Б.Лавренев. Встреча

Jun 24, 2018 08:17


Б.Лавренев || « Известия» №146, 24 июня 1942 года

За авантюристическую политику гитлеровской клики немцы расплачиваются миллионами убитых на советско-германском фронте. В немецком народе все более нарастает сознание неизбежности поражения Германии. Тыл немецкой армии начинает трещать по швам. День вероломного нападения империалистической Германии на СССР в целях порабощения и истребления наших народов, захвата и разграбления нашей родины - явился днем начала конца гитлеровской Германии.

# Все статьи за 24 июня 1942 года.

(Быль)




Перед самой войной командир наш, капитан-лейтенант Солодушенко, заметно переменился. Был он весельчак, живчик, радостной жизни человек. По службе или по дружбе, но всегда жил с шуточкой, с веселым подходцем, и улыбка у него такая была белозубая и заразительная, что сам рот до ушей растянешь и на целый день развеселишься.

И вдруг как обрезало. Совсем другой человек на корабле появился. И походка даже не та. Бывало, на мостик в три прыжка взлетал. А тут стал ходить, горбясь, и ноги волочит, как чахоточный. Губы в тонкую ниточку собраны, и даже когда говорит, и то их не разлепит, будто слова меж зубов продавливает. Глаза потухли, - словом, всякому заметно, что не тем курсом пошел человек.

Раньше в кают-компании у нас постоянно за столом смех бурлил и сам командир был веселью заводчиком. Как отпустит словцо - все покатятся. А теперь звука не проронит. Уставится в тарелку и сидит, глаз не подымая, только вилкой скатерть скребет. Конечно, и мы молчим. Раз командиру неохота разговаривать - всем не по себе.

Никак не могли мы понять, что с командиром нашим стряслось. Моряк лучшего качества, у начальства на виду, эсминец - какого во сне пожелать можно, новенький, скороход. Приз переходящий за артиллерийские стрельбы третий год держим, зубами вцепились, не вырвешь. Отчего бы в уныние впасть?

А узнали мы причину от комиссара. Командир с комиссаром у нас душевно дружили. И на правах дружбы забеспокоился комиссар, что капитан-лейтенант так расстроился. При таких обстоятельствах и службе вред может быть. Как-то зашел комиссар после ужина к командиру в каюту и повел разговор начистоту. Битую ночь проговорили.

Оказывается, вышло все это от семейного неустройства. Надо сказать, что года за два до этого Солодушенко женился. Выходил жену себе - всем на зависть. Высокая, тонкая, как яблоко, розовая, глаза синие, волосы пшеницей колосятся. А по специальности актриса. Из театра юных зрителей, и была там на отличном положении. Посмотришь на нее - и засмотришься.

Я так думаю, что моряку вообще не след жениться на выдающихся экземплярах. Служба наша не домашняя - уйдешь в море, дельфин не догонит. Когда вернешься, неизвестно. А как только ты в море - вокруг дома начинают разные личности маневрировать короткими галсами. Молодой женщине все время одной дома сидеть невесело, - это ясно. Хочется с живым человеком словом перекинуться. И начинается неустройство. Чаще всего и серьезного ничего не случается. Цветы, конфеты, разговоры, а добрые языки вмиг трезвон разведут погромче колоколов громкого боя. Вернется с моря человек, и от этого звона сразу сердце у него напухает.

Вот и у нашего командира на такой базе разлад вышел. Пришел из плаванья, наслушался вранья в оба уха и сказал жене неосторожное слово. А у нее гордость раз’ярилась, обиделась. Слово за слово, Солодушенко и обмолвился, что, если семейный корабль из строя вышел, то лучше кончить кампанию. Хлопнул дверью и ушел в плаванье на месяц.

Плавал и скучал, все о жене думал, а, как вернулся домой, - нашел вместо нее одну записочку: «Жизнь не вышла. Горько, но что же делать. Уезжаю, не ищи меня, прощай. Женя».

От такого оборота он и развинтился. Любил ее крепко и сам жалел, что этот разговор тогда у них вышел. Бросился в театр. А там ответили, что актриса Платова, с разрешения высшего театрального начальства, с работы уволилась по собственному желанию и уехала в провинцию, а куда - не сказала. Кончилось счастье из-за ничего.

И как ни старался капитан-лейтенант разыскивать свою Женю, - не мог и следа обнаружить.

Все это рассказал нам комиссар, и очень мы жалели нашего командира. Но долго заниматься этой оказией не пришлось. Как началась война, командир подобрался, взял себя в руки, но угрюмости не потерял. Ходит по мостику с крыла на крыло сумрачный и все куда-то за горизонт глядит.

В середине августа встретились мы с двумя немецкими эсминцами. Встреча вышла короткая, но крепко поперченная. Напоролись они на нас незадолго до рассвета, выскочив из тумана. Одного немца мы на девятой минуте боя попросили обследовать, какой грунт на дне имеется. Другой, хоть и захромал, однако успел нырнуть обратно в туман. А нам один снаряд врезался в мачту над мостиком. Громыхнуло над головой, брызнуло осколками по палубе. И сбило двоих сигнальщиков, меня и командира.

Сигнальщиков поцарапало чуть-чуть, мне левый локоть разворотило, а командира повредило основательно. Разбило бедро, брюшину разорвало и несколько осколочков даже в кишки вогнало. Упал он, зубы стиснул, но ни разу не простонал. Только прошептал что-то раза два, и хоть на мостике шумно было, но показалось мне в его шопоте слово: «Женя». Видно, о ней подумал.

По приходе в базу отвезли меня и командира в госпиталь. Положили в одной палате. Пришли врачи, поглядели в листки, меня направили в перевязочную - новую повязку наложить, а Солодушенко тут же стащили в операционную. Лежал он без сознания и белый весь, как мукой обсыпанный. Врач мне сказал, что командирское дело плохо. По правилам, конечно, операцию полагается сделать, но только она бесполезна и командир наш не выживет. Однако все же принесли его с операции обратно в палату, положили на койку. И оставался он совсем недвижимый. Чуть заметно было, что еще дышит. Глаза закрыты, нос острый торчит. Два дня пролежал - ни живой, ни мертвый. Только все время сестры ему пузырь со льдом на животе сменяли да пульс прощупывали.

На третий день открыл он глаза и с этой минуты стал поправляться. Профессор, главный ваш врач, только плечами пожимал. Сам не верил в такую удачу медицины.

А в недолгом времени просто узнать нельзя было Солодушенко. Почти в прежний вид пришел, на лице окраска появилась. Но все же лежал командир молча и попрежнему куда-то очень далеко смотрел. И все край одеяла пальцами перебирал.

В конце недели приходит утром профессор на обход. Посмотрел нашего капитан-лейтенанта, прослушал, прощупал и в усы усмехнулся.

- Ну, - говорит, - позвольте мне, старику, вас сердечно поздравить, товарищ капитан-лейтенант. Разом и себя, и вас поздравляю. Вернулись вы почти с того света и теперь жить, наверное, будете долго. Прямо говорю: - вопреки всем об’ективным показаниям вы выжили. Или счастье ваше такое верное, или очень уж здоровая и жизнедеятельная кровь у вашего донора оказалась. Так что скажите ему спасибо.

Тут Солодушенко впервые чуть улыбнулся, так, одним уголком губы и отвечает:

- Рад бы, профессор, поблагодарить, да ведь не знаю кого.

- Это дело просто, - профессор поворачивается к старшей сестре и приказывает: - Пройдите ко мне в кабинет, откройте бювар на столе. Там сверху лежит этикетка, которую я от банки с кровью отклеил. Тащите сюда!

Через минуту сестра возвращается и подает профессору этикетку. Он ее протягивает капитан-лейтенанту.

- Вот вам, - говорит, - и имя вашего ангела-хранителя, и адрес. Все тут.

Капитан-лейтенант берет этикетку двумя пальцами, подносит к глазам и сразу, как от судороги, дернулся, напрягся весь и потом опал на подушку. И снова побледнел даже с просинью. Веки опустились и стал он, как мертвый.

Профессор увидел и закричал не своим голосом:

- Шприц с камфарой! Моментально!

Началась суматоха. Врачи вокруг койки топчутся. И вижу я - этикетка эта, которую профессор капитан-лейтенанту дал, выпав у него из руки, валяется на палубе у койки под ногами. Дай, думаю, подберу, а то затопчут в горячке.

Нагнулся и поднял, чтобы на тумбочку положить. Но по пути ради любопытства читаю, что там написано. И вижу:

«Группа крови вторая... Донор Платова... Евгения Михайловна... адрес...»

И еще не дочитал я, как меня жаром опахнуло, будто снаряд рядом разорвался... Платова... Евгения Михайловна... Да ведь так жену командира звали... Ту самую, что он так искал... Его Женичку...

Сижу я обалделый, на бумажку уставился не мигая, как сыч на солнце, и думаю: - Ну и история! Ну и происшествие!.. Ведь нарочно такого не придумаешь.

А тем временем капитан-лейтенанту камфару впрыснули, профессор руку его держит, пульс отсчитывает и сам себя спрашивает: - Что же это такое? Понять не могу, почему такой внезапный сердечный приступ?

Тогда я показываю ему бумажку:

- Разрешите доложить, товарищ дивврач!

И рассказываю все, что мне известно. Профессор, врачи, сестры, другие раненые слушают, рты раскрыв.

Часа через полтора капитан-лейтенант совсем оправился. Мы старались, чтоб ему беспокойно не было. Кроме него, нас в палате пятеро находились. Все ходячие. Так мы между собой шопотом разговаривали, а то и вовсе старались уйти в курилку. Все-таки в палате тише и воздуху больше. А он лежал тихо и все улыбался. Да иногда возьмет бумажку с тумбочки, посмотрит на нее и рукой погладит, точно живую. Так и заснул в ту ночь с улыбкой.

А спустя дней десять, только-что мы с обеда в палату вернулись, как появляется на пороге высокая женщина в белом халате. Глаза синие, волосы пшеничным снопом. Быстро так оглядела всю палату, нас всех, увидела капитан-лейтенанта, рванулась и, как ветер бесшумный, пронеслась к его койке. Упала на колени и головой ему на грудь. Видно, как дрожит вся. А он взял эту голову в свои ладони, притянул к себе и молчит. Только шумно так дышит.

Тут у меня в горле очень запершило, кашлять захотелось. Неловко мне стало и, чтоб их не обеспокоить, встал я с койки и потихоньку побрел в курилку. // Борис Лавренев.

************************************************************************************************************
ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. Вражеский танк подбит! Впереди - расчет противотанкового ружья - красноармейцы К.Михайлов и А.Савченко.

Фото специального военного корреспондента «Известий» Г.Зельма.



☆ ☆ ☆

24.06.42: Н.Тихонов: Ленинград сражается ("Красная звезда", СССР)
24.06.42: Итоги года войны || «Красная звезда» №146, 24 июня 1942 года
24.06.42: Полный провал планов германского империализма ("Известия", СССР)**
24.06.42: Л.Галлер: Советские моряки || «Известия» №146, 24 июня 1942 года

23.06.42: А.Толстой: Убей зверя! || «Красная звезда» №145, 23 июня 1942 года
23.06.42: Политические и военные итоги года отечественной войны ("Красная звезда", СССР)

22.06.42: Год войны || «Правда» №173, 22 июня 1942 года
22.06.42: М.Шолохов: Наука ненависти ("Правда", СССР)
22.06.42: С.Езерский: Родной город* ("Ленинградская правда", СССР)
22.06.42: Л.Говоров: Бои за Ленинград* ("Ленинградская правда", СССР)
22.06.42: Вс.Вишневский: Они проклянут этот день || «На страже родины» №152
22.06.42: И.Эренбург: Крепость России || «На страже родины» №152, 22 июня 1942 года
22.06.42: Ем.Ярославский: Партия Ленина-Сталина - организатор побед ("Правда", СССР)

21.06.42: И.Эренбург: Июнь ("Красная звезда", СССР)**
21.06.42: М.Толченов: Год тому назад в Бресте ("Красная звезда", СССР)
21.06.42: За полный разгром врага! || «Красная звезда» №144, 21 июня 1942 года*
21.06.42: С.Голованивский: Непримиримое || «Известия» №144, 21 июня 1942 года

20.06.42: А.Толстой: Вера в победу || «Красная звезда» №143, 20 июня 1942 года
20.06.42: Наша уверенность в победе сильна, как никогда || «Известия» №143, 20 июня 1942 года
20.06.42: И.Золин: Гвардейский экипаж крейсера «Красный Крым» || «Правда» №171, 20 июня 1942 года

19.06.42: Возмутительный приговор по провокационному делу о «покушении» на Папена ("Красная звезда", СССР)

18.06.42: Л.Копелев: "Вракменты" Вернера Зигеля ("Красная звезда", СССР)
18.06.42: И.Эренбург: Либице || «Красная звезда» №141, 18 июня 1942 года*
18.06.42: Знамена, зовущие к новым подвигам || «Известия» №141, 18 июня 1942 года

17.06.42: Е.Юнга: Смерть Тулигена || «Известия» №140, 17 июня 1942 года
17.06.42: Н.Тихонов: Мы ненавидим! || «На страже родины» №147, 17 июня 1942 года
17.06.42: А.Сошальский: Приказ завравшегося немецкого генерала Брокдорфа ("Красная звезда", СССР)
17.06.42: Л.Озеров: Немцы несут огромные потери под Севастополем ("Красная звезда", СССР)
17.06.42: П.Олендер: Поучительный бой || «Красная звезда» №140, 17 июня 1942 года
17.06.42: Л.Славин: Ничего существенного || «Известия» №140, 17 июня 1942 года
17.06.42: В.Сафонов: Кровавые дела оккупантов на Украине ("Известия", СССР)
17.06.42: Готовиться к уборке урожая || «Известия» №140, 17 июня 1942 года

16.06.42: Дикие зверства фашистов на Украине ("Красная звезда", СССР)
16.06.42: И.Эренбург: Гад || «Красная звезда» №139, 16 июня 1942 года*
16.06.42: Как выглядит «дружба» между немцами и итальянцами ("Красная звезда", СССР)
16.06.42: Выучку опытных воинов - молодым бойцам || «Известия» №139, 16 июня 1942 года
16.06.42: М.Рузов, М.Розовский: Железное упорство наших войск ("Известия", СССР)

15.06.42: Героические советские моряки || «Правда» №166, 15 июня 1942 года
15.06.42: Е.Петров: Надгробные рыдания берлинских палачей || «Правда» №166, 15 июня 1942 года

14.06.42: Герои Севастополя ("Красная звезда", СССР)**
14.06.42: И.Эренбург: Париж || «Красная звезда» №138, 14 июня 1942 года
14.06.42: И.Эренбург: О патриотизме || «Правда» №165, 14 июня 1942 года
14.06.42: Л.Озеров: Севастопольцы удерживают свои позиции ("Красная звезда", СССР)
14.06.42: Неуклюжие увертки растерявшихся гитлеровских шулеров ("Красная звезда", СССР)

13.06.42: Растут и крепнут силы антигитлеровской коалиции ("Известия", СССР)

12.06.42: Н.Тихонов: Ленинград в июне ("Красная звезда", СССР)
12.06.42: Новая страница в истории международных отношений ("Известия", СССР)

11.06.42: И.Эренбург: Фриц-философ ("Красная звезда", СССР)
11.06.42: А.Довженко: Отступник || «Красная звезда» №135, 11 июня 1942 года
11.06.42: Б.Полевой: Над мертвым Ржевом || «Правда» №162, 11 июня 1942 года
11.06.42: С.Семенов: Преодоление минных заграждений ("Красная звезда", СССР)
11.06.42: М.Зотов: Чувство ответственности за судьбы Родины ("Красная звезда", СССР)
11.06.42: Строго беречь государственный рубль! || «Известия» №135, 11 июня 1942 года

10.06.42: М.Леснов: На западном берегу Волхова ("Красная звезда", СССР)
10.06.42: И.Эренбург: Верность || «Красная звезда» №134, 10 июня 1942 года*

09.06.42: Л.Озеров: Бои под Севастополем ("Красная звезда", СССР)
09.06.42: Гитлеровцы скулят... || «Красная звезда» №133, 9 июня 1942 года
09.06.42: Расправа германских фашистов с населением Минска ("Красная звезда", СССР)
09.06.42: Издевательства над советскими гражданами во временно оккупированных советских районах
09.06.42: Героический труд во имя нашей победы || «Известия» №133, 9 июня 1942 года

08.06.42: И.Зальцман: Мысли о соревновании ("Правда", СССР)
08.06.42: Б.Полевой: Штурмовик Николай Чувин || «Правда» №159, 8 июня 1942 года
08.06.42: Русский дух ("Time", США)

07.06.42: И.Эренбург: Справедливость || «Красная звезда» №132, 7 июня 1942 года
07.06.42: В.Григорьян: Советская Грузия в дни войны ("Красная звезда", СССР)
07.06.42: Варварское хозяйничанье гитлеровцев в Харькове ("Красная звезда", СССР)
07.06.42: Всю мощь огня пехоты против врага || «Красная звезда» №132, 7 июня 1942 года
07.06.42: Крылатые витязи Советской страны || «Известия» №132, 7 июня 1942 года

06.06.42: И.Эренбург: По дорогам войны ("Красная звезда", СССР)
06.06.42: К.Буковский: В оккупированных селах Украины ("Красная звезда", СССР)*
06.06.42: Награда славным строителям танков || «Известия» №131, 6 июня 1942 года

05.06.42: М.Леснов: Судьба "легиона" босяков "Фландрия" ("Красная звезда", СССР)
05.06.42: Стойкость в бою || «Красная звезда» №130, 5 июня 1942 года*

04.06.42: В оккупированном Смоленске ("Красная звезда", СССР)
04.06.42: Л.Озеров: Атака || «Красная звезда» №129, 4 июня 1942 года
04.06.42: Е.Габрилович: В засаде || «Красная звезда» №129, 4 июня 1942 года*
04.06.42: Протест немецких военнопленных против зверств германских властей в оккупированных районах
04.06.42: Люди, кующие оружие для фронта || «Известия» №129, 4 июня 1942 года
04.06.42: Д.Устинов: Больше вооружения для разгрома врага ("Известия", СССР)

03.06.42: Лагеря пыток в Луге и Пскове ("Красная звезда", СССР)
03.06.42: Советская артиллерия - гроза для фашистских танков* ("Известия", СССР)
03.06.42: Герои боев с фашистскими танками ("Красная звезда", СССР)
03.06.42: В.Коротеев: Весенние бои партизан ("Красная звезда", СССР)*

02.06.42: Никто в Германии не верит в победу немцев ("Красная звезда", СССР)
02.06.42: Место командира на поле боя ("Красная звезда", СССР)*
02.06.42: М.Гедвилас: Литва борется ("Красная звезда", СССР)*
02.06.42: Самоотверженные работники советского здравоохранения* ("Известия", СССР)

01.06.42: А.Фадеев: Гвардейцы || «Правда» №152, 1 июня 1942 года

Май 1942:

31.05.42: Л.Озеров: Девушка с винтовкой ("Красная звезда", СССР)*
31.05.42: Д.Заславский: Особый гитлеровский корпус старьевщиков ("Правда", СССР)
31.05.42: П.Трояновский: Куземкинская каторга || «Красная звезда» №126, 31 мая 1942 года*

30.05.42: Зверства немецких палачей в деревне Кривцово ("Красная звезда", СССР)
30.05.42: К.Гофман: Программа Геринга || «Красная звезда» №125, 30 мая 1942 года
30.05.42: И.Эренбург: Дикарь в Париже || «Красная звезда» №125, 30 мая 1942 года*
30.05.42: Л.Осипов: Мстите, моряки! || «Красный флот» №125, 30 мая 1942 года

29.05.42: К.Симонов: Американцы ("Красная звезда", СССР)
29.05.42: П.Крайнов, Р.Моран: В Курске ("Красная звезда", СССР)
29.05.42: И.Эренбург: Прусский фельдфебель ("Красная звезда", СССР)*
29.05.42: Что рассказывают финские перебежчики ("Красная звезда", СССР)

28.05.42: И.Эренбург: Скопище преступников ("Красная звезда", СССР)*
28.05.42: Что осталось от норвежского "легиона" ("Красная звезда", СССР)
28.05.42: Всю мощь огня против немецких танков ("Красная звезда", СССР)
28.05.42: Стойкость в бою советских воинов || «Известия» №123, 28 мая 1942 года
28.05.42: Л.Высокоостровский: В осажденном городе ("Красная звезда", СССР)

27.05.42: Клятва партизан ("Красная звезда", СССР)
27.05.42: И.Эренбург: Олухи || «Красная звезда» №122, 27 мая 1942 года
27.05.42: Д.Заславский: Не варяги, а ворюги ("Красная звезда", СССР)
27.05.42: П.Трояновский: У немецких блиндажей ("Красная звезда", СССР)
27.05.42: М.Леснов: Без промаха || «Красная звезда» №122, 27 мая 1942 года*

26.05.42: Великому вождю, гениальному полководцу, отцу и учителю товарищу Сталину ("Красная звезда", СССР)
26.05.42: Соревнование патриотов || «Красная звезда» №121, 26 мая 1942 года
26.05.42: И.Эренбург: Оправдание ненависти || «Правда» №146, 26 мая 1942 года
26.05.42: А.Довженко: Стой, смерть, остановись! || «Правда» №146, 26 мая 1942 года
26.05.42: Е.Кригер: Сила нашей весны || «Известия» №121, 26 мая 1942 года

25.05.42: И.Модестов: Кризис сельскохозяйственной политики гитлеровских крепостников ("Правда", СССР)

24.05.42: И.Эренбург: Немецкая лавочка || «Красная звезда» №120, 24 мая 1942 года
24.05.42: Ем.Ярославский: В боях закаляется и крепнет дружба народов СССР ("Красная звезда", СССР)
24.05.42: В.Антонов: Этого нельзя забыть || «Известия» №120, 24 мая 1942 года

Газета «Известия» №146 (7832), 24 июня 1942 года

газета «Известия», Борис Лавренев, июнь 1942, лето 1942

Previous post Next post
Up