Волховская ГЭС

May 02, 2017 19:07

18 февраля 2017

Мне давно хотелось съездить на экскурсию на Волховскую ГЭС. Но туда давно не пускали, потому что меняли гидроагрегаты, проводили капитальный ремонт. Наконец, в феврале прочитала, что экскурсия состоится. Мы с Наташей решили съездить. Я уже была на Волховской ГЭС. Было это, кажется, весной 1973 года. Наш 7-а класс повезли на экскурсию в Волхов и Бокситогорск. Я до сих пор помню, какое огромное впечатление на меня произвела та экскурсия. Нам рассказывал кто-то из главных специалистов: о плане ГОЭЛРО, как строили, какая станция была раньше, какой стала теперь. О том, как во время блокады проложили кабель от Волховской ГЭС до Ленинграда. Самое главное, что нам простыми словами объяснили сложные вещи - как из воды получается электрический ток. Нам показали всё: служебные помещения, генераторы, пояснили, как работает пульт управления. Лена petite_nyctale вспоминала, как нас строго предупредили, чтобы мы не разбегались и чтобы ничего не трогали: «Откроете кран, а там пять атмосфер»! Мы тогда еще не представляли что это такое «пять атмосфер», почему совершенно не испугались, но вели себя хорошо. Здорово, что тогда были такие экскурсии, что нас, школьников, возили на заводы, карьеры, гидростанции.

Внутри Волховской станции фотографировать почему-то нельзя, хотя на Верхне-Свирской почему-то можно, при том, что обе станции находятся в одном ведомстве ТГК-1. Фотография ниже взята с сайта ТГК-1.



Нынешняя экскурсия была другой. Сначала мы посетили городской музей, который располагается в доме, специально построенном для Графтио, когда он руководил стройкой. Здесь нам рассказали о городе Волхове, железнодорожной станции Волховстрой, Волховской ГЭС, о первом в СССР алюминиевом заводе, совсем недавно остановленном, о Волховском фронте. Потом вместе с музейным экскурсоводом пошли на станцию. На станции было шумно, ни слова не слышно. Поэтому я сама Наташе показывала, рассказывала, объясняла что тут, зачем и для чего.

Дом, в котором жил Графтио стоит на берегу Волхова:



Рабочий кабинет Графтио:



Из окон кабинета видна ГЭС:



Первый проект Волховской ГЭС разработал инженер-механик Вениамин Федорович Добротворский в 1889 году. Его проект предусматривал не только улучшение судоходства по Волхову, но также использование энергии волховских порогов. Более двадцати лет Добротворский пропагандировал необходимость сооружения гидроэлектростанций, но безуспешно.
В 1901 году Графтио доказывал необходимость электрификации российских железных дорог и строительства для этой цели гидроэлектростанций. В 1902-1903 он разработал первый проект волховской силовой установки. На протяжении следующих десяти лет им было предложено еще несколько проектов. В 1914 году Графтио представил эскизный вариант силовой станции на Волхове. Но иностранным акционерным обществам, владевшим в Петербурге паровыми станциями было невыгодно строительство гидростанции на Волхове, снабжавшей Петербург дешевой электроэнергией. В срочном порядке были выкуплены земли на берегах Волхова, что сделало строительство станции невозможным.

В январе 1918 года Графтио обратился к Ленину, который одобрил проект. Вскоре было выделено 17 млн рублей. Предполагалось, что гидростанция будет построена за 2-3 строительных сезона. В январе 1919 года начались крупные подготовительные работы непосредственно на территории будущей электростанции.

Начало работ на Волховстрое:



Строились бараки, дома для служащих, столовая, склады, больница, временная небольшая электростанция, механическая мастерская, подъемники и т.д.

Так выглядели бараки для рабочих:



Но гражданская война помешала строительству. Стройка была приостановлена, в июне 1919 года из тысячи строителей осталось менее трехсот человек.

22 декабря 1920 года на VIII Всероссийском съезде Советов в Москве прошла своеобразная презентация плана ГОЭЛРО. Кржижановский, стоя перед электрифицированным стендом, при помощи специальной указки демонстрировал светящиеся точки - города и районы, где будут построены новые электростанции.

В 1921 году строительство Волховской ГЭС было ликвидировано, Графтио написал письмо Ленину, в результате было выделено 5000 усиленных продовольственных пайков, дополнительные материалы, деньги, в том числе валюта для закупки механизмов. В декабре 1921 года Графтио был в Швеции, где подписал договор об изготовлении на шведских заводах турбин, трансформаторов и генераторов. В 1922 году работа снова приостановилась, хотя 5000 пайков выделялись регулярно, но денег не было.

Знамя Волховстроя на митинге по случаю пуска электростанции «Красный Октябрь» 8 октября 1922:



Инженеры на строительстве Волховской ГЭС:



Строители, для них эта стройка была спасением от голода и безработицы:



Слева шлюз, затем две арки - это водоспуск, на переднем плане - аванпорт и стенка аванпорта:



Сфотографировала почти с того же места, что и на фотографии выше:



19 декабря 1926 года в Ленинградской области состоялось торжественное открытие Волховской гидроэлектростанции им. Ленина (запустили три первых гидроагрегата) - первенца ГОЭЛРО.

Товарищи приезжали поглядеть на стройку. Кржижановский, Калинин:



О пуске Волховской ГЭС много писали тогда и сейчас. Самая толковая статья была написана в январе 1927 года Лаганским. Еремей Миронович Лаганский (настоящая фамилия Магазинер) был весьма осведомленной фигурой. Он был распорядителем «порядка» в 5-м номере Англетера 28 декабря 1925 года. Ясно, что туда допускали только своих сотрудников ОГПУ. А через год он был приглашен на открытие Волховской ГЭС. Его родной брат Яков Миронович Магазинер был главным юрисконсультом Волховстроя.

Для меня статья интересна прежде всего техническими подробностями. Например, он сообщает, что для строительства потребовалось 5 ½ млн. пудов цемента, 75% которого привезли морским путем из Новороссийска вокруг Европы.
















Последняя страница посвящена торжествам 19 декабря 1926. Текст Лаганского в духе того времени - восторженный пафос с барабанным боем: «Сегодня умер Волховстрой! И в муках родилась «Гидростанция имени Ленина на р. Волхове», - любимое детище рабочего класса. Вот отчего на празднике этом восприемниками - и т. Рыков, и т. Енукидзе, и т. Куйбышев, и т. Лобов, и т. Киров и многие другие, чья жизнь - горение на благо СССР». Тут т. Лаганский прямо как в воду смотрел. Все перечисленные товарищи погибли от рук своих «друзей и товарищей» и продолжают гореть в другом месте.




Почетный караул встречает Кирова и Калинина:



Рабочее колесо первой турбины:



Сейчас это рабочее колесо стоит рядом со смотровой площадкой:



Установка опор первой линии электропередачи:



В 1927 году с пуском Волховской ГЭС появилось понятие «Ленинградская энергосистема» - специальным приказом «Электротока» была создана диспетчерская служба, в составе которой был сформирован центральный диспетчерский пункт. Теперь управление городскими электростанциями и областной Волховской ГЭС осуществлялось с диспетчерского пульта. Первоначально он располагался в здании правления бывшего «Общества электрического освещения 1886 года) на улице Гоголя (сейчас Малая Морская), дом 14. Первой в стране женщиной-диспетчером стала С.Д. Варлинская. Станислава Давыдовна Варлинская, 1903 г. р., в 1928 г. окончила Ленинградский электротехнический институт им. В. И. Ульянова (Ленина). Начала работать в Ленэнерго в 1928 г. инженером. Арестована, будучи беременной, 20 сентября 1937 г. Варлинская находилась в заключении в Медвежьегорске, работала электромонтером. Освобождена 7 апреля 1940 г. Вернулась в Ленэнерго, с июля 1940 г. работала начальником Центральной аварийной инспекции и трудилась до ухода на пенсию в 1960 г.

В 1941 году в Ленинграде бесперебойно снабжались электроэнергией только хлебозаводы и здания управления фронта. В конце 1941 года почти все оборудование Волховской ГЭС было демонтировано и эвакуировано, а сама станция была подготовлена к затоплению. Демонтаж оборудования произвели в рекордный срок. Остались только два вспомогательных агрегата (небольшие генераторы - по 1000 кВт), которые питали железнодорожную станцию Волховстрой. Их мешками с песком обкладывали - боялись, что при бомбежке пострадают. Но немцев удалось отогнать. Осенью 1942 года оборудование вернули на станцию, собрали и запустили.

В блокаду завод «Севкабель» получил правительственное задание изготовить кабель для прокладки по дну Ладоги от Волховской ГЭС к Ленинграду. Чтобы дать производству достаточно электроэнергии, на Василеостровской ГЭС-7 восстановили трубопроводы для подачи пара, проложили временные силовые кабели и нашли топливо. Рабочие станции сумели растопить котлы, запустить машины и дать ток. Было изготовлено 200 тонн кабеля и 300 тонн медного провода. А женщины и подростки вручную изготовили «кабель жизни». Второе его название - «кабель с денежкой»: изоляцию делали из бумаги предназначенной для печати денег, взятой на фабрике Гознака - другого изоляционного материала в городе не было.

Вот этот кабель:



Разгрузка кабеля на монтажной площадке в бухте Мо́рье Ладожского озера:



Подготовка кабеля к прокладке по дну Ладоги:



По дну Ладоги был проложен электрический кабель напряжением 10 кВ протяженностью свыше 23 км. Начальником строительства подводной линии электропередачи назначили автора проекта - главного инженера «Ленэнерго» Сергея Васильевича Усова. Кабель укладывали ночью со специально оборудованного судна, которое было атаковано немецкой авиацией; погибло 16 человек, но прокладка была завершена. 23 сентября 1942 года в 9:40 утра в город стала поступать электроэнергия Волховской ГЭС.

Зимой, после того как Ладога замерзла, за 12 дней была проведена воздушная электролиния. Столбы были вморожены в лед. 13 января 1943 года линия заработала.







«Ледовая линия» просуществовала 68 дней и была демонтирована в связи с таянием льда. В мае 1943 г. была сооружена высоковольтная линия электропередачи 110 кВ Волхов-Ленинград с переходом через Неву на сваях старого железнодорожного моста.

В октябре 1944 года «Свирьстрой» завершил восстановление и ввод в строй 8 главных гидроагрегатов станции суммарной мощностью 64 МВт. Полностью восстановление ГЭС было закончено в 1945 году.

Восстановительные работы на Волховской ГЭС:






Графтио предусмотрительно построил на Волховской ГЭС рыбоход для того чтобы волховский сиг мог подниматься из Ладоги до Новгорода. Рыбоход построен как обычный однокамерный шлюз, шириной метра три. Он хорошо виден на спутниковом снимке станции. Предполагалось, что сиг будет заходить в открытые ворота нижнего бьефа, а затем выйдет в ворота верхнего бьефа. Но сиг не пошел в рыбоход. Видимо в 1920-е годы еще не знали, что рыбе для нереста нужно пройти через пороги. Нет порогов - нет нереста. Поэтому с 1927 года в Новгороде сига нет. Тогда в Волхове построили рыбоводный завод, где занимаются воспроизводством лососевых, сиговых, частиковых и миноги, которых выпускают в Ладогу. Рыбаки ловят и продают.

А рыбоходы стали строить по-другому, в виде порогов. А еще опускают в воду специальные электрошнуры, которые отпугивают, рыбу если она идет в неправильную сторону. Ниже на фотографии «порожистый» рыбоход Верхне-Туломской ГЭС, построенной в 1960-е годы:



Смотровая площадка:



Вид на Волховскую ГЭС со стороны аванкамеры:



Берега Волхова из красивых слоев известняка:




Блокада, Ленинградская область

Previous post Next post
Up