Конечно, лучше бы закончить уже с переводом книжки, тем более что сейчас для этого наилучшее время: я ничем не занят и трачу своё время совершенно бесполезно, одначе мне тут в голову пришло несколько мыслей и ощущений, которые хочется зафиксировать.
В последнее время я каждый день активно занимаюсь тем, чем конечно должен бы заниматься постоянно и так, но никогда не хватает времени или сил - базовым копированием. И день за днём замечаю всё новые и новые вещи. День за днём упражнения наталкивают меня на новые мысли, и практически ежедневно я обнаруживаю что-то новое. Хотя, казалось бы, мои обычные занятия тоже сводятся к копированию - но нет. Не всё так просто. Я всегда жалел, что раньше уделял этому недостаточно времени, но сейчас, жалею особенно.
Ну и само собой, учитывая скорость с корой вдруг внезапно мне начал открываться мир каллиграфии, вполне возможно, что уже через весьма небольшой период времени мой взгляд на некоторые вещи снова изменится. Но пока я хочу записать их так, как я вижу и чувствую сейчас.
Итак. Копирование ринсё (臨書) что это такое и с чем его едят.
Предисловие.
1) О термине
Казалось бы, чего проще, когда мы говорим «ринсё» это означает, что надо скопировать предложенный образец и написать точно такой же иероглиф. Однако, есть же слово «уцусу»-копировать, почему бы не использовать его? Более того, есть даже слово «сясё» (写書 ) - копирование в котором как раз используется простой и понятный всем иероглиф 写 уцусу - копировать, в то время как иероглиф 臨 вызывает недоумение, потому что большинству он известен в таких сочетаниях, как, например «временный» 臨時.
На самом деле иероглиф 臨 имеет несколько значений (вот неожиданность) среди прочего:
- быть обращённым куда-либо, выходить на что-либо
- оказаться перед лицом чего-либо
- присутствовать
- иметь дело, обращаться с кем-либо или чем-либо
Итак, акцент смещается на то, что мы «оказываемся перед текстом» и как-то «обращаемся с этим текстом» И это очень важный факт, который нам пригодится впоследствии.
2) Об уровнях
Классическая теория каллиграфии утверждает, что существует три уровня ринсё
1) Кэйрин (形臨) «копирование формы»
2) Ирин (意臨) «копирование мысли»
3) Хайрин (背臨) или Ансё(暗書) письмо вслепую. Копирование формы и мысли, не глядя в оригинал. Или точнее сказать не ориентируясь на оригинал.
Что это значит.
Кэйрин - тут всё просто. Нам надо скопировать оригинальный иероглиф/кусок текста/текст максимально близко к оригиналу. Сохранить пропорции каждого иероглифа. Сохранить пропорции расстояния между ними. Если горизонтальная черта пересекается вертикальной в отношении 2 к одному - мы должны это соблюсти. Если расстояние между двумя параллельными горизонтальными чертами равно (меньше/больше) толщине этих черт - это нужно воспроизвести в точности. Если расстояние между иероглифами в оригинале равно половине иероглифа, то таким же оно должно быть и в вашей копии. На этом уровне необходимо стремиться к максимальной точности воспроизведения оригинала.
Ирин - копирование мыслей. Обычно говорят и пишут, что это обозначает, что вы должны воспроизвести движения автора, его дыхание, его манеру работу кистью. Даже если автор умер две тысячи лет назад, и вы его никогда не видели. Но в какой-то момент, у тебя действительно что-то щёлкает в голове, и ты понимаешь, что для того, чтобы получилась именно такая линия, нужно повернуть руку вот так, вздохнуть вот так, изогнуть запястье вот так. А потом, ты внезапно осознаешь, что ты делаешь в точности то же самое, что делал другой человек, которого уже нет в живых, и тысячи других людей, которые тоже копировали этот текст. И вы дышите в одном ритме и движетесь в одном ритме на протяжении двух тысяч лет. И в этот момент что-то взрывается в голове и хочется бежать и кричать: «Я знаю! Я знаю, что он чувствовал, я знаю, как он двигался, я знаю, как он дышал!». Это очень странное ощущение. Чувствовать себя частью мёртвого китайца. Или чувствовать мёртвого китайца частью себя. И понять, что он не умер, потому что он вот он. Он тут. Он жив. Он во мне. А вместе с ним ещё тысячи и сотни тысяч живых и мёртвых внезапно оказываются частью одной вселенной. Одного организма.
Ну или если говорить более конкретно, с наличием определённого опыта действительно, глядя на произведение, ты понимаешь не только как двигалась кисть, но и что приблизительно при этом ощущал автор. Где он напрягался, где он расслаблялся, где делал вдох, где выдох. И в этот момент ты понимаешь, что каллиграфия это не только про изображение. Это ещё и про ощущения.
И в этот момент становится совершенно не важно, соотносятся ли у тебя части черты как две к одному, равно ли расстояние между линиями толщине этих линий, и прочее. И даже если пропорции будут нарушены, а внешне знак будет заметно отличаться от оригинала, он будет схож внутренне.
Внутренняя работа двух авторов будет одинаковой, и в этот момент в силу вступают физиологические различия. Все мы разные и двадцатилетняя девушка не будет писать как восьмидесятилетний дедушка. При одинаковом приложении одинакового усилия у них получится разный результат. Однако разный он будет снаружи, но внутри-то он как раз будет одинаковый. Это и есть Ирин.
Хайрин (как я это сейчас понимаю) Годы идут, уровень понимания и владения кистью и техникой растёт и вот, ты уже можешь использовать его настолько, чтобы восстановить исходную форму иероглифа, использовав при этом технику оригинального автора, причём даже не глядя в оригинал. Однако ты уже не просто используешь технику автора, но развиваешь её, улучшаешь на свой вкус, меняешь, сохраняя при этом оригинальную форму.
Когда смотришь на копии настоящих мастеров - всегда можешь сказать, какой именно источник был скопирован, даже если знаки отличаются внешне, или они написаны совершенно в другой манере. Что-то есть такое, что они (мастера) передают. Но что это - я не знаю. Вот когда дорасту - тогда узнаю. Наверно.
Подводя итог вышесказанному хочется заметить, что каллиграфия сёдо, как и любой другой путь-до совершенно подчиняется принципу «сю-ха-ри» О котором, если кто не знает, можно почитать на русском много чего.
Сперва мы усваиваем форму, совершенствуем её, шлифуем, потом разрушаем всё это к чёртовой матери, ломаем, уничтожаем и медленно-медленно начинаем восстанавливать и создавать новую, неразрывно связанную с прежней, такую же, как прежняя, но другую. Свою.
Что дали систематические занятия копированием лично мне. (Возможно, кому-то это само собой разумеется, но лично для меня стало открытием)
1) понимание техники работы кисти.
Внезапно оказывается, что у кисти минимум три пишущие части. Что мех складывается, поворачивается, перехлёстывается определённым образом, и каждый раз это меняет качество и вид линии. Оказывается, этим всем можно управлять по своему желанию. Оказывается, линия будет меняться в зависимости от изменения миллиона мелких факторов - напряжения пресса, расслабления руки, вдоха и выдоха. Я понял как можно и нужно работать кистью в зависимости от того, какую линию ты хочешь получить.
2) Случайных линий не бывает
В связи с этим я понял, что не бывает случайных линий. Каждая линия должна быть создана совершенно осознанно. Не потому, что она так получилась, а потому, что ты её такой сделал. А для этого надо чувствовать и контролировать каждую долю мгновения движения кисти.
3) Линии бывают разные
Этой фразой я хочу сказать, что я научился видеть и читать линии. Даже там, где линия выглядит абсолютно прямой, она может такой не быть. Даже если она выглядит прямой как стрела на самом деле, чтобы сделать её такой, нужно уметь сделать правильный изгиб. Как говорят японцы «кимочи-дэ». Сделать этот изгиб внутри себя, и тогда он будет в линии, но его не будет видно. Линия будет казаться прямой, но будет видно наличие этого внутреннего изгиба. Звучит как бред, но всё так и есть.
4) Глазомер
Серьёзно. У меня поменялся глазомер, если можно так сказать. Я стал совершенно по-другому видеть соотношение вещей. Я не могу сказать сколько сантиметров или миллиметров та или иная линия, но я вижу их соотношение. Что ещё более странно - он стал работать на каком-то интуитивном уровне. Зачастую я не могу сформулировать, почему надо делать так, но я вижу это. Возможно, если заставить себя сесть, проанализировать и попробовать сформулировать, почему я сделал так или иначе - я смогу. Но пока я этого не делаю, потому что и так само работает.
5) Понимание пространства в целом
Это вообще самое странное, что случилось со мной в результате упражнений. Я стал совершенно по-другому видеть и понимать пространство листа. Я даже не знаю, как это объяснить. Я просто понял, что пространство это не просто так пустое место. Нет. Это именно некое пространство. Оно не пустое. Оно реальное. Оно существует. Я с удивлением обнаружил, что не размеченный лист (меня всю жизнь учили размечать его складыванием пополам) даёт больше свободы. Линии сгиба ограничивают тебя, но когда ты пытаешься уложиться в эти ограничения, иероглифы получаются зажатые и куцые. Неограниченный же лист подобен неограниченной вселенной, где ты создаёшь свои объекты.
6) Пространством можно управлять
На стыке четвёртого и пятого пунктов рождается шестой. Пространством можно и нужно управлять. И это ужасно. Я понял, что я не могу этого делать. Оно меня не слушается. У меня получается какой-то хаос.
7) Иероглифы влияют друг на друга
Во многом это продолжение предыдущего пункта. Иероглифы действительно влияют друг на друга. Чёрт побери, я не понимаю, как. Иероглиф это не только набор линий, это и пространство вокруг и внутри его. Иногда, когда иероглифы написаны рядом, эти пространства пересекаются, а дальше начинается какая-то мистика. Какие-то иероглифы это позволяют, какие-то нет. Как это работает - загадка.
8) Существует иное состояние
Собственно это стало приходить в последнее время сперва на тренировках по дзё, а потом я осознал, что тут то же самое. Когда ты целиком погружаешься в копирование и отключаешься от внешнего мира, внезапно ты совершенно расслабляешься. Но не телом или мозгом, а чем-то другим. Как будто в груди есть что-то такое, что внезапно расслабляется и отпускает. Ты начинаешь по-другому дышать, двигаться. Словно открывается второе дыхание, и дальше ты работаешь не думая. Как будто на автомате. На ощущениях. Может это и есть то самое 無想 - я не знаю.
9) В это состояние можно войти
Вообще ринсё неплохо развивает навык осознанного погружение в это состояние. И это потрясающе, потому что в нём всё воспринимается не так и в нём гораздо легче работать над произведениями, например. Мысли всегда мешают. А так.. нет мыслей, есть что-то другое. Какое другое видение. Как будто ты смотришь изнутри головы. Как будто у тебя глаза не на лице, а где-то в груди. Как будто ты смотришь не головой, а из сердца. И всё, что ты делаешь исходит из тебя. Из души или не знаю, чего там.
10) Возникают мысли
Иногда в этом состоянии внезапно в мозгу формулируется всё то, что до этого понималось на уровне ощущений. Оно складывается в слова, загорается лампочка и ты такой «Так вот в чём дело!» Так например внезапно осозналось всё вышеизложенное, сформулировалось и возникло желание его записать.
Возможно всё это похоже на бред сумасшедшего, но нет. Я пока адекватен. Как, впрочем, и всегда. Просто мера адекватности у каждого своя.