Фильм Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках», вроде бы, легко вписывается в типичный стандарт «евродрамы», уже довольно уверенно освоенный современными российскими режиссерами. Вершиной жанра является «
Елена» Андрея Звягинцева, увенчанная всеми возможными отечественными кинонаградами, снискавшая и
европейское признание в Канне, (главный приз в конкурсе «Особый взгляд»).
Производить такое «наше новое кино» - столь же конъюнктурно, сколь и незатратно. Чай, не блокбастер! Ограниченное число персонажей, прямолинейность и однонаправленность сюжета, ободранные стены - «Россия, нищая Россия, мне избы серые твои!» - от авторов требуется, главным образом, снова и снова воспроизводить этот девиз, в недобрый час рожденный поэтическим гением Александра Блока.
С небольшими вариациями - от жесткого трэша Алексея Балабанова, «
Груз-200», до поэтичной пейзажной лирики Алексея Федорченко, «
Овсянки», напев воспроизводится под сурдинку: унылые - или безобразные - места, унылые - или безобразные - люди. Перечислять нет смысла, из последних - «
Сибирь. Монамур». Но, при всем внешнем сходстве, «Портрет в сумерках» от этого портрета нашего нового кино сильно отличается.
Хотя, уже если речь зашла о фильме «Сибирь. Монамур» - и тот, и другой были представлены на последней "
Нике", «Сибирь…» - так даже в качестве одного из лучших фильмов. «Портрет…» - поскромней, Ангелина Никонова, режиссер-дебютант, претендовала на приз «Открытие года». Не получила. Вместо нее приз получил десятилетний непрофессиональный актер из «Сибири…» - за роль десятилетнего сибирского мальчика…
Уж если на то пошло, то выдвигать как «открытие» нужно другую представительницу, участницу и создательницу фильма «Портрет в сумерках» - Ольгу Дыховичную.
Она, написавшая сценарий и сыгравшая главную роль в фильме, выглядит настоящим профессионалом и ярким, новым человеком на нашем кинематографическом небосклоне.
Ее имя - и лицо! - после этого фильма запомнишь, да еще и будешь высматривать в новых афишах, ориентироваться на него - потому, что производит впечатление: и серьезность авторского подхода, и харизма, плюс к красоте, новой героини. Потому что Ольга Дыховичная - актриса на главные роли, может быть, на ненаписанные еще роли.
Ладно, как актрису номинировать на «открытие» ее нельзя: она уже появлялась, не в таких значительных и мощных ролях, появлялась, не запоминаясь, не становясь «открытием», уже в нескольких фильмах. Но - она же написала сценарий! И спродюссировала картину! Так похожую на «наше новое кино», но оказавшуюся все-таки более новым, чем «новое».
Хотя антураж тот же: спальный район большого города… задрипанное кафе с подгоревшей, невкусной едой и безголосой полупьяной певицей… Звери-нелюди менты, чувствующие себя у себя на районе полновластными беспредельщиками. Два изнасилования подряд на протяжении первых 10 минут фильма! Ну, я же говорю, «Груз-200» прямо! Но. Посреди этого бардака - прекрасная и сильная героиня Ольги Дыховичной.
Поначалу ее красота и неординарность даже режут глаз, кажутся неуместными - не только в этом богооставленном антураже, но и для той жизни, которую героине Ольги Дыховичной прописали авторы… Сама же Ольга Дыховичная! Поначалу она - плоть от плоти этой унылой и бесполетной картины мира, со своим нелюбимым мужем, нелюбимым любовником, нелюбимой работой, нелюбимыми друзьями и ненужным благополучием.
Потом наступает момент, когда мы начинаем подозревать героиню в мазохизме, а авторов - в желании шокировать зрителя по полной своими неадекватными придумками. А как иначе назвать, что благополучная и красивая женщина начинает вешаться на шею, влезать в душу и в койку своего обидчика-насильника-милицанера? А потом наступает момент понимания - и героини, и двух других женщин - авторов фильма. Зачем они так все придумали.
Героиня - она социальный психолог. А авторы - тоже, в общем, по роду своей деятельности: режиссер-сценарист - тоже. Социальные психологи. То есть не все режиссеры и сценаристы - социальные психологи. А эти - да. Социальные. Психологи. И это они - устами своей героини - вопрошают: зачем, для чего мы работаем?
Сейчас этот ребенок уйдет из кабинета врача, куда привели его недалекие, усталые и далеко не прекрасные родители - вернется в свой дом, где родители пьют, бьют, матерятся и всяко его воспитывают на своем … далеко не лучшем … примере. И вырастет он таким же. Вот таким взрослым уродом, как те, что став милицанерами, обижают окрестных жителей, обидели и нашу. Мариной ее зовут. И зачем это все?
Не зачем, а почему. Люди становятся жестокими и бездушными - потому что просто не знают, как может быть по-другому. Не умеют. Их не научили. Родители не научили. Жизнь не научила. А быть жестокими и бездушными - научила. Вот они такие и есть. И их не переучишь. Или переучишь? Что это такое, когда дома - не ругань и побои, а - к твоему приходу приготовленный обед, и суп посыпан свежей зеленью?
Наивно? Прямолинейно? По-крайней мере, по-христиански. По-божески. Выступили наши девушки - Ангелина Никонова и Ольга Дыховичная. И Марина в исполнении Ольги Дыховичной - стоит на нее посмотреть! - вот уж нисколько не выглядит ни наивной, ни прямолинейной. В ее исполнении открытие библейских истин и любви как христианской добродетели, про которую сказано «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» - происходит как нечаянное.
Вот так, сгоряча и со зла, в знак протеста и ко всем чертям - она вдруг открыла для себя вселенский закон и обнаружила, что он - работает. По наитию, интуитивно, потому что надо было как-то действовать, как-то реагировать на боль, на унижение, на обиду. Ну и чего ж это у нее такая реакция неадекватная? - задались вопросом многие зрители фильма. Ну, вот Иисус Христос проповедовал именно так: подставь другую щеку.
Просто обычно, в повседневной жизни, эта заповедь вызывает недоумение, такая блажь как бы святого, но не все же надо воспринимать всерьез!. А потом наступает момент, когда эта непонятная, и поэтому кажущаяся неадекватной, заповедь открывает свою суть. Это то, чем можно ответить на зло, если ты хочешь его прекратить. Не компенсировать, как в предыдущей редакции было «око за око», а избыть его из мира. Зло.
По-простому, по логике нынешнего времени бандитского, которую теперь нам проповедует телеящик уже в детских фильмах, где одни сказочные герои заказывают других (Реальная сказка), а в психологических «Житейских драмах» психологи с умным видом анализируют переживания заказавших друг друга отцов и детей, конечно, нужно не так бороться со злом.
Ну, как бы да, логично и адекватно устранить зло, направленное на тебя, путем физического устранения его источника. Умно! Круто! Стоило для этого с четверенек подниматься, ага. А вот есть еще другая логика: искоренять зло путем его преобразования. Деятельного преобразования. Преображения. С помощью - ну, да - любви! В этом, собственно, Благая Весть и заключается.
Не в мягкотелом потворстве злу путем складывания лапок и прекращения борьбы. А вот - в таком отношении к злодею. Ко всем злодеям? Нет. К тому, кто тебе зло сделал. Ко всякому? Нет, наверное, есть такое зло, которое сделает невозможным, физически, его понимание и вкладывание в него части своей души. Но это - возможность реакции на зло. Женский фильм «Портрет в сумерках» эту возможность нам демонстрирует. С ларс-фон-триеровской радикальностью. Есть женщины в русских селеньях!
Портрет в сумерках: Россия - 2011
Моя система оценок Poll Портрет в сумерках Вместе с этим смотреть:
Зимняя кость l Winter's Bone,
Поля | Texas Killing Fields,
Дикое полеВместо этого смотреть:
Елена,
Жила-была одна бабаВ этот день в 2011 году:
Отчет клуба КиноУхо: В поисках радости. Американская мечта в фильмах Ранго, Страх и ненависть в Лас-ВегасеВ этот день в 2010 году:
Красавчик 2 | ZweiohrkükenВ этот день в 2009 году:
Адреналин 2 | Crank: High VoltageВ этот день в 2008 году:
Сыщик | SleuthВ этот день в 2007 году:
Черная книга | Zwartboek киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн