Приключения шапки Мономаха и её друзей

Nov 28, 2020 09:54


Прочитав  про общение Владимира Всеволодовича Мономаха со своим покойным дедом -  византийским императором Константином I Мономахом, заинтересовали меня  дары, которые, согласно Русскому летописцу, дед-покойник прислал своему  внуку.



Вот список якобы присланных в 1113 году даров:

"... животворящий крестъ - от самого Животворящаго Древа, на немже  изволи распятися Господь нашъ Иисусъ Христосъ; снемлет же со главы  своея и венецъ царский. И полагаетъ крестъ и венецъ на блюде златѣ.  Повелѣвает же принести и крабиицу сердоликову, из неяже Августъ кесарь  Римский пияше, и честьв и чепь, исковану от злата аравитскаго, и ины  многи царския дары"

Из последующего становится ясно, что среди "иных многих царских даров"  были ещё виссон, порфира и золотая гривна, поскольку в описании  венчания эфесским митрополитом Неофитом Владимира на царство (!)  указано:

"И возложи на великаго князя Владимира Всеволодовича животворящий  крестъ и порфиру, и виссон, и гривну златую, и венецъ царский возложи на  главу его; и всѣми царскими утварьми украси; и царемъ того нарече. и по  реклу тезоименита Констянтину царю Мономаху царя Владимера Маномахомъ и  братомъ нарекъ."

Порфира - длинная пурпуровая мантия,  символ власти и парадное церемониальное одеяние монарха.

Виссон - драгоценная очень тонкая ткань, употреблявшаяся для одежды первосвященников и царей.



С  порфирой ясно: длинный плащ или мантия. В каком виде виссон был передан  Владимиру, неизвестно, однако, поскольку виссон на Владимира был  возложен, то получается что-то вроде накидки, готового изделия.

В дальнейшем изложении Русского летописца  животворящий крест, порфира, виссон, гривна и царский венец являются  царскими инсигниями и передаются от отца к сыну: Владимир передал их  Юрию Долгорукому, тот - своему сыну Всеволоду, и далее вплоть до Ивана  нашего Васильевича будущего Грозного в 1534 году. А дальше... а дальше -  всё. Животворящий крест - вещь огромного религиозного значения -  упоминается в записи от 1606 года и прочих, относящихся к Смутному времени, и в последний раз - в записях за 1619 год. И более в Русском летописце, доведённом до 1650 года - времени царствования Алексея Михайловича Тишайшего, второго царя из рода Романовых, он не упоминается.

Пропали  сокровища, да. С Иваном-то Грозным всё ясно: тиран-деспот свои  сокровища с собой в могилу унёс, чтоб другим не достались, ну и  Романов-царь по недогляду оставшийся животворящий крест, уцелевший во  время Смуты (!), тоже захапал - одно слово: немец, но есть тут одна  штучка...

6970  (1462) "преставися на Москвѣ великий князь Василей Васильевичь марта въ  28 день. А животворящий крестъ и порфиру, и виссонъ даде сыну своему  князю Иванну"

7014  (1506) "... животворящий крестъ и порфиру, и виссонъ, и златую гривну, и  венецъ Маномаховъ сынъ сего великаго князя Иванна Васильевича  Московскаго и всеа Русии князь Василей Ивановичь."

Вроде, всё в порядке, инсигнии честь-по-чести передаются, князья ими венчаются, однако дошёл до наших времён некий документ: Чин поставления на великое княжество князя Дмитрия Иоанновича, внука великого князя Иоанна III Васильевича, того самого Иванна, которому в 1462 году отец его, Василий Тёмный,  крест, порфиру и далее по списку передал. А чин - это подробный  сценарий ритуала, и в чине этом князь Дмитрий венчался некой шапкой и  бармами. Никакого порфира с виссоном, никакой гривны с венцом. Пишут,  что, вроде, и животворящим крестом венчался, но я несколько раз  перечитал издание чина от 1865 года - упоминания о возложении  животворящего креста в обряде не увидел. И штука в том, что венчался  Дмитрий в1498 году. И с того времени возложение шапки и барм  символизировало принятие великого княжения и царства.

"Ну что ж," - заметит пытливый читатель, - "венчались шапкой с бармами, а Константиновы дары передавали друг другу в качестве семейных реликвий".

Так-то  да, но... Семейные реликвии в государственных делах особой роли не  играют. Тем более, что кому-кому, а князю Василию Ивановичу - будущему Василию III  - уж ой как не помешало бы подтвердить своё право на престол, поскольку  его конкурент - Дмитрий Иоаннович к 1506 году был уже венчан великим  князем и, хоть и был в опале, оставался жив и относительно здоров. А в  деле передачи и утверждения власти такая важная реликвия, как венец  самого византийского императора Константина, была бы как нельзя кстати.

И  я вот тоже об этом подумал. Но, к своему стыду и невежеству - нет:  шапка Мономаха к императору Константину не имеет ну никакого отношения.  Считается, что собрана она из пластин шеломов двух князей - Дмитрия Донского и Ивана Ивановича Малого,  а в основе её - чуть ли не женская тюбетейка. По поводу места и времени  создания шапки до сих пор идут споры, но сходятся к одному: составные  части шапки относятся не ранее, чем к XIII веку, то есть сто лет спустя  Константиновых даров.

Так что, и Константинов венец профукали? Ан нет, вот он:



Создан он в сороковых годах XI века по заказу императора Константина IX Мономаха,  а найден был в 1860 году в тогдашней Венгрии. Но и по поводу этого  венца есть сомнения: то ли это - венец, подаренный императором  Константином венгерскому королю, то ли это поручь императорского  полководца: выполнен венец довольно грубо, и надписи на греческом - с  многочисленными ошибками.

А  заметили, что я не упомянул ещё одну заметную вещицу из даров  Константина? - Сердоликовая крабица! Крабица - это на старославянском  коробочка. Естественно, что крабица эта непростая: из неё пил кесарь  Август, кем бы он ни был - вспоминаем фантазию о Гостомысле, пославшем  за потомком того же Августа на русских престол.

Относительно её есть хорошая статья А.В. Сиренова "Сердоликовая крабица московских князей XIV-XVI вв. как царская инсигния". И в этой статье довольно убедительно показывается, что крабица была то ли куплена, то ли заказана Иваном Калитой: "... коробочку золотую, а то есмь дал княгини своей с меншими детми". В завещании Ивана Красного она описывается так: "... коропка сердонична золотом кована"  - то есть крабица из даров Константина - точно что существовала,  поскольку упоминается не в публичных источниках, а в личных документах.  Интересно ещё одно совпадение: Русский летописец доводит передачу даров  аккурат до Василия III, а в сказаниях о Дмитрие-внуке Иван III подарил  своему внуку после венчания того на великое княжение именно сердоликовую  коробочку. Внук Дмитрий потом впал в немилость, в результате власть  получил Василий, Дмитрий вскорости удачно скончался, и что случилось с  его имуществом и сердоликовой коробочкой, никто, конечно, сказать не  может - несчастная судьба Константиновых даров!

Кстати, в связи с крабицей в статье есть ссылка на Сказание о великих князьях Владимирских, предположительно написанное опальным митрополитом Спиридоном-Саввой и известное также как Послание Спиридона-Саввы  видимо в конце XV или самом начале XVI века, и в этом сказании есть  эпизоды и с Гостомыслом, и с Константиновыми дарами, по сути точно  скопированные Русским летописцем XVII века.

И  вот снова получается, что архиепископ Пахомий собрал вместе небылицы и  нелепицы и приправил их капелькой вполне реальных событий, пусть и  угадываемых с большим трудом. В результате шапка Мономаха долгое время  считалась тем самым царским венцом, а сердоликовая крабица - чашей: ну  не из коробки же Август пьянствовал 6-).

Другие статьи по теме:

История, музыка, кино, крафт и прочее. Подписывайтесь, будет интересно! 

культура, летописи, история, русь

Previous post Next post
Up