, он действительно отличается от других: при полной стертости лица, которое тут же забываешь, как только он выходит из кадра, ты каждый раз узнаешь его именно по ощущению, которое он вызывает - чего-то жесткого и очень негладкого, как терка. Наверное, избыток гламура в мире вообще и в шоу-бизнесе в частности рождает такую тоску по шершавости. Требуется ложка горького!
По этой же причине, наверное, кубок Вольпи - приз за лучшую женскую роль Венецианского кинофестиваля - отдали не какой-нибудь юной красавице фее Кире Найтли («Опасный метод»), или даже не зрелой статусной красавице типа Джоди Фостер или Кейт Уинслет («Резня»), а китайской тетеньке, (Дине Йип из фильма «Простая жизнь»), главные выразительные средства актерского мастерства которой не настолько лежат на поверхности, как у евро-атлантических красавиц - для разнообразия.
Про Серебряного Льва, он достался фильму Чая (Цая?) Шанцзюна «Люди горы люди море», сказать ничего не могу, (он вообще был фильм-сюрприз, запрыгнул в конкурсную программу на подножку уходящего поезда 23-м номером), кроме того, что - еще одна китайская победа, ага. То, что китайцы теснят всех на спортивных пьедесталах, уже не штука. В экономике тоже. Теперь вот на престижнейших мировых кинофестивалях - не просто участвуют, но - берут главные призы, и не по одному. Делают всех по всем направлениям, на всех площадках, на своих и на чужих.
Радость и гордость за тысячелетнюю китайскую мудрость, которая тихо запрягает, но быстро едет, как-то меркнет перед открывающейся перспективой, помимо того, что мы носим китайскую одежду, едим китайскую еду, окружаем себя всяким китайским фэншуем, еще и смотреть скоро будем китайское… То есть тотальная американизация мира вот-вот может смениться тотальной китаезацией… Еще будешь жалеть о засилье американизма! Ну, это пока шутки, а может и не шутки: боевая способность китайцев тихой сапой захватывать все новые и новые платцдармы поражает. Теперь вот и в кино!
Операторский приз Робби Райану за «Грозовой перевал» даже как-то разочаровал, что он один и только оператору - так много было шума вокруг этой нетривиальной трактовки изъезженного вдоль и поперек самого популярного английского романа! (Ну, строго говоря, сестричка Бронте с «Джейн Эйр» поспорит с другой сестричкой за популярность, и втроем с Джейн Остин они закроют тройку лидеров). В общем, шуму наделали столько, что уже хочется посмотреть на чернокожего Хитклифа.
Приз за сценарий Гиоргосу Латимосу, фильм «Альпы», тоже порадовал - уже в анонсе история с агентством по предоставлению услуг дублеров умерших родственников - выглядела самой остроумной и оригинальной из заявленных в конкурсе. Значит, задумкой оригинальность не ограничилась. По предыдущему фильму режиссера и сценариста Гиоргоса Латимоса, «Клык», можно себе представить его способность мыслить неординарно. Интересно!
Про остальные, не награжденные, конкурсные и внеконкурсные, фильмы - «Мартовские иды» Джорджа Клуни, «Резня» Романа Поланского, «Заражение» Стивена Содерберга, «Саломейби» Аль Пачино, «W.E.» Мадонны, «Шпион, выйди вон!» Томаса Альфредсона -
хочется надеется, что мы в России их скоро увидим. А насчет награжденных мы как бы и не сомневаемся!
P.S. Ждем: Опасный метод - 17 ноября
Шпион, выйди вон! - 8 декабря
Резня - 8 декабря
Заражение - 13 октября
Мы. Верим в любовь - 8 декабря
Мартовские иды - 14 февраля 2012 года. Обещают...
Вместе с этим смотреть:
Венецианский кинофестиваль 2011: НачалоВместо этого смотреть:
Канн 2011 Итоги киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн