Принцип третий:
Знаки и столбцы имеют вес
1. Верх листа - небо. Низ листа - земля. Лист - весь мир.
Небо и земля связаны вертикально. Объекты на земле связаны горизонтально. Когда вы начинаете писать на листе бумаги, как бы вы его не расположили, где бы ни начали писать, возникает «верхняя часть» или небо и «нижняя часть» или земля. Появляется заполненное и незаполненное пространство, формируется новый мир, и в этом мире возникает сила тяжести. Гравитация, связывающая небо и землю. Именно поэтому горизонтальные и вертикальные линии - база и фундамент иероглифов.
Вертикальные линии иероглифа действуют однонаправленно силе тяжести. Горизонтальные - перпенидикулярно ей. Линии типа хараи действуют под углом. Когда мы пишем вертикально, нижние знаки принимают на себя давление верхних, и во время написания надо это учитывать, чтобы не создавать избыточного давления, которое приведёт к перекосу. Необходимо «сливать» избыточное давление, подобно тому, как навес крыши отводит дождевую воду или снег, чтобы они не застаивались и не привели к обрушению. Поэтому очень важно постоянно следить за этим, когда вы пишете и очень внимательно относиться к каждому углу. Не ленитесь лишний раз провести кисточкой (или мыслью) в воздухе от верхнего края листа к нижнему, чтобы понять, как течёт вес. Воспринимайте вертикальные линии как опорные колонны, а горизонтальные - как поперечные балки. Именно поэтому говорят, что каллиграфия имеет много общего с архитектурой и строительством.
Для примера посмотрим на иероглиф 川 он состоит из трёх вертикальных черт сквозь которые свободно проходят гравитационные линии, соединяющие небо и землю. Поэтому он воспринимается легко и свободно. Посмотрим так же на иероглиф 三 он состоит из горизонтальных линий, сквозь которые наш условный поток не пройдёт. Поэтому он вызывает ощущение, словно взгляд цепляется. Однако длинная нижняя черта и общая форма трапеции вызывают ощущение крепости, устойчивости и приземистости.
2. Равновесие и симметрия - центральный принцип красоты.
Появляясь на листе один за одним, иероглифы формируют столбцы. Как мы уже сказали, в это время знаки (а с ними и столбцы) существуют в новом мире: в мире, где есть сила тяжести. И важно, что нижние знаки принимают на себя тяжесть верхних. Поэтому в процессе написания необходимо постоянно скользить взглядом вверх и вниз, проверяя как движется поток сверху вниз и как работают угловые линии, перенаправляя его. Тогда ваши знаки будут чёткими и устойчивыми.
Красиво выстроенные знаки приятны глазу. Симметрия левой и правой частей иероглифа создаёт ощущение устойчивости и спокойствия. Так рождается основные принципы красоты - баланс и симметрия. Основа основ написания иероглифов состоит в том, чтобы чётко определить его центр, и писать, балансируя на этой центральной вертикальной оси (центральная вертикальная ось существует всегда).
Когда крайняя правая и крайняя левая точка иероглифа находятся на равном расстоянии от центральной оси - иероглиф уравновешен. Когда вертикальная линия пересекается с горизонтальной, все интервалы, появляющиеся вокруг пересечения, должны быть равными. Тогда иероглиф сбалансирован. Основа основ каллиграфии - изучение устава, так как именно в уставе в наивысшей степени проявляются симметрия и баланс, а также равность интервалов и соразмерность частей иероглифа.
Представьте, что мы складываем ладони одна к другой в молитвенном жесте. Между ними возникает центральная ось. Теперь одновременно немного разведём руки в стороны, представляя ось на том же месте. Теперь представьте, что между руками у вас находится иероглиф. Уравновешенность иероглифа - равное расстояние между его крайними точками с левой и правой сторон относительно центральной оси - крайне важно. В процессе написания необходимо постоянно следить за центральной осью и уравновешенностью правой и левой частей иероглифа.
九成宮醴泉銘
Центральная ось каждого иероглифа словно проведена единой линией от начала до конца и нигде не искривляется. Левая и правая часть каждого иероглифа равны относительно центральной оси. Все интервалы между горизонтальными линиями, равны, насколько это только возможно. Симметрия и соразмерность определяют форму знаков.
3. Красота и форма.
Итак, возникают небо и земля. Возникают равновесие и баланс. Всё это становится основой для рождения самых разных форм иероглифа. Так рождается красота каллиграфии. Каждый знак ощущает на себе влияние предыдущего. Каждый знак стоит на своём месте, опираясь на свою центральную ось, в мире, где на него действует сила тяжести. Это основа красоты каллиграфического произведения. Красота не может болтаться в пространстве, где нет неба и земли, где не действует сила тяжести.
Красота каллиграфии может быть разной. Это могут быть иероглифы Оуян Сюня времён возникновения империи Тан из 九成宮醴泉銘, подобные мощным замкам, устремляющим в небо острые шпили своих башен, и могут быть иероглифы Су Ши времён царства Сун из 「黄州寒食詩巻」которые дразнят жабоподобными и которые производят впечатление человека, который бежит, падает, пачкается в грязи, снова поднимается и бежит, терпит неудачу за неудачей и снова бросается в бой, не желая сдаваться. Все знаки словно приплюснуты и сдавлены, но обратите особое внимание на иероглифы 人 в четвёртом столбце и 小 в пятом. Они особенно бросаются в глаза.
Такие разные произведения, но оба они, несомненно, демонстрируют истинную красоту каллиграфии.
Учёный и придворный, каллиграф Су Ши в результате политического конфликта был сослан в деревню в современной провинции Хэбэй, где писал стихи, что не всё ещё потеряно, и он ждёт своего часа. Без сомнения его мысли, настроения и состояние отразились на его иероглифах. Их часто сравнивают с жабами за их плоскость, толщину и приземистость.
*Су Ши - (1037-1101), - китайский поэт, эссеист, художник, каллиграф, чайный мастер и государственный деятель Сун. Автор стихов, вошедших в число жемчужин китайской поэзии. Их отличительные черты - оптимистическое мироощущение и формальное новаторство.
* Империя Сун - государство в Китае, существовавшее с 960 по 1279.
* Империя Тан - государство в Китае, существовавшее с 618 по 907.
0. От переводчика 1. От автора и пролог 2. Пролог. Продолжение 3. Принцип первый: Черты знака не суть форма. Черта - концентрация ощущений 4. Принцип второй: Знак - набор векторов движения 5. Принцип третий: Знаки и столбцы имеют вес 6. Принцип четвёртый: Итоговый вид знака - общая сумма различных составляющих 7. Принцип пятый: Не пиши знаки. Создавай новое пространство (мир) 8. Принцип шестой: Уделяй особое внимание началу и завершению линии (кихицу и сюхицу) 9. Принцип седьмой: Умей понимать разницу между линией, написанной осознанно, и линией, которая «так получилась». 10. Принцип восьмой: Один знак рождает десять тысяч. Первый вход в первую линию определяет всё произведение 11. Принцип девятый: Изучай каллиграфию от первого лица. 12. Эпилог 1. Нет ничего проще каллиграфии 13. Эпилог 2. Нет ничего интереснее каллиграфии