Сегодня я Вам покажу один из самых молодых и современных никелевых заводов в мире, гордость Заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель» - Надеждинский металлургический завод имени Бориса Ивановича Колесникова или просто «Надежда». Данное предприятие из большой семьи Норникеля отвечает за переработку никель-пирротинового и никелевого концентрата, плюс хорошо справляется с никелевым шлаком Медного завода, получая на выходе медно-никилевые файнштейны (полупродукты), которые в слитках массой по 25-26 тонны отправляются на дальнейшую переработку в другие подразделения компании, где уже из них плучают чистую медь, никель, кобальт, а также концентраты драгоценных и редкоземельных металлов. Сам завод расположен по дороге из аэропорта в город, где-то в 12 км от Норильска.
Впервые топоним «Надежда» использовал геолог Николай Урванцев во время экспедиции 1920 года. Так он назвал гору, находящуюся к западу от Шмидтихи, «из предположения, что угольные пласты будут и там». Кто не в курсе, Николай Урванцев основал Норильск, можно сказать был его первым жителем. Именно его бревенчатый дом, построенный в период экспедиции 1921-1922 годов и находящийся сейчас за зданием городского музея, носит название «Первый дом Норильска». Он нанес на карту Таймыр, исследовал Северную Землю. В 1920 году экспедиция Урванцева на западе полуострова Таймыр в районе реки Норильской обнаружила очень богатое месторождение каменного угля. В 1921 году благодаря ему было открыто богатейшее месторождение медно-никелевых руд с высоким содержанием платины.
Позже аналогичное имя дали и железнодорожной станции. Первый в Норильске сухопутный аэродром (в 1965 году его закрыли), на месте которого и вырос наш завод, назвали так же. К тому же это был практически единственный способ улететь отсюда на большую землю. А вот название «Надеждинский завод» появилось с подачи Алексея Козюры. Первоначально хотели назвать просто «Второй никелевый». Но завод же не только никель выдавал, но и, например, анодную медь. В итоге с начала 1974 года согласно протоколу министра цветной металлургии Второй никелевый завод официально стал именоваться Надеждинским металлургическим заводом.
2. На месте первого аэродрома Норильска и рядом с заводом установлен самолет Ан-26.
В результате закрытия ГУЛАГа в Норильске и перехода на «обычную» плановую экономику в конце 50-х годов прошлого века жизнь в городе начала меняться кардинально. Комбинат в то время уже несколько лет сидел на дотациях из госбюджета, и даже небольшая прибыль, полученная в 1959 году, не смогла исправить положение, требовались громадные расходы на социалку. Норильск перестал быть экономически выгоден для СССР, и в самых высоких правительственных кругах начались даже разговоры о закрытии и реорганизации комбината и даже переселении 120-тысячного на тот момент города. Спасло положение и на столетия вперед обеспечило Большому Норильску благополучие открытие Талнаха, произошедшее в 1960 году. Получив в свое распоряжение новые богатые руды, горно-металлургический комбинат снова увидел яркое будущее.
3. Первым делом идём в музей завода.
Правда, после открытия Талнахского и Октябрьского месторождений стало понятно, что объемы руды в Норильске значительно превышают те объёмы, которые способны переработать никелевый и медный заводы. Нужно было строить новый большой завод. 7 января 1968 года в Норильск по поводу прилетел председатель Совета Министров СССР, член Политбюро Алексей Косыгин. Именно его визит и стал толчком к строительству Второго никелевого завода, тогда еще не имевшего собственного имени. Правда, он мог появиться совсем не в Норильске. Изначально его хотели построить на материке в районе Лесосибирска, куда норильский файнштейн доставляли по Енисею. И всё же сторонники полного цикла, от добычи руды до металла, Авраамий Завенягин и Алексей Косыгин всё-таки отстояли свою точку зрения, что новый мощный завод нужно строить именно в Заполярье. Впервые пункт о строительстве Второго никелевого завода появился в 1970 году в постановлении Совета министров СССР «О мерах по обеспечению в 1971-1975 годах производства меди и никеля из рудного сырья».
4.
Место строительства нынешнего Надеждинского металлургического завода утвердили тоже далеко не сразу. Первоначально рассматривалось 14 различных вариантов размещения и образцов технологии нового производства. Например, предлагалась идея разделить гидро- и пирометаллургию, разнеся их на Талнах и под гору Двугорбую. И всё-таки решили разместить в одном месте, на месте бывшего аэродрома «Надежда». Почему здесь, во-первых, в этих местах надежное скальное основание, во-вторых, размеры позволяют, да и с точки зрения логистики удобное расположение, ну, а в-третьих, была некая удалённость от города, про экологию, пусть хоть и немного, но даже в те времена думали.
5. Макет Надеждинского металлургического завода.
Click to view
6. У Светы в руках 5 кг платины стоимостью 7 млн рублей рубликов. Яркая такая экскурсия получается, и это только начало.
А мне за счастье кобальт поддержать :). Человечество использует кобальт с древних времен. Еще египтяне получали с его помощью стойкий синий цвет для своих красителей. Прогресс расширил применение кобальта из сферы искусства в промышленность. Сейчас кобальт применяется главным образом в производстве жаропрочных, магнитных, сверхтвёрдых, коррозийно-стойких и других сплавов и покрытий, а также в качестве нефтехимического катализатора. А ещё в последнее время его актуальность выросла в связи с концепцией «энергоперехода», переход от углеродной энергетики к возобновляемой. Так, он на ура пошёл в смартфоны и электромобили. На Россию приходится 3,5% мировых запасов кобальта, доля нашей страны в мировом производстве где-то 7%. Лидером по добыче является «Норникель».Ой, что-то я отвлёкся. Просто раньше и кобальтовое производство было в Норильске, потом его перевели на две площадки: в Мончегорск на Кольскую ГМК и в Харьявалте в Финляндию. А в музее оставили память о последней партии.
7.
Генподрядчиком строительства было утверждено Министерство энергетики и электрификации СССР. Поэтому первыми строителями «Надежды» стали бригады «ХантайГЭСстроя», приехавшие из Снежногорска, с возведения Хантайки. 23 февраля 1971 года плотник Николай Фомин и прораб Юрий Селезнёв установили щит с надписью о сооружении Второго никелевого завода, тем самым дали старт десятилетней эпопее возведения металлургического гиганта. 26 марта 1971 года был произведен и первый взрыв в карьере, откуда брался грунт для отсыпки площадки. Генеральным проектировщиком стал институт «Норильскпроект», субподрядчиком по технологической линии - ленинградский «Гипроникель». Кроме этого были заключены контракты на поставку и настройку оборудования с финскими фирмами «Оутокумпо Оу», «Раума-Репола» и «Альстрем». Контракт с финнами на строительство двух технологических линий по пирометаллургической переработке медных и никелевых концентратов с применением ПВП Министерство цветной металлургии СССР подписало в 1974 году. Это был самый крупный и самый важный заказ для финских компаний за всю их историю. В итоге наш завод должен был стать самым современным металлургическим предприятием, причём не только в Заполярье.
8. В Музее тоже есть своя Надежда талисман.
Масштабы будущей стройки были огромны, и то, что ее затевали на Крайнем Севере, за Полярным кругом, было далеко не главной сложностью, скорее данностью. По стоимости строительство «Надежды» (2,2 млрд рублей, и это при курсе бакса равного 67 копейкам) превышало затраты на возведение Братской ГЭС в три раза, или в два раза больше стоимости Красноярской ГЭС с городом Дивногорском. А по трудоемкости - было просто несопоставимым. При возведении НМЗ предстояло вынуть 9750 тысяч кубометров мягких грунтов, 1850 тысяч кубометров скальных грунтов, смонтировать 365 тысяч тонн металлоконструкций, 150 тысяч тонн технологического оборудования. В разгар строительства на «Надежде» работали по 600 грузовых машин, 150 экскаваторов, бульдозеров и автогрейдеров, 150 кранов. На строительстве завода работали 22 тысячи человек, не считая иностранных специалистов.
9.
5 ноября 1971 года вблизи Норильска на плато бывшего аэропорта был произведен первый взрыв под фундамент «Надежды», определивший начало громадной стройки. С 1974 года эта стройка получила статус Всероссийской ударной комсомольской. При строительстве НМЗ, конечно, были и ноу-хау, например, впервые в мире была спроектирована система открытого трубопроводного гидротранспорта - нитки пульпопровода протянулись от Талнахской обогатительной фабрики через реку Норильскую до Норильска.
10.
28 июня 1979 года Надеждинский металлургический завод выдал первую продукцию - сульфидный концентрат, 2 августа - товарную серу. 10 октября госкомиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию первой очереди НМЗ - гидрометаллургического производства. Этот день и считается днем рождения Надеждинского металлургического завода. 15 февраля 1981 года был получен первый металл «Надежды». А 9 июля приняли в эксплуатацию вторую очередь завода - пирометаллургию, что означало полный его запуск. После пуска «Надежды» производство цветных металлов норильским комбинатом выросло в пять раз и каждая десятая тонна никеля в мире стала выпускаться на НМЗ!
11.
Борис Иванович Колесников, директор Норильского комбината с 1973 по 1988 год, именно под его руководством была построена «Надежда». А ещё годы руководства Колесникова комбинатом называют золотой эпохой. При нем запустили ТОФ и Курейскую ГЭС, завершили переход комбината на газ, ввели в строй «Октябрьский» и «Таймырский» рудники. При Колесникове ввели печи Ванюкова и круглогодичную навигацию. Поэтому 12 марта 2003 года на конференции трудового коллектива Заполярного филиала «ГМК «Норильский никель» было высказано предложение присвоить Надеждинскому металлургическому заводу его имя.
12. Плавильный цех. Под крышей плавильных цехов Надеждинского завода вполне уместилось бы двенадцать футбольных полей. Высота цехов - с двадцатиэтажный дом.
После Талнахской обогатительной фабрики наш концентрат попадает в печи взвешенной плавки. Сам концентрат, конечно же, поступает в печь уже в сухом виде, а сама плавка происходит одновременно с движением смеси измельченного сырья и воздуха или кислорода. Газ удерживает частицы металла во взвешенном состоянии. Печи нагреваются до 1300 градусов и на выходе получается штейн, который затем подвергается конвертированию для образования файнштейна. Конвертирование - это процесс окисления, во время которого выводится углерод, сера, железо и другие примеси. В результате и получается файнштейн - более чистая версия сырья.
13.
14. Дутьё или продувка - тот самый процесс конвертирования штейна, который очищает расплавленный металл и превращает его в файнштейн.
15.
16. Процесс заливки расплавленного штейна в ковш для транспортировки.
17.
18. В плавильном цехе Надеждинского завода металл разливают по ковшам и транспортируют на участок розлива файнштейна.
19. А это уже Цех розлива файнштейна в изложницы.
20.
21.
22. Это и есть финальный этап переработки на Надеждинском заводе. Для получения чистого металла остается еще несколько операций, но они проводятся на следующих заводах Норникеля в технологической цепочке, в нашем случае файнштейн далее отправляется на Кольскую ГМК.
23. После того, как эта заготовка остынет, её грузят в контейнеры и отправляют в Дудинку. А кто возит ценные грузы Норникеля мы с вами уже знаем. Хотя можно и закрепить. Морской флот Норникеля включает 5 контейнеровозов типа «Норильский никель» усиленного ледового класса (ARC 7, по классификации PMPC) и танкер «Енисей» усиленного ледового класса (ARC 7, по классификации PMPC). Первый дизель-электроход «Норильский никель» был принят в апреле 2006 года. В июле 2008 года состоялась приемка судна «Мончегорск», в октябре 2008 года - судна «Заполярный». В ноябре флот Норильского никеля пополнился четвертым дизель-электроходом «Талнах» и, наконец, в январе 2009 года встрой вступил дизель-электроход «Надежда». На застывание такого слитка нужно порядка 72 часов.
24.
25.
26. Сейчас на заводе работают больше 2 тысяч сотрудников.
27.
28.
29. В состав файнштейна входят примерно 50 % никеля, 20 % меди и где-то 1,5 % кобальта.
30. Мощности завода позволяют перерабатывать до 2,4 млн тон никельсодержащего сырья в год. Кроме того, завод получает техническую серу, есть и свое производство технического кислорода.
Click to view
31. Большое спасибо компании «Норникель» за возможность здесь побывать!
Вся моя история с компанией «Норникель»:
P. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятии есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: akciirosta@yandex.ru Берите пример с лидеров! На данный момент я уже лично посетил более 600 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире:
http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:
Дзен /
LiveJournal /
ВК /
Одноклассники