Принцип девятый: Изучай каллиграфию от первого лица.

Jun 15, 2021 17:08

Принцип девятый: Изучай каллиграфию от первого лица.

1.Познай удовольствие от изучения классики.

Воспроизведение-ринсё - это не просто повторение знака. И это не, как принято считать, учебный процесс, состоящий из трёх уровней: кэйрин-воспроизведение формы, ирин - воспроизведение душевного/эмоционального состояния, хайрин - воспроизведение, не глядя в оригинал.

Каллиграфию можно понять, внимательно проследив каждую линию - след, оставленный кистью. С какой силой и как она была написана. Внимательно прослеживая каждую линию, можно понять всё вплоть до самых мелочей - какая сила была приложена к кончику кисти, какая скорость ему задана, под каким углом он шёл, на какую глубину проникал. Все эти ощущения непосредственно возникают в теле и в мозге копирующего. Даже если мы посмотрим видео, как человек пишет, то мы сможем ухватить только часть информации, часть же останется скрыта, но если мы проследим линию, то мы сможем воскресить всю манеру письма автора. Его «хиссёку».

Не важно, сколько между вами и автором пролегает лет и километров. Когда вы копируете Кукая, повторяя все его движения, вы чувствуете, что он жив и находится здесь, рядом с вами. Каллиграфия даёт вам возможность встретиться с автором. В этом и есть смысл и суть воспроизведения-ринсё. Вы не просто копируете чужой почерк, вы встречаетесь с автором, говорите с ним и в конце концов сливаетесь воедино, становясь автором самостоятельно.



Вот так выглядит каллиграфия Кукая. Однако, если приглядеться, можно увидеть что первая черта первого иероглифа (風) слегка изогнута неестественным образом. Это было сделано намеренно. Окончание второго иероглифа (信)тоже выглядит как будто специально изогнуто таким крючком. Вход в третью черту иероглифа 披 выполнен в форме головастика с явным подворотом кисти. Разные линии похожи то на головы птиц, то на когти зверей, то на головастиков, и вместе они образуют уникальный стиль Кукая «сборный стиль» 雑体, где искусственное превращается в естественное.

2. Лучше не использовать инвертированные образцы.

В эпоху господства сюрреализма в Западной Европе появляется искусство фроттажа. Если взять хотя бы даже красивую крышку канализационного люка, наложить на неё бумагу и закрасить карандашом - вы получите подробную её копию. Этим методом на протяжении столетий пользовались в Восточной Азии, снимая копии с каменных памятников во всех странах иероглифической цивилизации, где письменные знаки являются центральным стержнем всей культуры.

Однако в этом случае, полученные на оттиске иероглифы получаются белыми на чёрном фоне. Если приложить бумагу к памятнику с вырезанными иероглифами и промакивать её тампоном с чёрной тушью, невырезанные места окрасятся в чёрный, следы от резца же останутся белыми. Во времена, когда не было копировальных аппаратов, копии делались именно так - вручную лист за листом.

Новички всегда теряются, когда предлагаешь копировать им такие иероглифы. Они к ним непривычны. Так появились инвертированные образцы. Где белое и чёрное поменялись местами. Однако, взгляните сами. Возможно, чёрные иероглифы действительно легче воспринимать. Но если приглядеться, то понимаешь, что из них изъята вся жизнь. Это просто мёртвая форма в которой не видно движения кисти. Было бы правильным избегать использовать образцы такого рода. Если провести пальцам по вырезанным в камне линиям, или даже по их копии в бумаге, ты сразу проникаешься ими, сразу досконально чувствуешь всю манеру письма автора. Его «хиссёку».



Нельзя заменять белые знаки на чёрные, а чёрное поле на белое только потому, что так удобнее писать. Если посмотреть на пример сверху, то сразу видно, что в инвертированном варианте иероглифы теряют свою силу и энергию. Глубина, скорость, наклон кисти - всё это сразу становится нечитаемым.

3. Литераторы, артисты, учёные и их рукописи.

Под фразой «Изучай каллиграфию от первого лица», вынесенной в заголовок, я подразумеваю «Воспроизводи иероглифы, как будто ты уже сам стал автором». Воспроизведение-ринсё может относиться не только к древней классике. Активно изучая и воспроизводя работы политиков, литераторов, художников, артистов нового времени и современности, вы можете развить свои навыки письма, углубить их, разнообразить технику, и перед вами откроются двери неисчислимых возможностей в каллиграфии.

Если говорить о моём личном опыте - я пробовал карандашом воспроизводить заметки Миядзавы Кэндзи - его известного стихотворения «не уступая ни дождю, ни ветру». В заметках, например, видно, что оно начиналось не словами «Не уступая ни дождю», а словами «Не уступая дождю». Или известное место «И если на востоке заболеет ребёнок/ Пойти и сидеть у его изголовья/Если на западе устанет мать/Пойти и взвалить на спину связку колосьев риса». Здесь несколько раз повторяется слово «пойти» и это не просто так. После стихотворения в записной книжке по центру крупно написано «Славься Сутра Лотоса», а вокруг, подобно мандале «Славьтесь четыре бодхисаттвы». И воспроизводя эти иероглифы, понимаешь, какую глубокую связь они имеют со стихотворением, даже через особенности почерка. Ритмичные рубленые линии, словно вырезанные стамеской по деревянной доске.


Записная книжка Миядзавы Кэндзи

* Кукай (774-835) - буддийский монах, основоположник учения Сингон. Считается величайшим каллиграфом Японии, часто именуется отцом японской каллиграфии. Оставил после себя значительное количество литературных памятников и философских трактатов. Самым известным каллиграфическим произведением считается Фу:синдзё [風信帖]

* Миядзава Кэндзи - 27 августа 1896 года - 21 сентября 1933 года - японский поэт и автор детской литературы. Его произведения составляют золотой фонд японской литературы.

0. От переводчика
1. От автора и пролог
2. Пролог. Продолжение
3. Принцип первый: Черты знака не суть форма. Черта - концентрация ощущений
4. Принцип второй: Знак - набор векторов движения
5. Принцип третий: Знаки и столбцы имеют вес
6. Принцип четвёртый: Итоговый вид знака - общая сумма различных составляющих
7. Принцип пятый: Не пиши знаки. Создавай новое пространство (мир)
8. Принцип шестой: Уделяй особое внимание началу и завершению линии (кихицу и сюхицу)
9. Принцип седьмой: Умей понимать разницу между линией, написанной осознанно, и линией, которая «так получилась».
10. Принцип восьмой: Один знак рождает десять тысяч. Первый вход в первую линию определяет всё произведение
11. Принцип девятый: Изучай каллиграфию от первого лица.
12. Эпилог 1. Нет ничего проще каллиграфии
13. Эпилог 2. Нет ничего интереснее каллиграфии

Книга "9 принципов", Исикава Кюё, Каллиграфия, Теория

Previous post Next post
Up