Пятый принцип: Не пиши знаки. Создавай новое пространство (мир)
1. Метаморфоза чистого листа.
Вот перед нами лежит белый лист бумаги. Он пока ещё ничего из себя не представляет. Вот мы начинаем писать на нём знаки, и он преображается. Возникают небо и земля, возникает новый мир. Новая вселенная. И это уже не просто лист.
Этот новый мир формируется видимыми точками и линиями и белым пространством между ними. Однако не будем забывать, что это был просто белый лист. Белое пространство это то, что существовало изначально, именно поэтому белая часть играет определяющую роль. Таким образом, каллиграфия возникает, когда вы ограничиваете белое пространство чёрными линиями, и понимание пространства раскрывает вам понимание каллиграфии.
Для выразительности работы очень важно, как меняется белое пространство листа. Когда вы пишете линии, вы должны думать о том, как вы меняете пространство. Во время написания знаков необходимо значительную часть внимания уделять белому пространству, а не чёрным линиям.
Очень часто, когда новички пишут иероглиф «日» средняя черта у них смещается вниз и интервалы внутри становятся не равны. Так происходит потому, что они заранее не думают о том, как создать равное пространство внутри. Они ещё не привыкли к тому, что перед тем, как «закрыть» пространство образованное первыми тремя чертами, необходимо мысленно увидеть, как оно закроется в зависимости от того, как вы проведёте последнюю черту.
Разные иероглифы «三»
Давайте попробуем посмотреть на иероглифы с точки зрения использования белого пространства. Пространство между первой и второй чертой, между второй и третей. Оно одинаковое? Разное? Какое? Обратите внимание, как в зависимости от этих незначительных изменений меняется общее впечатление от иероглифа и его выражение.
2. Собственноручное написание кистью и копия-такухон одинаковы.
Все каллиграфические произведения со времён глубокой древности и до наших дней дошли до нас в одном из двух вариантов. Либо это оригинальное произведение (или его копия) написанное от руки кистью на листе бумаги, либо это такухон - оттиск произведения, выполненный с каменного памятника или деревянной основы. Если мы рассматриваем произведение, выполненное рукой на листе бумаги, то нечего и говорить, что мы без особых усилий сможем увидеть и понять работу кисти. А что же насчёт оттиска?
Производство такухона предполагает, что оригинальный текст автора сперва вырезается в камне, а потом с него снимается копия-отпечаток. То есть по сути добавляется дополнительное звено. Но и это не всё. Существуют разные техники производства такухона и бывает, что такухоны снятые с одного и того же камня отличаются. Однако, на самом деле мы можем увидеть, что независимо от этого внешняя форма знаков сохраняется. Более того, точно так же как и в случае с текстом, написанным кистью на бумаге мы можем увидеть и понять работу кисти - скорость, угол и глубину.
Не забывайте, что писать кистью нужно так, как будто вы вырезаете, гравируете иероглифы в листе бумаги. Поэтому не важно, вырезаны иероглифы кистью в бумаге или ножом в камне, по сути это одно и то же (если, конечно автор хорошо владеет техникой письма)
И в случае с такухоном, и в случае с рукописным произведением, самым важным моментом остаётся «как написано» (об этом мы уже говорили раньше). Поэтому совершенно не важно, смотрите вы на чёрные линии оригинала или белые линии копии. Вы вполне в состоянии проследить, как эти линии сделаны, а это - самое главное. Когда вы сможете одинаково считывать такухон и рукописный текст, каллиграфия станет ещё ближе, а удовольствия ещё больше.
Ван Сичжи «蘭亭序»
Оригинал и копия одинаковы. И там и там мы можем легко прочитать скорость, угол и глубину движения кисти.
* Ван Сичжи - (303-361) китайский каллиграф. Его оригинальные работы не сохранились, но дошли в позднейших копиях. Был прозван «Богом каллиграфии», превратился в героя популярных рассказов. Каллиграфами стали и семь его сыновей. Наиболее знаменитое произведение - предисловие к антологии «Стихотворения, сочинённые в Павильоне орхидей» («Ланьтинцзи» 蘭亭序), написанное в 353 году. Помимо каллиграфических достоинств, оно прославилось благодаря интересу, проявленному к нему вторым императором эпохи Тан Ли Шиминем, большим поклонником Ван Сичжи: в поисках оригинала «Ланьтинцзи» он организовал серию сыскных кампаний, которая стала основой картин, новелл и пьес. Определил развитие каллиграфии на многие века вплоть до настоящего времени. Изучение его наследия обязательно в процессе обучения каллиграфии в Китае и Японии.
3. Создаём пространство (интервалы)
К моему глубокому сожалению, современное обучение чистописанию извращено и с самого начала уводит людей от настоящей каллиграфии.
Норма для знака быть написанным кистью от руки в том виде, в каком он сформировался исторически. Например иероглиф «令» его первая черта, откидная влево заканчивается острым кончиком. Вторая - откидная вправо - треугольником. При разработке печатных шрифтов это было взято за основу. Однако элемент マ был заменён элементом 令 и это породило ужасающую ошибку, когда в школах вдруг решили, что именно этот вариант оригинальный и правильный. Более того, вы помните, что именно такой вариант показал пресс-секретарь кабинета министров, провозглашая название новой эры?
Низкоквалифицированные преподаватели чистописания берут за основу типографские шрифты и по аналогии требуют от учеников смыкать все линии в иероглифах 口 и 目 например, как это выглядит в печатных шрифтах. Более того, иероглиф 口 не только должен иметь несмыкающиеся линии, но он не должен быть квадратным. Первая черта чуть протянута вниз. Между первой и второй обязательно оставить интервал и третья черта либо легко касается первой, либо не касается вообще. Кроме того, третья черта чуть выступает за вторую. Каллиграфия это в каком-то смысле наблюдение за возникновением интервалов и подобных «отверстий» в процессе написания. Точно так же и иероглиф 目 : мы пишем его наблюдая за интервалами между первой и второй чертой, третьей и второй, четвёртой и второй и в процессе балансируем и создаём эти интервалы. Когда вы сможете осознавать какие вы делаете интервалы и каким образом вы их делаете, можно будет сказать, что вы вышли на новый уровень.
В случае с иероглифом 令, в рукописном варианте на месте четвёртой и пятой черты должен быть элемент マ. Практически никогда последняя черта в нём не писалась вертикально
Обращайте внимание, соприкасаются ли черты, есть ли между ними интервал. Каллиграфия это «то, что написано», поэтому то, что написано, а именно каждая линия, должна быть хорошо видна во всей своей красе. Поэтому желательно следить, чтобы начало и конец линии не пересекались и не накладывались на другие линии. Чтобы их было хорошо видно. Отсюда происходит традиция не смыкать линии, а оставлять интервал.
(После объявления названия новой эпохи Рэйва令和 вопрос, как же правильно писать иероглиф 令, расколол японское общество и стал предметом острой полемики не только среди специалистов, но и среди обычных граждан. А представленный пресс-секретарём кабинета министров вариант с вертикальным написанием последнего элемента подвергся горячей критике. В конце концов министерство образования выступило с разъяснением, что оба варианта верны и равнозначны прим.пер)
0. От переводчика 1. От автора и пролог 2. Пролог. Продолжение 3. Принцип первый: Черты знака не суть форма. Черта - концентрация ощущений 4. Принцип второй: Знак - набор векторов движения 5. Принцип третий: Знаки и столбцы имеют вес 6. Принцип четвёртый: Итоговый вид знака - общая сумма различных составляющих 7. Принцип пятый: Не пиши знаки. Создавай новое пространство (мир) 8. Принцип шестой: Уделяй особое внимание началу и завершению линии (кихицу и сюхицу) 9. Принцип седьмой: Умей понимать разницу между линией, написанной осознанно, и линией, которая «так получилась». 10. Принцип восьмой: Один знак рождает десять тысяч. Первый вход в первую линию определяет всё произведение 11. Принцип девятый: Изучай каллиграфию от первого лица. 12. Эпилог 1. Нет ничего проще каллиграфии 13. Эпилог 2. Нет ничего интереснее каллиграфии