"И в лѣто 6756 году князь Александръ Ярославич Невской поиде из Великаго Нова града во Орду ко царю Батыю, понеже наказуютъ Богъ Росийскихъ князей, впаде ихъ под державу нечестивому Батыю царю."
Вот он какой, красавец! - Шютка 6-).
После эпизода с
Константиновыми дарами и до этого года Русский летописец довольно уныло перечисляет кто, когда и куда отъехал, кто и что построил - сведения, конечно, для историков очень полезные, однако приличному обывателю малоинтересные. А вот под 6756, он же - 1247 годом...
"Батый же в та времена еще возбеснѣся, рускою кровию не насытися, но устремися итти на Угорскую землю. И тамо многия грады и веси попленилъ. Восхотѣ же взяти и самый великий Вардинъ градъ. Град же той Вардинъ стояше среди Угорския земли. Посредѣ же его содѣланъ столпъ камененъ превысокъ зѣло. Крал же Угорский затворися во граде и взыде на столпъ, сматряше злаго мучителя и моля Бога со слезами, дабы подал побѣду на мучителя Батыя; слышав же, яко и сестру его взя нечестивый Батый. И се внезапу нѣкто предста кралю и рече ему: «Слез ради твоихъ даэ̋т ти Господь побѣдити злочестиваго царя Батыя». И сия рекъ, и невидимъ бысть. Крал же сошедъ со столпа, и видѣ стояща осѣдлана коня и секѣру на немъ, и разумѣхъ, яко будетъ помощь Божия. И вседъ на конь, и изыде из града со всѣми вои своими; и нападоша на варвары, избиша безчисленное множество, и самого Батыя безбожнаго краль Владислав уби. Нѣцыи же повѣствуютъ, яко сего краля Владислава крестилъ святый Сава, Сербский святитель, понеже и братъ ему бѣ."
А. каково? Мы-то думали, помер нечестивый Батыга то ли от ревматизма, то ли от чего ещё, на худой конец - отравили по славному ордынскому обычаю, а тут - р-р-раз, и пополам! Славная смерть храброго воина - загляденье. Тем более - от руки могучего угорского "крала Владислава". Помилуйте, а как же Бела IV???
Новгородская 4-я летопись явно упоминает битву на реке Шайо ( в летописи - Солоная) между Белой и его родичем Коломаном с одной стороны и Батыем - с другой. Именно так, по именам: Бела, Коломан, Батый. Хан Бату тогда раскатал венгров, как хозяйка тесто. И понятное дело, что никакого "крала Владислава" в Венгерском королевстве тогда не было и в помине. Но не из пустыней же аравийских придумал архиепископ Пахомий эту басню - пока что находились весьма правдоподобные источники небылиц, включённых в Русский летописец.
Нет, не из пустыней. Поскольку на сцене появляется ещё один Пахомий (вот же ж - все совпадения случайны? 4-). На этот раз - Логофет, он же - Серб. Где-то между 1429 и 1438 годами в сане иеромонаха Пахомий прибыл из Афона в Новгород, а в 1440 году переселился в Великое княжество Московское. Большую часть жизни в России Пахомий провел в Москве и Троице-Сергиевом монастыре, где работал над составлением житий святых и списыванием книг. Н.В. Серебрянский и Г.М. Прохоров предполагают, что именно этот Пахомий и написал "Слово об убиении царя Батыя" как заключительную часть своего Жития князя Михаила Черниговского и его боярина Фёдора. Мол, злобный Батыга-хан зверски загубил благоверного князя и за злодеяние своё получил возмездие от руки могучего венгерского короля. Оба произведения вошли в сборник XVI века Великие Минеи Четии на 20 сентября. А ещё "Слово об убиении..." под 1247 годом содержится в Воскресенской летописи - документе XVI века. А ещё - в Мазуринском летописце XVII века. Но ни в Ипатьевской летописи, ни в Лаврентьевской, не говоря уж о Новгородских, эпизода Батыевой смерти от руки "крала Владислава" нет.
Насчёт "крала Владислава" и его победы над монголами: а такая победа таки была. В 1285 году, спустя тридцать лет после смерти Бату, в Венгерское королевство вторглись монгольские войска под командованием хана Тула-Буги (летописный Телебуга) и знаменитого темника Ногая. Монголы дошли до Пешта, но тогдашний венгерский король их отбил, и они вынуждены были уйти. А звали того венгерского короля Ласло IV по прозвищу Кун. А по-польски Ласло - Владислав. И никакого отношения к Батыю эта победа не имеет.
Полагаете, злоключения смерти Батыевой закончились? - Хе-хе...
"Был в городе Смоленске один человек, молодой годами, по имени Меркурий, благочестивый в наставленьях Господних, обучавшийся им день и ночь, славный примерной жизнью, постом и молитвой сияющий, будто звезда богоданная в мире этом. И был он смирен душой и печален, часто ходил к Господню кресту помолиться за жителей Петровского конца."
Это уже из Слова о Меркурии Смоленском. Произведения совершенно, абсолютно, вопиюще и категорически неисторического.
Во время нашествия Батый пришёл к Смоленску с вполне традиционной целью, которая никак смоленцев не устраивала, вследствие чего они усердно молились, чтобы нелёгкая унесла Батыя куда-нибудь вдаль от города. Естественно, молитвы их были услышаны, явилась Богородица, призвала к себе Меркурия, дала ему соответствующую снарягу и отправила того бить супостатов до одури. Честный отрок Меркурий настолько усердно справился с сим поручением, что хан Батый сильно тому опечалился и "быстро бежал от города с малой дружиной" - да: в Венгрию, где его отловил и успокоил на этот раз некий "Стефан царь". - Унесла.
Кстати, напутствие Богородицы Меркурию было весьма воодушевляющим: "... пойди и победи злочестивого царя Батыя, все войско его! Потом подойдет к тебе человек, красивый лицом, передай ему в руки все оружие твое. И отсечет тебе голову, ты же возьми ее в руки свои и ступай в свой город, там примешь кончину, и положено будет тело твое в моей церкви". Странно: человек защитил свой народ, а ему за это - секир-башка обещана. На мой взгляд, процедура, мало что имеющая с христианством, равно как и со здравым смыслом вообще.
Что ж до хана Бату - конечно, ни в какой Венгрии его никто не убил. В 1253 году его лично видел фламандский монах Вильгельм де Рубрук сотоварищи. Видел живым, но не очень здоровым: "Лицо Бату было тогда покрыто красноватыми пятнами" - предполагается, что хан Бату страдал от ревматизма, как и прочие его родственники. Примечательно, что легенды и слухи, связанные со смертью хана, распространились только в Европе и Руси, но не на Востоке. К примеру, арабские хронисты пишут о кончине Бату просто: помер.
Честно говоря, уже интересно: какая нелепица в Русском летописце окажется следующей?
Другие статьи по теме: