Неразобранное за 2017 год

Jan 16, 2018 16:17

Закончился 2017 год. О чем-то я писала, о некоторых поездках еще только собираюсь написать, о чем-то писать не планирую. Я не подвожу итоги, просто решила тут опубликовать несколько фотографий с комментариями.

Обратила внимание, что в последнее время как-то много появилось святых источников, колодцев, родников… В описаниях туров (не паломнических) пишут, что по программе будет посещение святых источников, и добавляют «возьмите тару для воды».
А ведь еще в 1871 году в «Минских епархиальных ведомостях» предупреждали «как нужно быть «осторожными при всех открытиях родников и икон»: «Много в нашем простом народе кроется еще предрассудков и суеверий, тормозящих дело религии. К каждому обряду, к каждой процессии духовной, народ присоединил свой смысл, свое разумение, которого и держится до фанатизма. Причиною всему, конечно, невежество, необразованность простого народа. И доколе царствует это невежество, нет возможности искоренить между ним суеверия и предрассудки.
…один священник был позван в один дом для напутствования св. тайнами больной старухи. По прибытии в дом он после обычных молитв приступил к исповеди. Исповедь шла обыкновенным порядком, но когда священник оную кончил и, намереваясь читать разрешительную молитву, позвал домашних, старуха вдруг сказала ему: «батюшка, велика я грешница, один тяжкий грех позабыла вам сказать. Была я однажды очень больна батюшка, и дала я в своей болезни обет Богу выкопать родник за огородом таким-то (тут она указала место в селе) впустить в него икону; но доселе сего обета не могла исполнить. Я надеюсь, детушки мои исполнят мой обет после меня. Много раз я собиралась исполнить мой обет; но страх останавливал меня: нужно было сделать это ночью, чтоб никто не видел. Так я и должна была дожидаться времени, а старость и болезни вовсе помешали мне исполнить свой обет». - Да зачем же тебе копать родник, зачем пускать икону в него? Ведь это вовсе не богоугодное дело! «Нет, батюшка, в этом великое душе спасение; это я слышала от многих св. стариц. На родники ходят богомольцы со всех сторон, там служат молебны, там исцеления, чудотворения ..... Вот и на моем роднике было бы тоже; и к нему стали бы стекаться богомольцы со всех сторон, у него получали бы исцеления...»
К этому рассказу священник А. Масловский добавляет следующее: …в недавнее время появилось много родников и с явленными якобы иконами. Нужно сознаться, что некоторые священники, вместо того, чтобы исследовать факт явления иконы или родника по достоверным источникам, спешат удовлетворять стекающихся странников, служили им при родниках молебны, водосвятия, чем вводили и колеблющихся в заблуждение. Рассказанный случай дает разуметь, как нужно быть осторожными при всех открытиях родников и икон» (Минские епархиальные ведомости, № 37 от 16 сентября 1871 г.).

1) Во время поездки в Новгород 11 февраля 2017 года (писала здесь , здесь и здесь ) мы видели церковь Воскресения Христова XVI века на Красном поле, рядом с которой есть кладбище и святой колодец.

Туристы набирают воду из колодца:



Рядом с колодцем висит объявление:



Скептикам было бы интересно знать концентрацию. Иначе как понять до какой степени вода «богата», например, йодом? И не идет ли «в паре» с йодом радон? Может быть не всем полезно пить такую воду?
Жаль, что сейчас на уроках химии не рассказывают как домашними средствами проверить воду из колодцев и родников. В свое время бабушка мне объяснила (она была фармацевтом). Хорошая вода должна быть прозрачной, не иметь неприятного запаха. Кроме того в хорошей воде перекись марганца (марганцовка) быстро не обесцвечивается, азотнокислое серебро (ляпис) не чернеет. Чтобы из жесткой воды сделать мягкую, ее нужно прокипятить, дать отстоятся и аккуратно слить, чтобы осадок не переболтался. Если извести (кальция) в воде много, то можно при кипячении добавить соду. При стирке в жесткую воду следует добавить золы. Чтобы убрать из воды органику, надо кипятить или минут сорок держать при 60*С. Но можно положить что-нибудь, содержащее белок, например, дубовую кору или орехи. Тогда органические вещества свертываются и оседают на дно. Если берем воду из глубокого колодца, то сразу пить воду нельзя. Она должна постоять, чтобы газы вышли. А как долго можно хранить воду? Вода долгое время отлично сохраняется в бочках, внутри обугленных, обожженных, - как делал это Крузенштерн, сохранивший в таких бочках невскую воду, без всякой порчи, в течение 3-х лет своего путешествия вокруг света.

2) 18 февраля 2017 года мы с Наташей ездили на экскурсию на Волховскую ГЭС (писала здесь и здесь ). Казалось бы, поездка должна была носить исключительно инженерно-технический характер. Но как говорил известный персонаж: «когда кажется - креститься надо». Я не учла, что 18 февраля была родительская суббота. Почему гид изменила маршрут и сначала завезла нас «поставить свечку» в Старую Ладогу в церковь Рождества Иоанна Предтечи , построенную в 1695 году. В церкви есть придел во имя св. Параскевы Пятницы. Рядом есть святой источник Параскевы Пятницы, к которому надо спуститься вниз по ступенькам:



Гид могла бы рассказать, если бы знала, конечно, о том, как духовенство пыталось заменить Пятницу мученицей греческой церкви Параскевией, но суеверный народ слил оба имени вместе, окружил почитание ее суеверным страхом.
Существует исстари целое «Сказание о 12 пятницах», и сказания этого две редакции: одна краткая, принадлежит Клименту, римскому папе; другая, более подробная, называется «Сказанием от обретения Елевфврия», где рассказывается баснословная история .
В «Сказании о 12 пятницах» сведены в одно место разные события ветхозаветной истории, которые будто бы случились в пятницу и в те дни, когда новозаветная церковь воспоминает некоторые события своей истории. Многими подробностями своего содержания «Сказание» связывается с другими, тоже апокрифическими, отвергнутыми церковью, сказаниями. Так, встречаются в нем предания, что Адам пал и изгнан из рая в марте месяце, в пятницу, в третьем часу; что Каин убил Авеля, и Содом и Гоморра погибли в пятницу, в сентябре месяце, в первом часу ночи; что евреи перешли Чермное море в пятницу, в восьмом часу. И так далее перечислены все 12 пятниц. Люди полагали, что «Кто первую пятницу чтит, тот внезапною смертью не умрет; вторую- от напрасного убийства сохранен будет; третью-от неприятеля сохранен будет; четвертую-от утопления сохранен будет; пятую и шестую- от всякого недостатка и скудости избавлен будет; седьмую-- от вечные муки избавлен будет; восьмую - от искушения и трясавицы (лихорадки) избавлен будет; девятую-от великого и смутного греха сохранен будет; кто чтит десятую, имя того человека написано будет у Богородицы на престоле; кто чтит одиннадцатую, тот при смерти узрит Пресвятую Богородицу; кто чтит двенадцатую, имя того человека написано будет у Самого Господа в книгах животных». Пятница пользовалась таким уважением, поэтому народ олицетворил ее в виде святой, чему могло дать повод и житие св. мученицы Параскевы. В житии св. Параскевы говорится, что родители ее всегда почитали пятницу, как день страданий и смерти Спасителя. За это Господь даровал им дочь в пятницу, которую они, в память этого дня, и назвали Параскевой. Это греческое слово по-русски значит приготовление, и пятница так названа потому, что она у евреев была днем приготовления к празднованию субботы.
Таким образом, имя Параскевы, заимствованное от греческого названия дня пятницы, сделалось равнозначительным слову «пятница». В прежних месяцесловах, при имени св. Параскевы, упоминалось и название «пятницы»: «св. Параскевии, нареченныя Пятницы»; церкви, посвященные св. Параскеве, назывались и называются пятницкими. Но народ в образе пятницы представлял лицо особой святой, отдельной от св. Параскевы, и потому часто говорят, что «святая Пятница бывает на святую Парасковью». Олицетворенная в виде святой, Пятница сделалась предметом самого грубого и суеверного почитания в народе. Считалась, что Пятница всегда ходит вместе со смертью.
Пятницкие церкви ставили непременно на берегу реки, у родника или же выкопанного колодца, потому что в житии св. Параскевы сказано, что икона мученицы у нас, в России, явилась в колодце («яме с водой»).




На самом деле много интересного об этой церкви и Пятнице могла бы нам рассказать гид, раз уж она нас сюда привезла. Но нет. Зато постоянно повторяла, что нам очень повезло что по дороге нет пробок, потому что мы перед экскурсией («ах, какие молодцы») поставили свечку Николе Угоднику. Раз десять повторила. Наконец, попали в пробку и встали. Гид наконец-то умолкла. Если бы в группе были суеверные люди, они могли бы с раздражением подумать, что гид сглазила. Но никто не нарушил первую заповедь (я надеюсь).

3) 24-25 февраля 2017 года вместе с Леной К. ездили по Подпорожскому району Ленинградской области. На Свирских берегах видели дивные старинные деревянные церкви, ели уху на онежском озере. Погода была превосходной - мороз и солнце, ослепительный снег. Вернулись в прекрасном настроении. Писала об этой поездке здесь , здесь , здесь и здесь .

Первая остановка была в Введено-Оятском монастыре, в котором есть святой целебный источник. Источник открылся в 1992 году по молитвам монахинь монастыря:



В источнике совершают омовения. Вода содержит радон, является радиоактивной. Тем не менее, считается, что можно выпить без особого вреда до двух литров в сутки, исключительно в целебных целях. Пишут о случаях исцеления. Вот и хорошо.

Еще в Согницах видели красивый дом, которому более ста лет, прозванный в народе «Титаником», потому что одна сторона дома опускается, зато другая - поднимается. Правда, на фотографии у меня не получилось это показать:



А все оттого, что рядом сделали скважину, вода из которой пошла под дом, грунт размывается, дом оседает:



Кроме святых целебных источников повсеместно стали ставить поклонные кресты. Этот крест стоит на берегу Свири в Вознесенье рядом с паромной переправой:



4) 8 марта 2017 года ездила за Выборг. Туда, где еще недавно была погранзона, почему без пропуска сюда было не попасть. Писала об этой поездке здесь .

На развилке у Казачьего камня казаки поставили свой поклонный крест:



Не читают эти крестовоздвиженцы «Минские епархиальные ведомости» за 1870 год, № 2. А там был опубликован указ «О воспрещѳнии ставить кресты при дорогах и полях» : «…циркулярным распоряжением б. Генерал-Губернатора графа Муравьева от 8-го Июля 1864 г. за №72, воспрещена, под строгим взысканием, не только постановка новых крестов, но и возобновление тех из них, кои прийдут в ветхость. Между тем Минский Исправник доносит, что в застенке Ясевщизне, Минский мещанин Леон Богрицевич, построил при дороге новый крест с оградою и крышею и с изображением распятия Спасителя. Вызванный Приставом 3-го стана мещанин Богрицевич показал, что он вероисповедания православного, и что крест при дороге поставил с разрешения Волмянского приходского священника, в память избавления семейства его от свирепствовавшей холеры. Спрошенный по этому предмету священник Волочкович, пояснил, что в Апреле месяце 1869 года, явился к нему прихожанин Волмянской церкви Леон Богрицевич с заявлением, что он во время продолжительной болезни дал обет воздвигнуть при дороге деревянный крест, в чем просил его разрешения. На это заявление священник Волочкович ответил ему, что восстановление крестов при дорогах воспрещено, по мнению его только католикам, а как Богрицевич православный, то ему можно дозволить поставить крест. Поэтому он Г. Исправлявши должность Губернатора, предложив Минскому Исправнику крест этот (еще неосвященный) перенесть на местное кладбище, сообщает Его Преосвященству о вышеизложенном поступке священника Волочковича. На таковом отзыве Его Преосвященство изволил написать, 18 Ноября за №4151, следующую резолюцию: «Сделать замечание Священнику Волочковичу за нарушение постановлений Г. Начальника края,- и вообще внушить Священникам, чтобы они в точности исполняли данное им предписание не ставить крестов при дорогах и на полях. ПРИКАЗАЛИ: во исполнение резолюции Его Преосвященства Священнику Волмянской церкви Михаилу Волочковичу, за дозволение Минскому мещанину Леону Богрнцевпчу поставить в застенке Ясевщизне при дороге крест, сделать, замечание и строго подтвердить как ему Волочковичу, так и всем Священно-служителям Минской Епархии чрез Благочинных, чтобы в нарушение распоряжение Главного Начальника Северо-Западного края и предписания Епархиального Начальства отнюдь не дозволяли никому ставить крестов при дорогах и на полях под строгою ответственностию, а в случае усмотрения, что кто-либо поставил крест без дозволения Начальства, доносили о том Начальству. О чем послать Благочинным, Монастырям, а также Минским Кафедральному и Екатерининскому соборам печатные указы».

В Выборге от здания вокзала, построенного в 1913 году по проекту Сааринена и Гезелиуса, осталось только багажное отделение:



В бывшем багажном отделении живет нынешний багажный кот:



5) Когда я езжу на Петроградскую, то всегда фотографирую одно из моих любимых зданий - спортивный комплекс «Юбилейный». Это уникальное здание является одной из лучших достопримечательностей нашего города. Здание было построено в 1967 году. На тот момент подобных зданий по сложности решенных задач, по красоте технических решений в мире еще не существовало. В 2017 году у «Юбилейного» был юбилей. Жаль, что сюда нет экскурсий на тему «Юбилейный» глазами инженера».
«Юбилейный» 30 марта 2017 года:



6) 9 апреля 2017 в Вербное воскресенье Лена petite_nyctale, Лена К. и я ездили по Карельскому перешейку. Я писала только о бывшей санатории Халила ( здесь ). А началась наша поездка на Васильевском с посещения храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Подробно о храме можно почитать на сайте Оптинского подворья .



Затем отправились в Зеленогорск смотреть церковь Казанской иконы Божьей матери.









На церковном сайте есть история создания и много фотографий ( здесь ).
Попыталась войти в церковь, но народу было не протолкнуться. Поэтому просто обошла вокруг, затем принялась читать объявления на информационном стенде.
Судя по стоимости треб, в Курортном районе проживают исключительно миллионеры, иначе откуда такие цены (слово «пожертвование» язык не поворачивается сказать):



Я всегда читаю объявления на церковных информационных стендах. Читаю и понимаю, что наши люди, хромая на оба колена, блуждают в дремучем лесу суеверий и диких представлений о православии.




Интересно, купели нет, поэтому трижды не погружают, только голову омывают, точно латыняни какие. В Минских епархиальных ведомостях в № 40 (6 октября 1872 г. ) опубликованы следующие правила:
1) Крещение должно быть совершаемо в церкви, и только в случае нужды, когда например слаб, готовящийся ко крещению младенец, или время очень холодное, или церковь далеко, можно крестить и в доме.
2) Крестить должен священник, но в том случае, когда священника нет, а новорожденному младенцу грозит смерть, дозволяется всякому правоверному христианину - мужчине и женщине крестить т. е. погружая троекратно в воду с произношением формы крещения: „крещается раб Божий (имярек), во имя Отца и Сына и св. Духа". Если младенец, крещенный мирянином, остается жив, то священник должен довершить таинство молитвами и обрядами, положенными при крещении, и совершить миропомазание.
3) Младенца подкинутого не крестить только тогда, когда при нем есть грамота, объясняющая, что он крещен с означением священника, который крестил и числа, когда крестил; а если и есть грамота, извещающая, что младенец крещен, но безимянная, или вовсе нет грамоты: то крестить. Впрочем, если есть какой-либо повод думать, что младенец может быть и крещен, как например безимянная записка, или если вид младенца показывает, что он рожден давно, то по наставлению митрополита Петра Могилы, должно прибавлять к форме крещения: крещается раб Божий, -слова: аще не крещен есть.
4) Мертвых, изверженных младенцев не крестить.
5) При крещении восприемники должны быть православные христиане, знающие символ веры и правила христианской жизни, а потому не могут быть восприемниками ни римско-католики, ни лютеране, ни кальвинисты, которые имеют символ веры поврежденный, ни дети до церковного совершеннолетия (*), как еще не твердые в исповедании православной веры, ни, наконец, малоумные.
6) Крещение младенцев должно быть совершаемо с соблюдением всех обрядов, определенных правилами св. отец, и описанных в требнике, без упущений и произвольных изменений, -как-то: хождение вокруг купели, измовение, пострижение власов.
7) Христиан иноверцев-католиков, если они не были миропомазаны, лютеран, кальвинистов и проч., приходящих к православной Церкви не крестить, а помазывать миром.
8) Священник должен заботиться, чтобы св. Миро было у него всегда достаточно для совершения таинства.

(*) - церковное совершеннолетие - лица мужского пола 15 лет, женского пола 13 лет.

По поводу православия восприемников: «При крещении младенца, считается необходимым только один восприемник, - мужчина для младенца мужеского пола, или женщина для младенца женского пола. На этом основании могут быть допускаемы к восприемничеству при крещении младенцев и иноверные христиане (не православные) с тем однако жe, чтобы при крещении младенцев мужеского пола, восприемник был непременно православный, а при крещении младенца женского пола, была бы православная восприемница, другое же из воспринимающих лиц может быть и не православное» (Минск. еп. вед. № 19, 1 октября 1880).

В памятке на информационном стенде сказано: «Если во время Крещения младенец плачет, тогда его держит родная мама, а крестные стоят рядом». Удивительное дело!
Хотя нигде устав церковный не запрещает родителям присутствовать при совершении крещения и венчания, а в случаях опасных родитель-священник может даже совершить крещение своего ребенка; но за исключением этих случаев принято обычаем, чтобы родители не присутствовали при совершении над их детьми означенных таинств. Даже если крещение совершалось в доме родителей, и тогда они не присутствовали при таинстве. Этот обычай - не присутствовать родителям при крещении и венчании своих детей - имеет глубокий смысл, о котором в наше время, видимо, никто (в том числе и священники, раз пишут «родная мама») не задумывается.

А что делать тем, кому надо изменить имя? Ведь бывает, что мальчика почему-то окрестили женским именем, а девочку - мужским? И на этот случай имеются инструкции и правила. Главное, что это возможно.
Самое интересное и сложное, это как правильно крестить сиамских близнецов. И на этот случай все разъяснил митрополит Петр Могила (1596-1647). Привожу статью «о крещении дивов или чуд родящихся» полностью:
«Аще чудо или див некий от жены родитися приключится, и аще образ человечий имети не будет, да не будет крещен: аще в том недоумение будет, да крестится под тоею кондициею: а аще сей есть человек, крещается раб Божий, имя рек, во имя Отца и прочая.
Аще же многовиден див родится, и недоумение будет, аще един или многие суть, да не будет крещен, дондеже разсудится сие. Разсуждение же сицево да будет. Аще едину или многия имеет главы, едины или многия перси -ибо толикожде многия будут сердца, и души, и раздельнии человеци, - и в сицевом падежи кийждо их особне да крещен будет, коемуждо на главе воду изливая, и глаголя: крещается раб Божий, имя рек во имя Отца и прочая: аще же беда смертная наступит, и скратится время ко еже коегождо особне крестити, может служитель на коегождо главе воду изливая, всех единою крестити, глаголя: крещаются раби Божии: имя рек во имя Отца и проч. Но убо сию множественную форму в сих точию, и в иных смертных бедах, к крещению многих единою, идеже время быти не может, коегождо особне крестити: инакоже никого николиже да употреблена будет под смертным грехом, и казнию правильною. Егда же несть известия, яко в диву суть два лица, якоже егда две главе, и два перся не имать добре раздельны, тогда первее един да будет крещен сверщенне обычно, потом же другий под конднциею, сим образом: аще нести крещен, крещается раб Божий: имя рек: во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

Еще одно объявление. За слово «кушать» составителю хочется сказать отдельное спасибо:



Вышеописанный процесс у православных называется говение, т.е приготовление к таинству причащения, заключающееся в посте и воздержании, посещении всех богослужений, в продолжение по крайней мере одной недели, и выполнении домашних молитв, по указанию молитвослова.




В Зеленогорске есть много симпатичных памятников. Вот Стрекоза и Муравей у детской библиотеки:





А это памятник Вицину:



В Семиозерье мы видели новую церковь, около 2005 года постройки, Седмиозерской иконы Божьей Матери .













7) 24 мая 2017 года вместе с Леной К. были в библиотеке на Марата, 72, на презентации книги Анастасии Игоревны Долговой «Дом Бажанова» . Автор совершенно напрасно волновалась. Труд ее выше всяких похвал, а публика собралась самая доброжелательная. Остается пожелать Анастасии Игоревне дальнейших успехов:



8) 10-12 июня 2017 году Лена petite_nyctale, Лена К. и я ездили по Великолукскому тракту. Про это путешествие я писала достаточно подробно здесь , здесь , здесь , здесь и здесь , поэтому ничего добавлять не буду.

9) Лета в 2017 году у нас не было. Все время холодно, дождливо. Поэтому полноценной дачной жизни не было. На неделе жила в городе, плавала в бассейне, по выходным ездила на дачу, гуляла в лесу.
Как-то раз шла, шла, никого вокруг нет. Вдруг впереди мелькнула черная тень. Неужели Бася, или мне показалось? Смотрю, действительно - прямо на меня бежит. Басю я не видела уже года три. А первый раз видела ее наверно лет семь назад. Была уже поздняя осень, а может и начало зимы. Было холодно, снег лежал. Я шла в магазин, по дороге бегала черная собака. Она была дружелюбна, подбегала, играла. Мой сын тоже несколько раз ее видел. Нам и в голову не могло прийти, что собака бездомная, так не похожа она была на злобных диких собак, которых у нас достаточно. Однажды на станции я видела, как Бася провожала какую-то даму. Подошла электричка, женщина вошла в тамбур, сказала собаке «иди домой» и Бася ушла. Пока ехали, дама рассказала, что Бася стала приходить к ним на участок, чтобы ее кормили. Бася была либо брошенной кем-то, либо сама убежала от своих хозяев. Но становится домашней собакой Бася не собиралась. Ей нравилась вольная жизнь. Начались сильные морозы, но и тогда Бася не желала жить в доме. Женщина, которую Бася провожала, стала специально приезжать через день, чтобы кормить Басю. Всякий раз Бася провожала ее, но ехать вместе на электричке отказывалась. Наконец, Бася устала от вольной жизни и согласилась переехать на зиму в город к своим новым хозяевам. Так и живет у них с тех пор.
Сейчас Бася отлично выглядит, все также очень умна, игрива и дружелюбна. Но когда я достала фотоаппарат, Бася не захотела фотографироваться, а стала носиться, скакать, кружиться. Как я ее ни просила - ни секунды не стояла на месте.
Хозяйка сказала - Бася, постой спокойно. Бася послушалась, остановилась, но приняла равнодушный независимый вид, отвернулась. Дескать, делайте, что хотите:






Продолжение будет.


Дача, Новгород, Ленинградская область, Любимый город, Выборг

Previous post Next post
Up