В Пскове обратила внимание на памятник Кирову. Этот же памятник раньше видела в
Петрозаводске и
Медвежьегорске .
Первый памятник из этой серии был поставлен в Петрозаводске, о чем сообщали в газетах: «На центральной площади Петрозаводска сооружается памятник С.М. Кирову работы заслуженного деятеля искусств скульптора Манизера. Памятник изображает фигуру Сергея Мироновича во весь рост. Открытие памятника состоится 11 декабря 1936 года во вторую годовщину пламенного трибуна революции» (Полярная правда. 4 ноября 1936 г., №257). 12 декабря состоялось торжественное открытие
«памятника пламенному трибуну революции, незабвенному Сергею Мироновичу Кирову, погибшему от рук презренной троцкистско-зиновьевской фашистской банды. На открытии памятника присутствовало 10 тысяч трудящихся города».
На официальном сайте Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия республики Карелия:
«Памятник С. М. Кирову был установлен в 1936 году на одной из центральных площадей Петрозаводска - площади Свободы, которая после этого получила его имя. Бронзовая скульптура была отлита в Ленинграде на заводе «Монументскульптура» в двух экземплярах (вторая скульптура установлена в городе Медвежьегорске) . С. М. Киров изображен стоящим, в гимнастерке, подпоясанной «офицерским» ремнем, брюках-галифе и высоких сапогах. Указательным пальцем правой руки С. М. Киров символически показывает на землю Карелии, богатства Севера, в освоении которых он принимал деятельное участие. … Авторы: скульптор М. Г. Манизер, архитектор Л. А. Ильин».О памятнике в Медгоре на всех карельских сайтах: «В ноябре 1958 года в городе был установлен памятник С. М. Кирову. Статуя была изготовлена в двух экземплярах: для Петрозаводска и Медвежьегорска». Если бы это было на самом деле так, то памятник сразу же и установили бы, а не через 22 года.
«Показывает указательным пальцем», но символически, «на землю Карелии» - это они погорячились. Я думаю, что Мироныч «символически показывает» - «все там будем», а уж в Карелии или где еще, то тут кто как или где. Потому что этот же памятник был установлен не только в Карелии, но в Пскове,
Воркуте, на Украине
в Кировограде на площади Кирова (сейчас Героев Майдана, поставили в 1936, снесли в 2014) и, возможно, где-нибудь еще. На Кировоградских сайтах пишут, что их «Киров» был первым в Советском Союзе - его поставили 7 ноября 1936 года, то есть на месяц раньше петрозаводского. И это очень похоже на правду.
Вместе с тем, на всех псковских сайтах читаю: «памятник С.М. Кирову у здания администрации Псковской области открыт 5 января 1946 года ... Автором памятника, который представляет собой фигуру Кирова в полный рост, является скульптор Н. В. Томский. … Скульптура была отлита на заводе «Монументскульптура» в Ленинграде».
Изучив биографии пятикратного лауреата Сталинской премии Н. Томского (1900-1984) и троекратного лауреата Сталинской же премии М. Манизира (1891-1966), обнаружила, что корифеи никогда вместе не работали. Исключением является создание посмертной маски Сталина. Сначала они работали вдвоем, потом к работе были привлечены скульпторы Л. Кербель (1917-2003) и В. Цигаль (1917-2013).
Вот почему меня и удивило, с какой стати в Пскове Манизера окрестили Томским. Могу только предположить, что до войны в Пскове был другой памятник Кирову работы Томского, и этот памятник в войну пропал, а после войны поставили нынешний памятник работы Манизера, но по старой памяти он числится Томским.
В Петрозаводске, Медгоре и Пскове я фотографировала «разные» памятники Кирову:
Про убийство Кирова столько всего написано, а правду все равно не узнаем.
Отец рассказывал, что когда Сталин приехал прощаться с Кировым, то во всем городе велели форточки закрыть и запретили к окнам подходить. От Сталина был венок, на ленте написано «другу и товарищу». А на Гороховой (угол Загородного) была рюмочная, так у них через несколько дней поменялась вывеска - теперь забегаловка открыта «ежедневно и каждый день».
Скоро Медведя вместе почти со всем составом Ленинградского ГПУ пригнали этапом в Медгору. В.В. Яковлев, который в это время был там концлагере, рассказывал, что у них сразу распространился анекдот: «Какая разница между лесом и Ленинградом? В лесу медведь ест ягоду, а в Ленинграде Ягода съел Медведя».
1-го декабря 1934 года был принят закон, по которому смертный приговор приводился в исполнение в течение 24-х часов. Сразу же в Ленинграде начались массовые репрессии. А в концлагерях начались повальные расстрелы.
В Ленинграде, кроме многочисленных арестов и расстрелов уцелевших до этой поры мелких буржуа, интеллигенции, главным образом офицеров Русской армии, производилась массовая высылка в Казахстан и другие отдаленные районы страны целых семей, из которых ранее были посажены в концлагеря или расстреляны члены этих семей. Высылались семьи, члены которых и не были ранее репрессированы. На сборы давалось от двух до десяти суток. Такие семьи были обречены на полное разорение, бросая движимое имущество, и были обречены влачить жалкое существование в необжитых местах. Такие же высылки коснулись и других городов, но в несколько меньшем масштабе. В Ленинграде, как потом рассказывала Маргарита Николаевна Яковлева, было много случаев, когда доведенные до отчаяния, высылаемые кончали жизнь самоубийством. Толпы высылаемых осаждали на вокзалах билетные кассы, поезда уходили переполненными, дома пустели, обстановка высланных расхищалась. Поезда в Казахстан стали называть «дворянской стрелой».
Высылка целых семей в необжитые места практиковалась сталинской диктатурой и раньше, при ликвидации казачьего населения Дона и Кубани и «раскулачивания» при проведении коллективизации сельского хозяйства. Но впервые городского населения эта, не имеющая равного по жестокости, операция, коснулась после убийства Кирова. Эта операция была еще более жестокой потому, что высылка производилась пожизненно и распространялась фактически и на последующие поколения высылаемых. Если у заключенного, получающего, пусть и безвинно, определенный срок, теплится какая-то надежа выжить его и вернуться в родные места, у высылаемых и этой надежды не оставляли.
«Рикошетом пули попавшие в Кирова больно ударили по населению страны, особенно по жителям Ленинграда по месту происшествия и, вопреки всякой логике, по политзаключенным в концлагерях отдаленным сотнями и тысячами километров по своему местонахождению и уже изолированных колючей проволокой. Террор сталинской диктатуры развернулся стремительно.
Итак, пройдя в барак в 9 часов вечера 1-го декабря 1934 года, я как раз успел к началу вечернего выпуска последних известий. Из репродуктора послышался голос диктора: «Сегодня в Ленинграде злодейски убит член политбюро и секретарь Ленинградской партийной организации Сергей Миронович Киров; контрреволюция …» и так далее, затем следовала трафаретная уверенность в сплочении рабочего класса и призыв к беспощадной мести классовым врагам. У меня подкосились ноги. Не снимая тулупа, я сел на ближайшую нару. Все затаили дыхание, водворилась гробовая тишина. Каждый ушел в себя, боясь проявить какое-нибудь чувство, чтобы оно не было истолковано во вред ему. Также молча разошлись по своим нарам и легли спать». С конца декабря 1934 года через станцию Медвежья гора на север пошли большие этапы заключенных. Часть их разгружали на Медвежьей горе и пешком отправляли на запад в глухие леса на лесозаготовительные лагпункты и через Повенец на лагпункты вдоль трассы Беломорканала. Первые этапы состояли сплошь из уголовников и бытовиков, отсиживавших свои сроки заключения в тюрьмах различных городов. Места в тюрьмах понадобились для массы новых арестантов, хватаемых после убийства Кирова по всей стране. С конца января 1935 года пошли этапы с политзаключенными, жертвами террора развернутого после 1-го декабря.
«Совершенной новостью в истории большевицких репрессий явилось, после убийства Кирова, истребление старых большевиков, руководящих партийцев. Принято думать, что эти репрессии развернулись лишь с 1937 года, в действительности в 1937-39 годах они приняли поголовный характер, но начало было положено сразу же после убийства Кирова и организация СОСНЫ еще в 1933 году - специального концлагеря на Соловках, куда свозили партийцев и постепенно физически уничтожая среди Белого моря, только говорит о том, что расправа Сталина с большевиками была задумана заранее и тщательно спланирована …
В январе 1935 года Виктор [Викторович Штенберг] мне сообщил об обмене радиограммами между начальником Белбалтлага Успенским и начальником Кемперпункта по поводу отправки воздушным путем с Попова острова на Соловки Зиновьева и Каменева. Бывшему политзаключенному морскому летчику Свидерскому, оставшемуся работать вольнонаемным на гидросамолете, поддерживающим связь с Соловками, Успенский пригрозил судом Коллегии ОГПУ, если он не доставит на Соловки немедленно Зиновьева и Каменева». Сразу же стали создавать идеализированный образ Мироныча: верный соратник Сталина, любил детей, женщин рабочих, животных, природу. Публиковались «жития пламенного трибуна»:
«Грянула империалистическая война. Сергей Миронович твердо отстаивает ленинскую линию на превращение войны империалистической в войну гражданскую» - тогда коммунисты еще хватались, что им удалось разжечь гражданскую войну в стране, потом уже стали валить со своей больной головы на здоровую.
«Июль 1921 г. Киров - в Баку. Он избран секретарем ЦК коммунистической партии Азербайджана. Вместе с Серго Орджоникидзе он ведет упорную борьбу с великодержавным шовинизмом и местным национализмом, он сплачивает на основе линии Ленина-Сталина крупнейшую партийную организацию в Закавказье. «Азербайджанская коммунистическая партии, - пишет Л.Берия, - во главе с товарищем Кировым, быстро разгромила национал-уклонистов. Бакинский пролетариат, верный интернациональному знамени Ленина-Сталина, выступил в первых рядах борцов за образование и укрепление Закавказской Федерации» - всех мусаватистов сослали на Соловки, а в Азербайджане люто возненавидели Кирова.
После Азербайджана Мироныча отправили на зачистку Ленинграда. Вместе Медведем и Кодацким он входил в состав «тройки» Ленинградской области по рассмотрению дел о повстанчестве и контрреволюции с правом вынесения расстрельного приговора.
«Когда презренная зиновьевская банда выступила против большевистской партии, попыталась развернуть свою предательскую работу в рядах ленинградской организации, - ЦК ВКП(б) посылает именно Кирова для руководства борьбой ленинградских большевиков с врагами революции.
1926 год. Сергей Миронович в Ленинграде. Враги народа - зиновьевцы встречают в штыки твердого сталинца Кирова. Пламенный трибун Киров не щадит злейших врагов партии. Он наносит беспощадные удары троцкистско-зиновьевским отщепенцам. Он срывает фальшивые маски с предателей и изменников рабочего класса» - да, у нас он развернулся и показал себя во всей красе. Все бывшие чиновники, дворяне, купцы, офицеры Русской армии, а их много было в бывшей столице, именно при Кирове были уничтожены как класс в буквальном смысле этого слова.
И как всегда трафаретная концовка:
«Подлые предатели думали выстрелом в Смольном внести панику в железные ряды партийных и непартийных большевиков. Но партия Ленина-Сталина, весь советский народ на предательский выстрел в Сергея Мироновича Кирова ответили еще большим сплочением вокруг Центрального Комитета партии и любимого вождя народов великого Сталина, еще большим повышением революционной бдительности.
В этой великой работе по очищению советской земли от фашистский нечисти, наркомвнудельцы опираются на помощь и поддержку всего советского народа. Партийные и непартийные большевики твердо помнят указания товарища Сталина о том, что «пока существует капиталистическое окружение, будут существовать у нас вредители, шпионы, диверсанты и убийцы, засылаемые в наши тылы агентами иностранных государств»
Как обычно в таких случаях, началась газетная истерия, «народ», сплотившись в едином порыве, стал требовать разоблачения «шпионов и диверсантов», повышения «революционной бдительности», усиления борьбы «за лучшее будущее трудового народа, за торжество идей Ленина-Сталина». А чтобы память «вечно жила в сердцах трудящихся» увековечить его в произведениях монументального искусства. Работа закипела. Большинство памятников отливали в Ленинграде на заводе «Монументскульптура».
Завод «Монументскульптура» возник не на пустом месте. В 1922 году это была литейная мастерская, получившая в 1924 году название «Художественный монументальный бронзолитейный отдел». Мастерская воплощала в жизнь ленинский план монументальной пропаганды. По этому плану, во-первых, нужно было уничтожить все старые «памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны»; во-вторых, был утвержден список лиц, кому надлежало установить памятники. С 1924 года в основном это были памятники Ленину работы В. Лишева, М. Манизера и И. Гинцбурга. Также тиражировались скульптурные портреты других вождей революции. Производство находилось на Васильевском острове при Академии художеств. В 1932 году мастерская стала называться «Мастерской художественного литья комбината наглядной агитации и пропаганды» Ленсовета. В 1937 году мастерскую переименоали в контору "Монументскульптура", которая в 1939 году получила статус завода бронзового и чугунного литья.
В Ленинграде в 1935 году объявили конкурс на создание памятника Кирову, было представлено около 200 проектов. В результате выбрали проект скульптора Н.В. Томского и архитектора Н.А. Троцкого.
Памятник Кирову должен был быть поистине циклопических размеров - высотой с трехэтажный дом. Тогдашнее помещение мастерской художественного литья было неподходящим для решения грандиозной задачи. Поэтому для отливки истукана срочно понадобилось найти вместительное здание. И оно было найдено на Расстанной.
На Волковом кладбище есть Спасская церковь, построенная в 1837-1842 годах по проекту Ф. И. Руска. Он возвел величественный пятиглавый храм с темя алтарными апсидами. Сорок окон - по восемь в каждом барабане наполняли светом внутреннее пространство с четырьмя несущими колоннами. Внутренние стены были расписаны фресками. В храме находилось много живописных работ, среди которых "Анна Пророчица" К. П. Брюллова.
Храм имел два малых придела Казанской Божией Матери и Архангела Михаила. В 1885 г. купцы Брусницыны устроили в притворе четвертый придел - свв. Константина и Елены, который украсили иконы кисти Н. Г. Шишкина.
В ризнице помимо облачений хранились церковные ценности и серебряный венок, присланный студентами Московского технического училища на гроб И. С. Тургенева, похороненного у стен храма.
В июле 1934 года церковь Спаса Нерукотворного Образа закрыли, и, как не представляющую, по мнению комиссии, никакой художественной ценности, должны были снести. Но не успели. В Спасской церкви и разместили «Монументскульптуру». Так что если бы не необходимость отливки памятника Кирову, то от церкви вообще ничего не осталось бы, а так хоть что-то, хотя и сильно изуродованное, но есть:
Памятник Кирову, отлитый в Спасской церкви на «Монументскульптуре», открыт на Кировской площади в третью годовщину - 1 декабря 1938 года.
«Сильными своими сторонами раскрылся в послевоенные годы талант Николая Васильевича Томского. Еще в памятнике С. М. Кирову в Ленинграде (1935 - 1938) скульптор обнаружил острое чувство современности, умение найти в жизни высокий идеал и воплотить его в конкретных чертах советского человека. Воодушевленное волевое лицо, упругий широкий жест - Киров как бы идет навстречу светлому будущему, увлекая за собой массы. Величие и пафос соединяются здесь с простотой и естественностью».
«Автору памятника скульптору Н. В. Томскому удалось показать слитые воедино черты вождя, пламенного трибуна, государственного деятеля и обыкновенного советского человека, строителя новой жизни. Именно таким - самоотверженным, жизнерадостным, бодрым, полным веры в победу коммунизма был Сергей Миронович Киров, с огромной страстностью, вдохновенностью служивший народу до последнего дыхания».
В кладбищенской церкви работа по изготовлению памятников шла полным ходом. Именно здесь отливали все манизеровские памятники Кирову, установленные по городам и весям. Вероятно, первые две отливки были установлены в Петрозаводске и Кировограде. Во время войны они были утрачены. После войны их снова отлили, а кроме того были отлиты памятники для Пскова, Воркуты, Медгоры. Иногда пишут, что после войны была установлена «точная копия» довоенного памятника. Или, например, памятник Кирову в Воркуте - это копия памятника в Петрозаводске. Но это неверное утверждение.
Не углубляясь в технологический процесс, изготовление отливки происходит следующим образом: по образцу или чертежу делают модель, затем по модели - форму, в которую заливают расплавленный металл. После затвердевания металла в форме образуется отливка, которую извлекают. На заводах модели для отливки хранятся на специальных складах. По этой модели можно отливать сколько угодно раз, пока сама модель не развалится, но тогда ее чинят и всё с начала. Поэтому нельзя сказать, что первый памятник это оригинал, а все остальные - копии. Нет, это один и тот же памятник, растиражированный до бесконечности.
Как писала выше, на ленинградском конкурсе памятников Кирову победил проект Томского. Но проект Манизера (3-я премия) не пропал даром. Этот памятник был установлен в Кировске (Мурманская область) в 1938 году (
фотография памятника здесь ) и в Свирьстрое в 1939 году.
А я сфотографировала памятник, когда была в Свирьстрое 24 февраля 2017 года. Фотографировала из автобуса, поэтому фотография получилась не очень хорошо, но памятник я запомнила. Сейчас еще раз посмотрела и …
А ведь это практически тот же памятник, что и в Петрозаводске, Медгоре, Кировограде и т.д. Да, здесь Киров в фуражке и в пальтишке, но это не важно, потому что все остальное один в один -гимнастерочка, «офицерский» ремешочек, складочки на сапожках, поза, поворот туловища, положение ножек, левая ручонка засунута в карман, наконец, безобразный указательный пальчик правой ручки «символически показывает на землю Карелии».
Надо полагать, памятники сталинскому холую представляют колоссальный «интерес с исторической, с художественной стороны»:
Стахановец Манизер поставил на поток процесс изготовления кировых, ленинов-сталиных и прочих вождей революции. Манизеровские памятники В.И. Ленину (в Хабаровске, 1925; Ульяновске, 1940 и десяток других) стали официальным эталоном образа вождя революции, которому подражали. Наиболее известные работы Манизера: в Ленинграде памятники Володарскому (1925) и Жертвам 9 января 1905 года (1931), в Самаре - Чапаеву (1932) и Куйбышеву (1938), в Киеве - Шевченко (1938), в Харькове - Шевченко (1935). Образ Шевченко в Харькове Манизер раскрыл так: «Шевченко представлен бронзовой статуей, стоящей на девятиметровом каменном пьедестале (ногами он стоит еще в каменной среде, но дух его железный), с поступью твёрдой и энергичной, в полном сознании своего человеческого достоинства, народный трибун и пробудитель сознания в те годы угнетения».
Скульптурным работам Манизера повезло, за исключением памятников Сталину и Кирову в Кировограде, остальные - на своих местах. Манизер активно всю жизнь активно сотрудничал с «Монументскульптурой», большинство его работ отлито в Спасской церкви:
На Волковом кладбище недалеко от Спасской церкви в 1945 году похоронили жену Кирова, Марию Львовну Маркус, поблизости от могил матери и сестры Ленина.
На заводе «Монументскульптура» отливали, разумеется, не только работы Манизера. Среди них всем известные памятники Маяковскому и Дзержинскому (в Москве), Ленину (в Кремле), скульптура «Родина-мать» (на Пискаревском), «Воин-освободитель» (в Берлине Трептов-парке). После войны заново воссоздали скульптурную композицию «Самсон, раздирающий пасть льва» в Петергофе. Скульптуры для монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы тоже здесь отливали. В 2003 году воссоздан памятник Александру III (Иркутск). И многие другие замечательные памятники отливали в Спасской церкви на Волковом кладбище…
В 1970 заводу присвоено имя Манизера. Сейчас предприятие называется «Экспериментальный завод художественного литья "Монументскульптура" им. М. Г. Манизера».
В 1989 году недалеко от основного производства, что на Волковом кладбище, построили второе здание на Салова: