Бездельники

Nov 22, 2011 14:30



Очень милый фильм не про Цоя, но с саундтреком из ранних цоевских песен. Когда Цой еще не встретился не только с Айзеншписом, но и с Гребенщиковым даже. И пел тогда юный Виктор Цой не скрежещущим брутальным баритоном, как в "Группе крови", а слабым мальчишеским тенорком. Но зато пел очень легкие и радостные песенки, незамутненные тщетой этого мира.

Сценарист и режиссер Антон Зайцев создал на экране вот этот незамутненный и радостный мальчишеский мир. За настроение, атмосферу и искряющуюся радость дружеской тусовки - спасибо авторам фильма. "Бездельники" смотрятся, они живые, и разговоривают, как живые . Смотришь на этих «Бездельников» и как-то теплеет на душе. Как редко, надо признаться, теплеет от просмотра современного отечественного кино.

Да, еще вот что: фильм очень искренне выплескивает мироощущение, оно и есть главный предмет, цель, задача: режиссер не развлекать и не кассу собирать пришел в кино, а рассказать о том, что он действительно любит и знает. Тоже - редкость в современном кино, если подумать. Но за достоинствами, как это обычно и бывает, тянутся недостатки.


Искренность и безыскусность делают историю слишком прямолинейной, а героев - слишком плоскими. А изобилие цоевских песен рождает вполне обоснованное заблуждение о том, что фильм - о Викторе Цое, о его временах, и заставляет зрителя искать в главном герое фильма - Сергее Соловьеве, начинающем авторе и рок-музыканте, его играет Антон Шагин - сходства с Цоем.




Дальше - больше: какое время - такие и песни. А какое время на этом их, Сергея Соловьева, его друга Саши и их подруги Саши (тоже!), дворе? Какое тысячелетие хотя бы? Мобильные телефоны и марки машин выдают вроде бы нашу датировку - конец нулевых, начало десятых. Однако полное отсутствие прочих примет времени - рекламных щитов, модных прикидов, телевизионных ток-шоу и материальных проблем - ставит в тупик.



Да и перенос авторства песни «Видели ночь, гуляли всю ночь до утра» из Питера в Москву тоже немного цепляет. Ну да, конечно, все в Москве всегда пели эти песни и поют до сих пор, но родились они не здесь. А здесь родились другие. Вы думаете, это не важно? Это важно!

Песни взяты в фильм не для того ведь, чтобы привлечь знакомую понаслышке с Цоем молодежь в кинозал! Просто эти песни и есть настоящие герои фильма. Ясное дело, что они гораздо более натуральны и жизнеспособны, чем все придуманные авторами герои. Ну, во-первых эти песни уже прошли проверку временем и доказали свою жизнеспособность. Во-вторых, главная интрига и загадка - как, из какого сора, из каких жизненных обстоятельств они происходят.



Ребята в фильме очень здорово показали мальчишескую дружбу и тусовку. Но главной движущей силой, как положено в молодежном сценарии, сделали все-таки любовь. Два друга, один пораньше, другой - попозже - влюбились в одну девушку. Не исключено, что второй влюбился потому, что влюбился первый. И вот эта любовь, и произошедшая из нее трагедия, стали главным топливом творчества молодого подающего надежды автора.

Наверное, стали топливом. Но это часть фильма, в которую верится с трудом. То есть - не с той легкостью, как в то, что главная ценность их общей жизни - это сообщество, в котором пишутся и поются песни, люди, которые веселятся друг с другом потому, что им хорошо всем вместе.



Бывают трагические поэты, которые из судьбы своей выпаривают трагедии, и потом отливают их в стихах. Земляк Цоя, поэт Иосиф Бродский был таким, и его несчастная и сложная любовь к девушке из большой богемной питерской тусовки 60-х годов произвела на свет тысячи поэтических строк: «Как жаль, что тем, чем стало для меня
Твое существование, не стало
Мое существованье для тебя…» Это - Бродский. А это - Цой: «Я, лишь начнется новый день, хожу, отбрасывая тень с лицом нахала…»



Нет у этого парня в жизни трагедий, у него, наоборот, есть счастливый дар - а это, кажется, был фирменный знак питерского рока 80-х - не делать не из чего трагедии, а когда ты так к этому относишься, трагедии это понимают и остаются где-то в стороне. Трагическая гибель Виктора Цоя ничего не меняет: трагической она была для нас, а как для него - мы можем только гадать. Этот радостный, (более злобный человек может даже сказать: «идиотский»), пофигизм и есть главная фишка раннего Цоя. Не надо драматизировать ситуацию!



А для фильма, наоборот, необходима драма и трагические перипетии… Вот вам и конфликт жизни и искусства.

Правда, создатели фильма «Бездельники» не ставят перед собой задачу снять очередной «Звезда родилась!» Они обрывают свое повествование как раз перед первым (или одним из первых) выходом героя на сцену. Можно ли увидеть в молодом Антоне Шагине молодого Витю Цоя? Когда он идет по коридору Д/К к сцене, весь в черном, и волосы развеваются, и бас-гитарист с ударником еле поспевают сзади - то можно.

Бездельники: Россия - 2011



Моя система оценок

Poll Бездельники

Вместе с этим смотреть: Дикари, Стиляги
Вместо этого смотреть: Мечта по-итальянски | Il grande sogno, Через Вселенную | Across the Universe
В этот дегь в 2010 году: клуб киноУХО - 15. Наше будущее. Отчет
В этот день в 2009 году: Лоси и барсуки: Михаил Веллер о современном российском кино
В этот день в 2006 году: Развод по-американски | The Break-Up

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн







Цой, *4*, обзоры фильмов, музыка, драма, 2011, Зайцев, Россия, Шагин, кино

Previous post Next post
Up