Вместо того, чтобы пускаться в долгие дискуссии о том, не является ли Женский День 8 Марта признаком не толерантного и шовинистического отношения к женщинам, которых зачем-то отделяют от основной части человечества и в очередной раз подают им пальто, я поздравляю вас, дорогие женщины, мамы, подруги и сестры! Сама не отказываюсь ни разу от поданной руки, пальто, открытой двери и с удовольствием пройду и сяду, если кто-то из галантных и не толерантных мужчин вежливо посторонится и уступит свое кресло. В жизни так много всяких случаев, когда не уступят, не отойдут и не предложат, что отказываться просто глупо и не педагогично. Но речь не об этом.
В женский день порадуемся и поаплодируем лучшим из нас! В русле магистральной темы моего ЖЖ - КИНО - предлагаю для восторгов и аплодисментов Ларису Шепитько - великую женщину и великого режиссера. И то, и другое, к сожалению, нуждается в напоминании и новом внедрении в народную память - и табель о рангах. Лариса Шепитько ушла из жизни раньше, чем большинство из ныне живущих успели ее узнать - ее творчество, ее фильмы. То есть в нашу жизнь она вошла уже как исторический персонаж. И вошла совершенно не под тем соусом, под каким нужно.
Виной тому - ее трагическая гибель в расцвете лет. Как сказал Штирлиц, запоминается последняя фраза. Так вот, последней фразой в великой жизни Ларисы Шепитько была ее яркая, драматическая гибель. (В 41 год, летом 1979-го, она погибла в автокатастрофе вместе со съемочной группой своего последнего фильма "Прощанье с Матерой"). И вот, по последней фразе, растиражированной еще плакальщиками-журналистами-документалистами - она осталась и живет в коллективном бессознательном, как фигура бедная и трагическая: "такое горе, такое горе, такая молодая, ушла в расцвете, еще жить и жить!"
Это как если бы о Гагарине мы помнили только то, что он погиб молодым: "такой молодой, расшибся, эх, нужно ему было летать пониже". Нет, Гагарин велик и вечен не тем, что разбился, а тем, что первый в мире полетел в космос и увидел нашу голубую планету с орбиты! И Лариса Шепитько - кинорежиссер первой величины, первая в мире женщина-режиссер, утвердившаяся на высоте Олимпа, рядом с Феллини и Антониони, в жюри европейских фестивалей, среди гостей Оскаровских церемоний. Первая из наших, вошедшая в эту глобальную кино-тусовку на правах равной, а не бедной родственницы из восточно-европейских племянников, которых шпыняют у себя на родине.
И вот получилось так, что об этом никто не знает и не помнит. Ее образ -
победительницы, богини, красавицы и умницы, Василисы Премудрой столь же, сколь и Прекрасной - вытеснен образом безвременно почившей жертвы. Так сложилось, что и родной муж - Элем Климов, (известный советский кинорежиссер, автор фильмов "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен", "Агония", "
Иди и смотри") - приложил к этому руку.
Ну, его можно понять и проникнуться его скорбью - он-то потерял не выдающегося собрата по искусству, он потерял любимую женщину, жену и мать своего единственного сына. И, переполненный этой скорбью, Элем Климов выплеснул ее в свой кинематографический реквием Ларисе - одноименный документальный фильм. Пронизанный похоронными, скорбными чувствами. И этот фильм - не о Ларисе, а о боли ее несчастного мужа - как будто и остался вместо Ларисы.
Теперь же, когда современные документалисты, любители ворошить проклятое прошлое, наталкиваются на фигуру Ларисы Шепитько, они подают ее в двух вариантах: 1) - вот в этом, трагическом - какое горе, какое горе! И, 2) - ей не давали снимать, она - еще одна жертва пресловутого проклятого прошлого. Но это не правда! Лариса - не жертва! Она - женщина-победительница, женщина-триумфатор, покорительница эстетических вершин и всевозможных идеологических и административных препонов!
Лариса Шепитько - фигура идеального нон-конформиста.
Нон-конформиста, который, в силу темперамента, таланта и энергии, самой природой поставлен противостоять всему формальному, косному и устоявшемуся, всему, что воплощается в бюрократических правилах, идеологических установках или законах рынка, или требованиях кассовости, или даже фестивальной политике.
Правила, нормы и законы - писаные и неписаные - есть всегда. И большинство людей идут по жизни, их соблюдая. Большинство людей, даже в искусстве, знают, что - нужно только получше узнать эти правила, научиться их получше выполнять, и ты будешь подниматься выше. А если не помогает? Значит, надо найти какой-нибудь закрытый кодекс не для всех, и выполнять и соблюдать его - и это будет способствовать продвижению, и тебе будут доставаться призы и - что там тебе еще нужно? Квартира, машина, дача, остров, государственная премия, Золотая Пальмовая Ветвь или Оскар?
Но есть такие редкие люди, их единицы, которые знают, что они должны делать то, что должны. Только делать они это должны лучше всех. Быть эксклюзивным - только это дает свободу от системы, от рутины, от косности. От всех этих подковерных игр, в том числе. Только доказывать каждый раз свое право не подчиняться - тем, что ты делаешь.
(Из последних кино-теле-впечатлений - вот об этом, в числе прочего, нам пытается поведать сериал "Доктор Хаус": вздорного и провокационного доктора Грегори Хаоса слушают, и всегда выходит по его не потому, что он такой ругучий, а потому, что он - лучший. Он может то, чего не могут, не умеют делать, другие.)
Вот Лариса Шепитько и в жизни, и в творчестве была последовательным и вдохновенным нон-конформистом. Отстаивала всегда свое право на собственное видение, на выбор темы, право на авторство: делать то, что ей кажется важным, делать так, как ей кажется наиболее выразительным.
Выразительным - чтобы потрясать сердца, влиять на умы и сердца людей, чтобы делать их лучше. Вот такие глобальные задачи ставила перед собой, решала - и не стеснялась в этом признаться. Делать мир лучше - в этом была для нее задача кинорежиссера. Для этого она пришла в профессию.
И делала это! С первых шагов по ВГИКу преодолевая целую кучу стереотипов и косных, ограничивающих убеждений: ну, в первую очередь, о том, что - зачем такой красивой девушке, да еще такой молодой - ей было 16 - поступать на режиссерский, когда ее на актерском с руками оторвут? Ведь, ясен пень, любая красивая девушка хочет покрасоваться и снискать поклонение толп своею красотой, разве нет? Она очень ясно дала понять, что - нет! Цитата, приписанная молвой 16-летней Ларисе: "Такая рабская (актерство) профессия - не для меня!"
Хотя - откуда она сама-то, 16-летняя киевлянка, это знала? А вот знала!
Еще один распространенный стереотип - что женщина умная обязательно некрасива - а то чего же ей стараться, интеллект наращивать, когда у нее уже есть мощный инструмент влияния и манипулирования? Лариса Шепитько с каждым новым этапом своей жизни, с каждым новым фильмом, с каждым новым достижением - становилась еще и красивее. По-другому, по-разному.
Даже глядя на ее фотографии, можно понять, по тому, как она менялась, что прожила она за свои 41 год, прожила несколько жизней.
И фильмы… 4 полнометражных фильма, один смытый короткометражный, один - незаконченный. Не много. Но для автора, который имеет свою магистральную линию в мировоззрении, придерживается и продвигает ее в искусстве, считает это главным и единственно возможным делом, единственным, чем вообще можно заниматься этого, наверное, достаточно. Учитывая, что она и ребенка успела родить, и состоялась как жена, мать и хозяйка дома - а ведь на это тоже энергия жизни уходит.
И, самое главное: была услышана! Понята! Коллегами и зрителями во всем мире! Умела убеждать, находить - прямые пути - к сердцу, к уму - в том числе и косных чиновников, принимающих решения. Да, тут ее красота и пригодилась. А что, может быть! Но только в той мере,
в которой в темных глубинах человеческой души, особенно - души начальственной, принимающей решения и раздающей чины, звания и награды - есть место для зависти, для ревности, для желания проявить свою власть и почувствовать себя выше этого крылатого таланта… Так вот, вполне возможно, красота Ларисы нейтрализовала эти темные помыслы. Потому, что глядя на нее, люди становятся лучше - как на всякую высокую красоту. Небесную.
Да, ее красота, ее облик тоже был произведением ее искусства, ее творчества.
А что? Сейчас облик, имидж является вполне востребованным творческим продуктом. Вот Лариса Шепитько была не рок-музыкантом со своим неподражаемым образом, она была автором-режиссером, чье творческое кредо, помимо пленки, запечатлялось, воплощалось еще и в ее лице и стати. Когда люди ее видели, они понимали, что она - всерьез, она - прекрасна, она - лучшая. Все это было написано у нее на лице. А лучшие кинематографисты мира умеют читать по лицам. Поэтому присмотрелись и к ее фильмам. И оценили по гамбургскому счету.
Фильм «Зной», (дебют, диплом),
был удостоен премии за дебют на МКФ в Карловых Варах (1964).
Фильм «Крылья» (1966) -
одну из лучших своих ролей в этом фильме сыграла Майя Булгакова, признанная в 1966 году «лучшей актрисой года» в СССР.
Фильм «
Ты и я» (1971) был снят по сценарию Ларисы Шепитько и Геннадия Шпаликова.
На МКФ в Венеции режиссёр был награждён за эту картину медалью в конкурсе молодого кино.
Фильм «Восхождение»
удостоен главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, а на международном кинофестивале в Западном Берлине фильм получил Гран-при «Золотой медведь», премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри. В 1978 году Лариса Шепитько получила приглашение войти в жюри Берлинского кинофестиваля.
Она общалась с Милошем Форманом, Бернардо Бертолуччи и Фрэнсисом Копполой. Подружилась и с Лайзой Минелли, гостила у нее в период, когда Лайза жила с Мартином Скорсезе. Коппола советовался с ней о том, чем лучше закончить "Апокалипсис сегодня". Ее приглашали в Голливуд как режиссера на большой бюджет - с продюсером и исполнительницей главной роли, с которой она дружила. Предлагали экранизировать бестселлер. Не пошла - чужая страна, чужие нравы, в них влезать - не ее дело. В чужой монастырь - да со своим уставом.
Вячеслав Зайцев звал ее представлять его коллекции, Ив-Сен Лоран называл ее новой Гретой Гарбо,
Шон Коннери признавался ей в любви, а Дональд Сазерленд стоял перед ней на коленях и целовал руки в благодарность за "Восхождение".
Картина «Восхождение» получила более десяти международных призов и была признана новым словом в мировом киноискусстве. Рукоплескали все страны и континенты (40 стран закупили фильм для проката). И это не только фестивальные показы для кино-элиты, но и широкий прокат. Шквал критики - не в смысле "отрицательных оценок", а в смысле - обдумывания, переваривания философских идей, о которых заставляет задумываться фильм. Фильм "Восхождение" - в центре философских и научных дискуссий в интеллектуальных кругах западного мира 70-х - о сущности человека, о его предназначении и духовных возможностях. Шквал зрительских откликов - письма со всей страны, очень духоподъемные. Лариса мечтала по этим письмам создать книгу духовной жизни страны.
Фильмов всего четыре, все их можно найти, пересмотреть и составить свое мнение об этом явлении в искусстве и духовной жизни общества - Ларисе Шепитько.
Многие киноведы, искусствоведы считают, что, останься Лариса жива - она бы заняла то место, которое сейчас занимает в умах и сердцах мыслящего человечества Андрей Тарковский.
А тогда, в 70-е, они с Тарковским как бы конкурировали за эту нишу - духовного осмысления человеческого бытия. И были бесспорными лидерами на планете. И это направление лидировало в киноискусстве, считалось самым главным делом, самой значимой темой - с подачи вот именно Ларисы Шепитько, ее огромного таланта и огромного влияния, которое она оказывала на людей самим своим присутствием, обликом, словом.
Вот такая уникальная женщина-режиссер. В мировом кино - первая. Оскаром женщину-режиссера, (Кэтрин Бигеллоу, фильм "
Повелитель бури | The Hurt Locker"), наградили впервые в прошлом году. И, кстати говоря, Кэтрин Бигеллоу - женщина тоже очень красивая и харизматичная. Очень значительная. Но это случилось вот только что. И фильмы ее - и "Повелитель…", и предыдущие - очень хорошие, сильные, но - не прорывные, не открывающие новые направления, не заставляющие копья и мозги ломать критиков о том, что же за этим последует, дверью в какие новые пространства стал этот фильм.
А Лариса Шепитько вышла на такой всепланетный уровень без малого полвека назад.
Почему все же женщин мы выделяем из общего числа режиссеров? Потому, что женщина по природе своей гораздо в меньшей мере, чем мужчина, обладает агрессивностью, необходимой для того, чтобы занимать лидирующие позиции. А если прекрасная женщина,
сохраняя женственность, в высшей степени развитые женские качества, соперничая с мужчинами, их побеждает, значит, побеждает за счет каких-то других, не агрессивных, а совсем других, свойств.
Развивая такие свойства, человечество и развивается, как вид. Так что сама Лариса - это новый человек, человек будущего. Еще не очень приспособленный жить в условиях разряженной земной атмосферы, быстро сгорающий. Но новый человек. Человек будущего. Не андроид какой-нибудь из титанового сплава, а она - Лариса Шепитько. Вот такой ее и нужно помнить - прекрасной победительницей, манящей и призывающей нас - не из прошлого, а из будущего!
Лист. Скидки -
оцинкованный лист. Металлопрокат, трубы.