Свирские берега

Apr 24, 2017 17:45

24 февраля 2017, 14:40-17:50

По площади Подпорожский район самый большой в Ленинградской области - 7,8 тысяч кв. км, что составляет примерно 10% площади области. От западной границы района до восточной почти 150 км, еще больше от северной границы до южной. В районе 380 озер (Ладожское и Онежское не в счет). За два дня нашего путешествия по Подпорожскому району мы были на самом крупном из них Вачозере, площадью 17 кв. км, на Пидьмозере, немного уступает первому (15,7 кв. км), а также на Ивинском разливе, площадь которого в несколько раз крупнее Вачозера и Пидьмозера вместе взятых. Излишне говорить, что во всех озерах превосходная рыбалка.
Рядом с Щелейками мы видели огромную скалу габбро-долерита. Недалеко от Юксович добывают малиновый кварцит (порфир), такой же добывали в Шокше (саркофаг Наполеона, мавзолей на Красной площади, Казанский собор). Вообще, чтобы осмотреть все достопримечательности Подпорожского района надо преодолеть около двух тысяч километров.
Проживает в Подпорожском районе около 30 тыс. человек, т.е. менее 2% населения области, плотность сельского населения - 0,7 человека на один кв. километр, что по принятой классификации относится к незаселенным территориям. Зато здесь много лесов, нетронутых лесорубами более двухсот лет, с редкими растениями и лишайниками.

Темой нашей экскурсии были деревянные церкви, построенные в XVII-XIX в.в. Мы видели шатровые храмы в Согницах и Гимреке, уникальную церковь на основе сруба-десятерика в Важинах, старые часовни и погосты, восхищались знаменитой Георгиевской церковью в Юксовичах, что стоит на своем месте уже более пятисот лет.





Из Свирьстроя мы приехали в Подпорожье, быстро пообедали и поехали в Важины, до которых ехать менее 15 км.



Первое письменное упоминание о Важинском погосте встречается в переписке князя новгородского с епископом в 1270 году. В 1581 году шведы сожгли погост и церковь. В 1630 году поставили новую церковь, которая и стоит здесь по сей день. Через двести лет после постройки, в 1830-е годы, Воскресенская церковь была отремонтирована. Вместо шатрового завершения по моде 1830-х годов сделали округлые купола. В 1874 году колокольню соединили с десятериком, построив трапезу. Кроме того церковь подверглась тогдашней неизбежной участи всех деревянных церквей - была обшита тесом и покрашена по-городски под камень, что окончательно испортило внешний вид.




Можно только представить, какой красивой эта церковь была прежде, как стройнил её шатер. Алтарный прируб тоже как-то несоизмерим с десятериком.

«Относительно распространенного обычая обшивать церкви тесом для защиты от дождя и снега, должно заметить, что помимо искажения, чаще всего обшивка вместо пользы приносит вред, задерживая влагу, неприметно проникающую под обшивку, и затрудняя проветривание и просушивание стен.
Окраска деревянных древних зданий не рекомендуется, потому что дерево от времени приобретает чрезвычайно красивый, неподражаемый тон и, что очень важно для сохранности его, покрывается особым налетом, делающим его непроницаемым для воды; замечательно, что вода не попадает в широкие щели, получившиеся от усыхания дерева; очень хорошею защитою от воды является мох, естественным порядком выросший на бревнах, - тем более грешно удалять при ремонтах эту чарующую печать природы на человеческом творении» (П.П. Покрышкин, Известия Императорской Археологической комиссии, 1915).

В 1935 году церковь отобрали у верующих. При финнах 1941-1944 церковь вновь действовала. Потом почему-то не закрыли, а в 1946 году официально вернули верующим.

Село Важины стоит внизу Важинки, невдалеке от того места, где она впадает в Свирь. В селе сохранилось несколько деревянных домов начала ХХ века. В 1990 в Важинах проживало более 4 тыс. человек, сейчас - менее 3 тыс.




Из Важин мы за двадцать минуть доехали до Согниц, где стоят два деревянных храма: Никольская церковь 1696 года и Ильинская церковь 1850 года:




В 2013 году на реставрацию церкви было выделено 3,06 млн рублей.




Ильинская церковь на фотографии в центре:



На сайте Тихвинской епархии нет ни Никольской церкви, ни Ильинской. Тем не менее в церквах проходят службы. Кто их проводит и кому принадлежат церкви, мне не удалось выяснить.

Зимой в Согницах проживает менее 10 человек.




Каскоручей впадает в Важинку:









Выше по течению Важинки, примерно в одном километре, есть деревня Гришино.




С 1935 года в Гришино стали свозить заключенных «Свирьлага», в их числе оказалась группа ученых Харьковского университета. В Корбе, на другом берегу Важинки напротив Гришина, имеется большое захоронение заключенных.
Сейчас в Гришине экопоселение (возможно не кедрозвоны, хотя словосочетание «родовое поместье» присутствует). На их сайте указано, что они стремятся жить в гармонии друг с другом и с природой. (А кто не стремится-то?). Они производят сельхозпродукцию, о которой принято думать, что она «органик», «био», «зеленая» и т.д.
Они сдают домики для «творческих людей». Изучают и возрождают культурное наследие предков: отмыкание Земли, оберег места, закличка Солнца и т.д. В Гришине действует семинарский центр, проходят фестивали.
Вот здесь:




Из Согниц мы поехали дальше, в Заозерье, куда добрались за пятнадцать минут. Заозерье находится на северном берегу огромного Вачозера.






На самом берегу возвышается часовня Петра и Павла, поставленная в семнадцатом столетии. Сейчас часовня не действует.




Снега зимой было мало, поэтому желающие могли подойти поближе. Внутрь, разумеется, попасть нельзя:



В 2010 году на ремонт часовни было выделено 494,5 тыс рублей










От Заозерья до Посада ехать пятнадцать километров. В Посаде стоит церковь Афанасия Великого Александрийского. Точных данных о времени строительства нет, по одним источникам конец XVII в, по другим - начало XIX века.




Церковь относится, также как и Вознесенкая в Курпове (Важины) к Подпорожскому благочинию Тихвинской епархии.




В Посаде мы повернули на юг и через три минуты приехали в Волнаволок.



В Волостнонаволцком приходе на берегу Пидьмозера стояла Покровская церковь 1782 года: «деревянная, холодная, ветхая. Ремонтировалась в 1897-1900 г.г.» (Известия Императорской Археологической комиссии, 1915).
На самом деле в Великом Наволоке было две церкви: Покрова Пресвятой Богородицы (1782 г.) и священномученника Власия (1844 г.).

Покровская церковь:



Власьевская церковь:



Эти церкви стояли на самом высоком месте и были видны почти с любой точки Пидьмозера, но до наших дней не сохранились. В 2004 году рыбаки развели костер на берегу озера, плохо потушили, обе церкви сгорели.

Рыбаков и сейчас было довольно много на озере, клев тут хороший:



В память об утраченных церквях в 2006 году была срублена Покровская часовня.



Лена К. в 1990-е несколько раз приезжала сюда отдыхать к друзьям. Она рассказала, какая на озере чудесная рыбалка, у друзей замечательная баня. Рядом с церковью было много малины. Собака друзей хотела броситься на пьяного местного жителя, но Лена его облаяла и отогнала от собаки. Потом рассказала, что она то ли в озере уплавалась до умопомрачения, то ли в бане перепарилась. Умопомрачительная женщина.
Жила она вот в этом доме, он стоит на самом берегу Пидьмозера. Дом на заднем плане, мемориальной таблички почему-то нет:



С противоположной стороны от дома двести метров до Мудозера, из которого в Пидьмозеро течет ручей:



В 17:50 мы уехали из Волнаволока и через час вернулись в Подпорожье в гостиницу.


Ленинградская область

Previous post Next post
Up