Это - запоздалый отчет о 17-м собрании клуба киноУХО (было 25 ноября 2010 года, анонс был
тут).
Вечер назывался "Веселые картинки". В гостях у клуба КиноУхо - всемирно известный карикатурист Владимир Солдатов.
Всемирная известность художника - не преувеличение, а факт: его выставки регулярно проходят в различных странах мира, а со странами Латинской Америки просто сложилась трогательная и долгая взаимная любовь: в Эквадор и Уругвай Владимир Иванович ездит ежегодно, его там ждут, любят и смеются над карикатурами, невзирая на разницу в менталитете - или, наоборот, демонстрируя ее, этой разницы, отсутствие. Графический язык карикатуры, как эсперанто, пересекает границы и позволяет людям лучше понять друг друга - и мир вокруг.
Как рождается карикатура?
Как рождаются сквозные герои?
Как вообще человек становится карикатуристом?
Слово - Мастеру.
Владимир Солдатов: - Рисовать, как и большинство мальчишек, начал в школе, на уроках, в тетрадях в клеточку. Но это был еще этап неосознанный.
После школы поступил в технический институт - СТАНКИН, значит, не мыслил еще себя ни художником, ни кем таким. Но принимал активное участие в выпуске институтской стенгазеты - "За передовую науку" она у нас называлась, и там регулярно появлялись мои карикатуры. Так же художественными зарисовками отмечал всякие - большие, и не очень - события в нашей родной группе, среди друзей.
И вот однажды отнес свою карикатуру в газету "Труд". И - о чудо! - ее напечатали! Тогда стенды с газетами стояли на всех улицах, и вот, я иду по улицам столицы, и на каждом стенде - номер "Труда" и моя карикатура! Вот это был триумф!
Карикатэ - нагружать, по латыни.
Картинка, нагруженная смыслом. Карикатура - это концентрированная мысль, идея, выраженная в гротесковой форме и доступная мгновенному восприятию. Мгновенному восприятию доступна любая картина.
То есть можно, конечно, перед полотном художника стоять часами, углублятся, вглядываться… Но по сравнению с другими видами искусства, продолженными во времени, тут все более или менее мгновенно происходит. Даже архитектурное сооружение, чтобы оценить, надо обойти со всех сторон. Со скульптурой - то же.
А карикатуру ты смотришь - и она должна мгновенно поразить догадкой, пронзить тебя.
И рисуешь ее так же - мгновенное озарение происходит, тут нет этого долгого кропотливого "мазок - отошел, наклонил голову - еще мазок…" Это графическое запечатление мысли, озарения - и требует такого же мгновенного озарения ответного от зрителя. И когда оно рождается, если зрителя тоже озаряет - вот это главный эффект, такая вспышка, пусть маленькая, но яркая. Вот ради чего мы работаем. Я работаю.
Достаточно условно мои работы можно разделить по темам. Вот некоторые из этих тем:
Все картинки - кликабельные, нажимайте и большое изображение откроется в новом окне
Дон Кихот
Главный мой герой - это Дон Кихот. Так уж сложилось. Любил его всю жизнь и в карикатурах моих он появился в самые ранние годы, когда, казалось бы, еще не по возрасту о нем задумываться… Добрый человек с благородными устремлениями, но бессмысленными действиями… Может быть, это метафора нашей, (того, юношеского времени), эпохи? И вот он со всего маху скачет к ветряным мельницам и разрушает их, или портит… А это - вымышленный враг. Потом, в более зрелые годы, Мельница стала еще для меня - мечта. Несбывшаяся мечта.
Поджигатели войны
Конечно, в советское время мы, карикатуристы, были очень как бы военно обязанные - боролись с поджигателями войны. Это была обязательная тема. Ну, и традиция, конечно - наши великие карикатуристы, Ефимов и Кукрыниксы, главную известность получили именно высмеивая реальных военных врагов. У нас война была холодная, но мы тоже старались. Хотя и не очень-то верили в агрессивные намерения потенциального противника. Но таковы были правила игры.
Экология
А вот экологическая тема, тоже была в числе записных, меня по-настоящему всегда трогала. Но от тревоги за здоровье и жизнь нашей планеты, нашей природы, рождаются какие-то скорбные усмешки - черный юмор. Грустные карикатуры, но у них и цель такая - чтобы сердце екнуло: что ж мы делаем-то? В экологической теме веселия мало…
Один из традиционных приемов карикатуры - использовать классические полотна в качестве основы для своего гротеска. Вот у меня в экологическом цикле то и дело появляется Мона Лиза… Ну да, как символ вечного, древнего, вечной мудрости и гармонии, может быть, это сама Земля или даже Вселенная - и она плачет… Или вон - пейзаж, на фоне которого она сидит, весь задымлен и разрушен… Получается, карикатуристы первые стали постмодернистами, то есть - использовать уже существующие концепты, известные зрителю, адресоваться к знакомым персонажам и символам, чтобы яснее донести свою новую мысль. Это может быть, как уже говорилось, известное литературное ("Дон Кихот") или живописное произведение. А может быть - художественный образ, существующий в культуре. Вот - Крысолов. Или - коррида.
Коррида
Вот, например, пресловутая дружба с Латинской Америкой - это же испаноязычные страны. Мостиком дружбы между нами стала тема корриды - а коррида тоже прочно входит в число моих базовых понятий, от которых я отталкиваюсь, чтобы потом "плыть" в самых разных направлениях. Интересно, что, оказазалось, в Уругвае, например, коррида вообще запрещена, и даже были трения - вывешивать или нет мои работы, посвященные этой теме. Но решили все-таки повесить - ведь у меня не коррида прославляется, а, наоборот, с ее помощью - гуманизм, доброта. Получается, прием - "от противного". Пускай коррида существует в таком варианте и служит делу мира, добра и гуманных отношений между людьми и животными. А на реальной корриде я бывал - в Эквадоре. Один раз сходил - больше не пойду: и вправду, кровищи много.
Из традиционных испанских зрелищ мне гораздо более по сердцу фламенко: вот это ритм, вот это страсть, вот это темперамент! На стыке этих двух тем рождается такая карикатура: если русская женщина, как говорится, коня на скаку остановит, то испанка, конечно же, остановит … быка!
А вот - то самое единение между тореадором и быком: тореадор играет быку увертюру из оперы "Кармен".
Легенды и мифы
В нашей советской практике к легендам и мифам мы прибегали, когда хотели обойти цензурные моменты. У нас сложился мощный клуб карикатуристов вокруг "Литературной газеты", точнее, ее знаменитой 16-й полосы, еще точнее, там был такой клуб "12 стульев" - вот это и был наш клуб карикатуристов. "Литературка" привечала думающих ребят. Печатали, конечно, не все, но были очень умные карикатуры.
Вот карикатура "Троянский конь на Луне" - она была связана с нашей борьбой с американцами за приоритет в космосе. Звоню Веселовскому узнать о ее судьбе, т.е. о судьбе гонорара - потому что карикатуру уже увидел напечатанной. Он говорит: "Приходи, гонорар за нее получишь. А выговор за нее я уже получил". Оказывается, наши как раз во время публикации запустили луноход, и карикатура вошла как бы в конфликт с нашими достижениями.
Так же было и с карикатурой с медалью: солдату генерал вешает на грудь медаль - а в ней разметка - мишень. Опубликовали карикатуру, и как раз в это время ввели войска в Афганистан. Такие пересечения искусства и жизни.
А космическую тему еще продолжил мифологический персонаж Атлант: прилетели космонавты и он может им на минутку передать небесный свод, пусть подержат, а он пока перекуривает.
Сказки
Из русских народных сказок - целая галерея персонажей.
Вот черный юмор: посадил Дед Репку. Выросла репка - большая-пребольшая, репка-лимонка.
А вот - сладкая парочка: Иван-Царевич и Лягушка, но в новыое время.
Ну, и классический дуэт - Ворона и Лисица.
Социум
Карикатура всегда реагирует на проблемы, волнующие общество.
Одна из самых известных работ моих - "Молния" - 54 страны обошла, вошла в число наградных рисунков, публикуемых на премии "Золотой Теленок".
А вот уже современная тема: "Цепь для двоих" - карикатура была выставлена на выставке "Коррупция" - выставка проходила в Государственной Думе и в Счетной Палате.
Антитеррор
Тема очень… опасная. Туда трудно влезать, чтобы не разжигать национальную рознь и не оскорблять религиозные чувства - помните историю с серией карикатур про пророка Муххамеда?
Но и умалчивать, не откликаться тоже нельзя, с этим злом надо бороться и графически.
Король и шут
А вот самая большая, объемная серия. Тут всегда есть, что сказать. Точнее, что нарисовать. Шуту всегда позволяют говорить больше, чем другим.
Вот Король проводит заседание кабинета министров, в котором все - Шуты. Практически, политическая карикатура получилась.
Король вешает награды Шуту на язык - значит, Королю нравится все, что Шут говорит. Придворный и прикормленный Шут. Эта карикатура была нарисована в начале 80-х, но тогда ее не публиковали - в разгаре была борьба с диссидентством.
Но бывает - и так: какой-нибудь Шут управляет Королем.
Другие серии: Черный юмор, Медицина, Эрос, Спорт
Портреты
Мне посчастливилось нарисовать и подарить портреты нескольким нашим великим, выдающимся современникам.
Вот - Окуджава. Булат Окуджава для нас, студентов 60-х, был символ искусства, правды, совести - и вообще, любимый автор, его песни составляли основу нашего песенного репертуара. Я нарисовал рисунок и через общих знакомых нашел способ передать ему. Через несколько месяцев получаю ответ. В основной части - обычное спасибо, был тронут и т.д. А после - две приписки: извините, что ответил не сразу: я уезжал, ваш рисунок получил с опозданием и не смог сразу вам ответить…
Теперь эта работа висит в музее поэта в Переделкине.
А вот - Пугачева. Нарисовал шарж на нее, когда сидели в ресторане. Она там вышла к роялю, играла, пела. В ответ на восторженные эпитеты и портрет отмахнулась кокетливо: "Ах, да я второстепенная певица, а уже пианистка и вообще - аховая!" Но шарж ей понравился. Это было в конце 70-х.
Мастер-класс - он же экспресс-конкурс
Мы посчитали, что теоретический курс - вместе с практическими образцами - нам уже прочитали и показали. Что делать, и как делать. Так что надо взять - и сделать! И вот мы взяли по чистому листу и по карандашу (а некоторые предпочли ручки и фломастеры), Мастер Солдатов дал нам две темы: "Космос" и "Муж вернулся из командировки" - и за полчаса мы нарисовали вот что (нажимайте на картинку - она откроется в новом окне в полном размере):
Космос
Муж вернулся из командировки
Муж вернулся из командировки из Космоса
А потом, пока авторитетное жюри тщательно подводило итоги, мы успели еще и пропеть юмористические песни.
А победили в конкурсе у нас Ухорская Юля и Медведев Андрей. Молодцы!