За фильм «Фауст» режиссеру Александру Сокурову дали в Венеции Золотого Льва. Первый главный приз Сокурова на фестивалях категории «А». Он получал в Каннах призы второстепенных программ, а в конкурсе - Ветвь за сценарий. Золотой Лев - приз за лучший фильм. И в связи с шестидесятилетием.
В случае Сокурова одно не опровергает, а усиливает другое. Или - подтверждает. Количество перешло в качество. Количество лет и режиссерского опыта перешло в качество мастерства. Венецианский кинофестиваль 2011 года удостоит своим призом настоящего Мастера. Не искателя новых форм, не крепкого профессионала старых - а настоящего, уникального Мастера.
Каких на планете - по пальцам одной руки перечесть. «Фауст» снят так, как просто физически, по своим творческим возможностям, не может снять почти никто. Ну вон, Лех Маевский снял свою «
Мельницу и крест». Еще венгр Бела Тарр с «Туринской лошадью». Еще так, наверное, в идеале, должен был бы снимать Герман-старший. Но он не снимает. А Сокуров снял.
Средневековье как теософскую концепцию. Время как идею. Форму, как содержание. За сложными словесными дуэлями героев «Фауста» зачастую трудно уследить: говорят они по-немецки и громко, субтитры за ними не успевают, а они еще куда-то идут все время, бродят в темных подвалах и подворотнях, кто что говорит - по губам не прочитаешь. Да и не надо!
Банальное и ходульное выражение «картинка говорит сама за себя» в случае Сокуровского «Фауста» реально отражает суть дела. Кажется, лучше, чем слова. По крайней мере, слова героев фильма. Она реально является переводом на язык кино «Фауста» Гёте. То есть - вообще всего комплекса идей, которые в свое время и Гёте вдохновили на его шедевр.
Почему еще именно «Фауст» так удался Сокурову? Они оба - схоласты. В них много сходства. Собственно, вся визуальная среда сокуровского средневековья - это и есть воплощенная в образах схоластика. Система представлений о мире, о Боге и Дьяволе, о добре и зле с точки зрения познания, истины, логики, теории, гипотез. Вычленение из триады «Истина-Добро-Красота» первого элемента и изучение его под микроскопом с разных сторон.
При этом остальные две составляющих триады игнорируются как несущественные. При этом фильм, больше настаивающий на безобразии мира, чем на его красоте, получился близким к совершенству. Что само по себе интригует. Проще говоря: в истинно средневековых кадрах своего «Фауста» Сокуров каких только безобразий ни показывает! (Особенно задел за живое гомункулус, выплеснутый с водой). А фильм в целом оставляет впечатление совершенства.
Но - холодного совершенства. Такой холодный огонь. Вот, есть более простое, чем схоластика, слово, в котором без обид обозначен весь кинематограф Александра Сокурова: «умозрительность». Это умное зрелище. Это зрение ума. Это зрелище для ума. И это все - достоинства интеллектуального кино Сокурова. Но умозрительность - это еще и «зрение ума, но не сердца». Сокурову не хватает сердца. Может быть, Фауст в легенде, (у Сокурова в фильме этот момент как раз не представлен), так легко расстается с душой именно потому, что по жизни не часто ей пользуется?
В фильме образы героев производят более сильное впечатление, чем их взаимоотношения и действия. Это как взгляд в другой мир: главное, что тебя поражает, цепляет и интригует - не то, что там происходит, в этом другом мире с этими другими существами - тебе, со своей сторонней колокольни, все равно в этом трудно разобраться. Фауст, Маргарита, ее брат, ее мать, ростовщик-Мефистофель, отец Фауста, убийство, похороны, нищета, вскрытия трупов, залог перстня, сомнительный контракт…
Сам факт приобщения к этому другому миру - подобен чуду. Сокуров не просто мастерски воспроизводит реальное или выдуманное Средневековье - он его создает с такой степенью подробности и с таким эффектом присутствия, которые сами по себе являются свидетельствами того, что этот мир - есть, или был. И Сокуров там был. Являясь его творцом. Сокуров - создатель Средневековья. Если бы его не было, Александр Сокуров мог бы его придумать.
Фауст: США, Россия, Германия, Франция, Япония, Великобритания, Италия
Моя система оценок Poll Фауст Вместе с этим смотреть:
Мельница и крест | The Mill and the CrossВместо этого смотреть:
Древо жизни | The Tree of Life,
Меланхолия | MelancholiaВ этот день в 2011 году:
клуб киноУХО - 17. Веселые картинки. ОтчетВ этот день в 2009 году:
ДевчатаВ этот день в 2007 году:
Бронкская история | A Bronx Tale киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн