Принцип восьмой: Один знак рождает десять тысяч.

Jun 15, 2021 16:26

Принцип восьмой: Один знак рождает десять тысяч. Первый вход в первую линию определяет всё произведение

1. Двух одинаковых работ не существует.

Каллиграфия рождается, когда кисть касается бумаги и проходит через стандартные этапы входа в линию, ведения, завершения, создавая тем самым линию за линией, которые собираются в знаки, которые, в свою очередь, выстроившись в определённом порядке, создают текст. Именно первый вход в первую линию будет решающим, куда и как дальше пойдёт кисть. Он скрывает в себе многие возможности и задаёт траекторию. Если первый вход не удался, как было задумано - всё произведение будет развиваться не по плану. Самый простой пример - чистописание. Если первый иероглиф сразу получился неровный, то продолжать дальше уже не имеет смысла.

Первый вход в первую линию определяет всё. С какой силой, скоростью, толщиной, под каким углом вам придётся писать дальше. Первый вход - это драматический момент. Это создание возможностей дальнейшего движения кисти. Вы уже не сможете выйти за рамки, созданные первым входом до самого конца. До самой последней черты. До того, как кисть оторвётся от бумаги, знаменуя окончание работы. И момент окончания тоже по-своему важен. Существует даже поговорка: «Хорошее начало - хороший конец. Хороший конец - хорошая работа». Естественно, что первое прикосновение к бумаге - самый волнительный момент, когда у вас трясутся руки. Это мистическое мгновение, содержащее в себе ещё не определённое будущее вашей работы.



Работа Кавахигаси Хэкигото слева и Такамуры Котаро справа. Обратите внимание, как начало задает весь стиль работы.

2. Принципы перпендикулярности и ортогональности в пересечении линий.

В архитектуре пересечение вертикальных и горизонтальных линий под прямым углом имеет решающее значение. Пилите ли вы бревно пилой, режете ли вы дайкон ножом, вы делаете это под прямым углом, так как это естественно и само собой разумеется. В каллиграфии этот принцип работает тоже. Например, если мы внимательно посмотрим на иероглиф «大», то увидим, то его вторая черта на самом деле идёт не по диагонали. Её первая половина прямая, а вторая поворачивает влево. Это происходит потому, что она пересекается с первой горизонтальной чертой.

Название новой эпохи 令和 - весьма необычно с точки зрения каллиграфии и заставляет поволноваться. Если мы посмотрим на названия прошлых эпох - 平成, 昭和, 大正, 明治 - то увидим, что все они начинаются с горизонтальной или вертикальной линии. 令和 же начинается с откидной влево. В архитектуре есть вертикальные колонны и горизонтальные балки. Они служат опорой диагональным перекрытиям. Иероглифы, родившиеся в мире, где царит закон всемирного тяготения, и действует сила тяжести - в норме ведут себя также. Никто не начинает строить здание с крыши. Поэтому, процесс написания иероглифа 令, не имеющего никакой опоры, всегда вызывает у меня чувство неуверенности.



Когда вертикальная черта пересекает горизонтальную, сознание всегда пытается создать прямой угол. Однако, поскольку горизонтальные линии восходят вправо-вверх, нельзя говорить о том, что это действительно прямой угол с математической точки зрения.

3. Вход есть решение.

Есть много историй о том, что Тэсигахара Со:фу:, расписывая ширмы, в начале ставил кистью точку в произвольном месте. Ведь сделать первый вход в линию на девственно белом листе требует смелости и решительности. Особенно в каллиграфии, где нельзя исправить линию. Где тебе не простят ошибки. Поскольку первый вход в первую линию определяет всю дальнейшую работу, он является своего рода актом решимости. Наверное, Тэсигахара Со:фу: ставил свою точку, чтобы облегчить тяжелое бремя решения. Всего лишь капля туши изменяет пространство листа, превращая его из нетронутого поля во вселенную созидания.

Таким образом, вход - это принятие решения. Ведение - воля к продолжению. Завершение же выражает идею того, что что бы там не случилось по пути, какие бы неприятности ни произошли, какие бы неудачи не постигли - вы осознанно завершаете процесс, принимая на себя всю полноту ответственности.



Стихи Ёсано Акико слева и Вакаямы Бокусуй справа.

* Тэсигахара Со:фу: (1900-1979) - основатель школы икебаны Согэцу, декларировавшей отсутствие жёстких форм и свободу самовыражения. Его называли «Пикассо в искусстве цветов»

* Вакаяма Бокусуй (1885-1928) - японский поэт, один из ведущих поэтов танка рубежа XIX-XX веков в Японии. Настоящее имя - Вакаяма Сигэру

* Ёсано Акико (1878-1942) - японская поэтесса. Выступала также как теоретик поэзии танка и синтайси, литературный критик, прозаик. Ёсано Акико перевела на современный японский язык классический роман X века «Гэндзи-моногатари» Мурасаки Сикибу. Перевела дневники писательниц классической поры «Дневники Мурасаки Сикибу», «Дневники Идзуми Сикибу».

* Такамура Ко:таро (1883-1956) японский поэт и скульптор. Из поэтических произведений наиболее известен сборник поэм «Избранное от Тиэко» созданный в 1941 году и посвящённый жене поэта Тиэко Такамуре, также поэтессе, умершей в 1938 году.

* Кавахигаси Хэкигото: (1873-1937) - Поэт, уроженец преф. Эхимэ. Был одним из последователей Масаока Сики, совершившего революцию в литературе. И в каллиграфии и в поэзии стремился выйти за жесткие рамки стандартов того времени.

0. От переводчика
1. От автора и пролог
2. Пролог. Продолжение
3. Принцип первый: Черты знака не суть форма. Черта - концентрация ощущений
4. Принцип второй: Знак - набор векторов движения
5. Принцип третий: Знаки и столбцы имеют вес
6. Принцип четвёртый: Итоговый вид знака - общая сумма различных составляющих
7. Принцип пятый: Не пиши знаки. Создавай новое пространство (мир)
8. Принцип шестой: Уделяй особое внимание началу и завершению линии (кихицу и сюхицу)
9. Принцип седьмой: Умей понимать разницу между линией, написанной осознанно, и линией, которая «так получилась».
10. Принцип восьмой: Один знак рождает десять тысяч. Первый вход в первую линию определяет всё произведение
11. Принцип девятый: Изучай каллиграфию от первого лица.
12. Эпилог 1. Нет ничего проще каллиграфии
13. Эпилог 2. Нет ничего интереснее каллиграфии

Книга "9 принципов", Исикава Кюё, Каллиграфия, Теория

Previous post Next post
Up