Принцип четвёртый: Итоговый вид знака - общая сумма различных составляющих. Двух одинаковых знаков не существует
1. Не пиши одинаковые знаки одинаково.
Знак за знаком, символ за символом растут и множатся столбцы текста на листе бумаги. Каждый новый знак появляется не просто так, но под влиянием предыдущего, и сам неизбежно создаёт новые условия для появления следующего. Если предыдущий знак получился широким и вытянутым по горизонтали, то текущий придётся вытягивать по вертикали, а если предыдущий знак маленький, то текущий придётся делать больше, чтобы сбалансировать пространство. Таким образом, каждый знак рождается не сам по себе, но в тесной взаимосвязи с окружающими знаками сверху, снизу, слева, справа, плюс на него оказывает влияние естественное течение хиссёку (глубина, скорость, угол письма) и те ритм и темп, с которым вы подошли к его написанию. Поэтому, даже если этот знак уже встречался в тексте раньше, сейчас он просто физически не сможет быть точно таким же, как прежде.
Давайте посмотрим на пример ниже. Это работа «懐素自叙帖» авторства Чжэн Се. Здесь многократно встречается иероглиф «之». Однако вы не найдёте двух одинаковых. Именно так работает принцип «не пиши одинаковые знаки одинаково»
Обратите внимание на иероглиф «之». В зависимости от окружения и общего ритма произведения он приобретает разные формы в разных условиях.
* Чжэн Се (1693-1765), широко известный как Чжэн Банцяо, был китайским художником из Цзянсу. Он начал жизнь в бедности, однако успешно сдал экзамен на должность городского чиновника в Шаньдуне. Однако через 12 лет он стал критически высказываться о жизни и нравах чиновничества. Когда он, как сообщается, подвергся критике за строительство приюта для бедных, он подал в отставку. После этого он проявил себя в искусстве и стал одним из «восьми чудаков из Янчжоу». Он был известен своими рисунками орхидей, бамбука и камней. В 1748 году он на некоторое время возобновил официальную карьеру в качестве «официального каллиграфа и художника» для императора Цяньлуна.
Чжэн был также каллиграфом, который создал новый стиль каллиграфии используя технику своих рисунков орхидей. Помимо этого, он проявлял интерес к литературе и поэзии.
2. Иероглифы из каллиграфического словаря тоже должны «подстраиваться»
В каллиграфии, когда вы пишете иероглиф, вы не пишете его просто так. Вы ориентируетесь на предыдущий, представляете в голове, как будет выглядеть следующий, и исходя из этого создаёте этот. Так рождается каллиграфическое произведение. Следовательно, одинаковые иероглифы всегда будут выглядеть по-разному, так как их возникновение и существование определяется внешними условиями. Форма каждого иероглифа создаётся заново под его конкретное местоположение. Нельзя считать иероглиф независимой единицей. Он является неотъемлемой встроенной частью.
Для изучающего каллиграфию, обязательной настольной книгой должен стать словарь каллиграфических форм. Так же я порекомендовал бы вам всегда иметь под рукой каллиграфические цитатники и сборники фраз. (имеются в виду специально издаваемые книги в которых в качестве образцов содержатся различные каллиграфически исполненные фразы, цитаты, пословицы и т.д. прим.пер)
В словаре вы можете найти различные формы иероглифов, но необходимо помнить, что это формы, вырваны из контекста того источника, откуда они взяты. Совершенно не обязательно, что они подойдут вам. Поэтому нельзя набрасываться на необычные формы, редкие формы, странные и цепляющие взгляд формы. Выбирайте самые простые и сами изменяйте их, вписывая в вашу собственную работу. Выбирайте те формы, которые подходят вам по стилю. Те, которые перекликаются с тем, что вы пишете обычно.
Пример иероглифа "美"-красота в каллиграфическом словаре в пяти начертаниях: кайсё, гёсё, сосё, рэйсё, тэнсё, а так же древних формах кокоцумодзи и кимбун
3. Форму иероглифа задаёт его окружение
У одного и того же автора в разных произведениях стиль и манера письма будут отличаться в зависимости от содержания текста и миллиона иных факторов. Одной из важнейших особенностей каллиграфии является то, что одинаковые иероглифы, написанные разными людьми, будут разными. Индивидуальными. Более того, одинаковые иероглифы, написанные одним и тем же человеком, будут разными в зависимости от фразы, инструментов, психического и физического состояния в этот конкретный момент и многого, многого другого.
Исторически сложилось несколько отличающихся друг от друга начертаний (стилей): устав-кайсё, полуустав-гёсё, скоропись-сосё, бюрократический-рэйсё и тэнсё для печатей.
Давайте посмотрим на два примера скорописи от Хуай Су (см.принцип первый). Один из них «自叙帖», написанный разновидностью скорописи, называемой кёсо (狂草) или «бешеная скоропись», второй - тысячесловие-сэндзимон. Не нужно быть специалистом, чтобы понять, насколько они разные. Однако, несмотря на их разный внешний вид, можно увидеть единый стиль технических приёмов и одинаковую работу кистью.
0. От переводчика 1. От автора и пролог 2. Пролог. Продолжение 3. Принцип первый: Черты знака не суть форма. Черта - концентрация ощущений 4. Принцип второй: Знак - набор векторов движения 5. Принцип третий: Знаки и столбцы имеют вес 6. Принцип четвёртый: Итоговый вид знака - общая сумма различных составляющих 7. Принцип пятый: Не пиши знаки. Создавай новое пространство (мир) 8. Принцип шестой: Уделяй особое внимание началу и завершению линии (кихицу и сюхицу) 9. Принцип седьмой: Умей понимать разницу между линией, написанной осознанно, и линией, которая «так получилась». 10. Принцип восьмой: Один знак рождает десять тысяч. Первый вход в первую линию определяет всё произведение 11. Принцип девятый: Изучай каллиграфию от первого лица. 12. Эпилог 1. Нет ничего проще каллиграфии 13. Эпилог 2. Нет ничего интереснее каллиграфии