Об акафистах

Oct 09, 2014 00:16



Сегодняшняя богослужебная практика новообрядцев (никониан) неразрывно связана с таким явлением, как акафист.

В процессе наблюдения за постепенным всё большим и большим сокращением и коверканием служб в храмах Московской патриархии, можно даже заметить определённую тенденцию: идёт, с одной стороны, неуклонное вытеснения Псалтыри и земных поклонов ( Read more... )

Leave a comment

mikhail_zeleny October 9 2014, 17:11:11 UTC

И понятно, какой мотив: во-первых, Псалтирь по сравнению с акафистами куда менее понятна (не говорю уж о том, что, рядовое чтение кафизм никак не связано с темой богослужения - воскресный день, праздник или память святого, - что делает чтение кафизм некоей "паузой", смысл коей для большинства богомольцев непонятен). Чтобы её если не понимать (я сомневаюсь, что много найдётся тех, кто может объяснить, например, что такое "Изыдет из тука неправда их: преидоша в любовь сердца" и тому подобное), то хотя бы просто воспринимать как нечто знакомое и привычное, нужно её более-менее регулярно и давно читать келейно. Кто так делает - тому кафизмы не кажутся "бессмысленной нудной бубнёжкой" (хотя тут ещё и от чтеца зависит, как тот читает). Но таковых, увы, немного. А что остальным делать? Нет, понятно, что есть "правильный ответ" - надо их просвещать, чтобы высота Псалтири до них дошла. Но этим разве занимаются в массовом масштабе? То-то и оно ( ... )

Reply

dm_nikolich October 11 2014, 04:56:33 UTC
Благодарю Вас за комментарий. Но согласиться со многим не могу. Во-первых, очень сомнительный тезис, что идеал богослужения - это когда все вместе поют/читают. Это вовсе не обязательно и во многих случаях не желательно. Певцы/чтецы отделены от остальных молящихся, у них особый статус, который по определению не всем доступен. Потому и был чин поставления в чтецы/певцы. Напротив, во многих случаях следует удерживать попытки людей запеть вместе с хором - и даже не потому, что петь не все умеют, а потому, что это может быть не полезно для самого человека. На это нужно хотя бы особое благословение. Поэтому Ваша идея "ставить в храме аналлои с богослужебными книгами, чтобы желающие могли следить за службой и подпевать " представляется неудачной. Ваш аргумент по поводу пения кафизм ("кафизмы некогда (ещё в эпоху студийских типиков) не просто читали, а пели с припевами...") верен лишь отчасти. Да, кафизмы распеты, в частности, в поморском Обиходе, и я сам их часто на службах пою, но именно как певец хора. Поёт их хор, а вовсе не народ. Это ( ... )

Reply

mikhail_zeleny October 11 2014, 10:16:49 UTC
Да, по поводу Вашего последнего абзаца - решительно не согласен с Вашей оценкой «Пассии» и акафиста на ней.

Не сомневаюсь :) Только вот давайте, если хотите, конечно, чтобы разговор серьёзный был, дайте, пожалуйста, "аргументы в студию". Можете, например, прийти в ту старую тему и предметно поспорить с моей аргументацией ( ... )

Reply

dm_nikolich October 25 2014, 06:35:18 UTC
1) Боюсь, Вы действительно правы: вот уже котору неделю не нахожу времени, чтобы ответить. Тема эта самостоятельная, и действительно лучше бы было спорить не здесь в комментариях. Но уж как приходится. Скажу вкратце. Ваш аргумент: "...Люди приходят слушать Евангелие...Слушать Евангелие всегда полезно"- считаю несостоятельным ( ... )

Reply

mikhail_zeleny October 25 2014, 17:14:12 UTC
Если, к примеру, во время литургии вдруг поп вздумает прервать евхаристический канон и решит почитать из Евангелия притчу о талантах - никому это пользы не принесёт.
Не нахожу Ваше сравнение корректным.Неполезно будет тогда, когда чтение Евангелие связано с самочинием.

Вы не находите, что если речь идёт об установившемся обычае - трудно говорить о самочинии? Да и чин пассии есть, он издан патриархийным издательством, имеет благословение священноначалия.Для нас, "старообрядцев", церковный Устав не является чем-то случайным и произвольным.

Разумеется, богослужебный Устав не является чем-то случайным, но он и не является чем-то мертвым, застывшим - это, так сказать, живой и растущий организм. Надеюсь, для Вас не новость, что дораскольный чин 17 века не непосредственно от апостолов в неизменном виде дошел? Если сравнить его со, скажем, тем Уставом, по которому служили во время преподобного Сергия Радонежского (одна из редакций Студийско-Алексиевского Типикона), то Вы найдёте куда больше различий между ними, чем между дораскольным и ( ... )

Reply

dm_nikolich February 1 2015, 16:46:36 UTC
«Вы не находите, что если речь идёт об установившемся обычае - трудно говорить о самочинии ( ... )

Reply

dm_nikolich February 1 2015, 16:47:29 UTC
Вы хоть на пассиях-то сами бывали или просто озвучиваете свои представления, фантазии, и не побоюсь этого слова - фобии ( ... )

Reply

mikhail_zeleny February 1 2015, 17:52:58 UTC
Для меня существует презумпция, что все «новшества» кажущиеся - это либо изначальное апостольское предание (Ваши литургисты ошиблись, апостольская традиция отнюдь не целиком отражена в письменных источниках, дошедших до наших дней), либо введены в Устав позднее св.Отцами как явное откровение свыше (например, как песнь «Святыи Боже» или «Достойно есть»).

Ну, если Вы так считаете, то нам спорить, собственно, не о чем, т.к. спор предполагает наличие какой-то рациональной аргументации, в т.ч. и в религиозной сфере: есть некие источники (Священное Писание, святоотеческие труды и т.п.), из них берут аргументы и дальше пользуются логикой (именно так поступали Святые Отцы в вопросах догматических). То же, что утверждаете Вы - некое иррациональное утверждение, никак не доказуемое ( ... )

Reply

dm_nikolich February 4 2015, 06:16:22 UTC
«…Спор предполагает наличие какой-то рациональной аргументации, в т.ч. и в религиозной сфере: есть некие источники (Священное Писание, святоотеческие труды и т.п.), из них берут аргументы и дальше пользуются логикой (именно так поступали Святые Отцы в вопросах догматических). То же, что утверждаете Вы - некое иррациональное утверждение, никак не доказуемое ( ... )

Reply

mikhail_zeleny February 4 2015, 14:17:51 UTC

Решил Вам кое-что напоследок сказать перед завершением нашей беседы.
Вера в Бога неизбежно предполагает иррационализм.

Весь вопрос - в какой мере. Первоисточники веры - разумеется, за границей рацио. Но мы-то разговор ведём не о них, а о том, что из них следует. И тут-то вполне уместен подход "аргументируйте, коллега!". Ну а когда речь идёт об аргументации, вполне уместен и даже необходим трезвый рациональный подход, опирающийся на источники и их анализ, а попытка заменить его ссылкой на то, что, мол, "вера в Бога предполагает иррационализм" - право же, несерьёзна и просто интеллектуально нечестна. Вот, например, если бы я Вас попросил обосновать Ваш тезис о том, что всё в нашем богослужении либо непосредственно от апостолов идёт, либо опирается на непосредственное откровение свыше (как в примере с "Достойно есть") - интересно, чем бы Вы это обосновали?Разница между Вами и мной заключается лишь в том, что в эту «зону иррационального» я включаю бОльшее число источников, чем Вы. Спор, таким образом, идёт лишь о том, где должна проходить ( ... )

Reply

mikhail_zeleny February 4 2015, 14:18:30 UTC
Боговдохновенными считались не только Писание, труды Отцов, но и богослужебные тексты, и уставы, и неписаные благочестивые традиции и обычаи, и много чего еще.

Однако знаю, что считалось! Опять-таки: если бы я собирался с Вами спорить дальше, то я бы спросил, например, равная ли у всего этого, так скажем, "степень Боговдохновенности" или тут есть некая иерархия. Иными словами - на один уровень по степени авторитета и соответственно неименности следует ставить, например, Евангелие и ту или иную редакцию богослужебного устава, творения Василия Великого и жития, Пролог или синаксарь, Псалтирь и каноны со стихирами и т.п. И т.д. и т.п., доходя до "много чего ещё" (не забудем и о существовании такой, например, материи, как "худые номоканунцы" и т.п.). Или я бы Вас попросил, как уже выше говорил, обосновать Ваше утверждение, что всякое изменение в богослужении исторически обосновывалось исключительно прямым указанием свыше, попросив сослаться на соответствующие тексты. Да, кстати, о текстах: я бы попросил, например, проанализировать, ( ... )

Reply

mikhail_zeleny February 4 2015, 14:19:50 UTC

Что же касается Боговдохновенности... Понимаете, не всегда так бывает, что прямо является ангел и диктует, что следует записать. Это даже в Священном Писании не так: где-то прямо сказано, что ангел или глас свыше повелел написать так-то и так-то, а где-то - иначе, как, например в 1Кор.7:25 апостол Павел пишет, что не имеет повеления от Господа, но даёт совет как получивший от Него милость быть Ему верным. Дух Святой действует в Церкви, просвещая, обновляя и очищая умы и сердца верных, преображая их "от славы к славе" и давая им тем самым духовное разумение и трезвение. В этом смысле многое, очень многое из церковной сокровищницы является Боговдохновенным в широком смысле, даже если автор действует не по прямому указанию ангела или гласа с Неба. Разумеется, ко всему этому необходимо относиться крайне трепетно и бережно - ничтоже супротив глаголю! Но при этом надо всё-таки различать, когда мы имеем дело с прямым Откровением свыше (и тогда это, разумеется, трогать нельзя), а когда - со словами "получившего от Господа милость быть Ему ( ... )

Reply

dm_nikolich February 4 2015, 06:17:03 UTC
«…именно так поступали Святые Отцы в вопросах догматических ( ... )

Reply

mikhail_zeleny February 4 2015, 11:17:40 UTC

Если следовать Вашему способу аргументации, то можно практически все, что Вам не нравится, объявить несоответствущим святоотеческому Преданию. "Святые Отцы так сделали не по логике, а по откровению свыше" - это ж "универсальная отмычка", более никаких аргументов не нужно. Если у Вас именно такое понимание святоотеческого Предания - воля Ваша, конечно, но вряд ли сами Отцы с Вами согласились бы - они почему-то ссылались не только на то, что им "такое откровение было", но и строили силлогизмы, опираясь на Писание, других Отцов или неписанное предание, как свт. Василий Великий в 27-й главе книги "О Святом Духе". Впрочем, разубеждать Вас не буду, т.к. дальнейший разговор с Вами потерял для меня всякий интерес.

Reply


Leave a comment

Up