Главный Чум Таймыра

Oct 11, 2023 07:05

Дудинка - это небольшой город на севере Красноярского края на берегу Енисея. В переводе с ненецкого языка означает место, где хранят порох и боеприпасы. Здесь местные жители полтора месяца в году проводят в темноте, и больше двух - под круглосуточно стоящим солнцем. Сам город можно обойти пешком за пару часов, но я бы рекомендовал начать знакомство с главного ЧУМа Таймыра - именно так, с любовью, называют в Дудинке Таймырский Дом Народного Творчества.





2. Дом народного творчества - одно из старейших учреждений культуры Таймыра, преемник первых «Красных Чумов», которые в 30-е годы прошлого века несли культуру и знания кочующим тундровикам.



3. Попав на территорию, можно увидеть жилища коренных народов Таймыра.



4.



5. Здесь мы прошли все этапы обряда Посвящения в Таймырцы (покормили огонь в печи оленьим жиром, очистили дом дымом янтаря, повязали ленточку на шест). При этом обязательно нужно было сказать «туркёт» (встань и взлети), чтобы болезни и несчастья улетучились. Плюс нам провели обряд очищения вещи от негативной энергии. Нужно было взять какую-то вещь и провести ей в отверстии в большой рыбине. Я так немного полечил свой объектив, а то он у меня что-то болеть стал.



6.



7.



8.



9.



10. А ещё нам сыграли на варгане. Словно в самой настоящей тундре побывали на мгновенье: услышали и завывание ветра, и топот оленьих копыт.



11.



12.



13. Здесь на показ оборудованы чумы всех пяти местных национальностей (нганасаны, энцы, эвенки, ненцы, долганы).



Напомню, на Таймыре веками живут представители пяти коренных народностей - северных этносов: долганы, ненцы, нганасаны, эвенки и энцы. Самая распространённая народность на Севере - нен¬цы. Их более 3,5 тысяч на Таймыре. Ненцы - оленеводы, и продолжают кочевать. Самая молодая народность Севера - 5,5 тысяч человек - долганы. Считается, что они происходят от эвенков, ненцев, якутов и русских, занимаются охотой и рыбалкой. Самый древний этнос - нганасаны, потомки древних охотников. Их на земле таймырской тундры более 600 человек. А вот эвенки - прирождённые охотники-оленеводы и коневоды, испокон веков они обитали в тайге вдоль хребтов. По итогам переписи 2020 года, их численность - 142 человека. Ещё один малочисленный этнос Таймыра - энцы, их, по данным 2020 года, осталось 185 человек, но они сохраняют свою культуру и язык.

14.



15.



16.



Свое жилище - чум - коренные народы севера строили из деревянных жердей и шкуры оленя. Такой дом считался целым достоянием. Отличительной особенностью чума был подвешенный в центре котел, за которым вся семья вечером собиралась на ужин. Другой вариант традиционного жилища народов севера - балок, он стал чаще использоваться с ХХ века. Это дом в виде своеобразного "контейнера", обитый шкурами оленя. Внутри есть печка, генератор, электричество. Дом передвижной, он расположен на санях - нартах. С их помощью балок со всем его содержимым может переезжать с места на место в процессе кочевки.

17.



18.



19.



20.



21.



22.



23.



24.



25.



26.



27.



28. Здесь же представлена экспозиция знаменитых кожаных картин долганского художника - Бориса Николаевича Молчанова.



Творец из северного края Борис Николаевич Молчанов начал свой творческий путь с наблюдений за природой и рисования на льду. Вместе с навыками выживания в условиях сурового климата он постигал художественное мастерство и ни разу не остановился, развивая свой талант даже в зрелом возрасте. Борис Молчанов родился 1 января 1938 года в таймырской глубинке - на реке Хета, в фактории Камень Авамского района. При рождении будущему художнику дали второе имя - Мяккен, что в переводе с долганского значит «упрямый». Бумаги в 40-е годы практически не было. Первым «холстом» Бориса Молчанова стал лёд. С 1947 по 1951 год он учился в Волочанской школе-интернате, откуда его вместе с другими ребятами перевели в интернат №4 для детей коренного населения в Норильске. Здесь с кружка изобразительного искусства и начался его творческий путь. Первого серьёзного успеха Молчанов добился в 13 лет. В 1951 году на Х Всероссийской детской выставке в Москве были представлены две его работы - полотно «Агитатор» и гипсовый барельеф «Поединок». Комиссию творения впечатлили, и юного художника удостоили диплома III степени. Спустя десять лет, в 1962 году, художник ушёл работать в сферу культуры - был заведующим Красным чумом, директором Дома культуры, преподавателем декоративно-прикладного искусства, методистом Таймырского дома народного творчества. А в 1968 году в Москве состоялся Всесоюзный семинар самобытных художников, где Борис Молчанов представил десять графических листов профессионального уровня, был принят кандидатом в Союз художников СССР и тогда же рекомендован к участию в зональной выставке «Сибирь социалистическая».

29.



В 70-е годы Молчанов поступил в Красноярское художественное училище имени Сурикова. В 1979 году Молчанов окончил училище. Его дипломная работа «Пора отёла» была отмечена дипломом II степени Зонального выставкома и дипломом III степени Республиканской выставки выпускников художественных училищ. А спустя всего три года, 1982 году, он получил настоящее общественное признание - в Норильской художественной галерее прошла его первая персональная выставка. Семь его ровдужных работ Музей Норильска впоследствии выкупил. Работы, созданные позже - в 1989-1992 годах, - выкупали частные коллекционеры и галереи Красноярска и Санкт-Петербурга. Но творчество Бориса Молчанова стало широко известно и за пределами России. Ещё при жизни многие его работы экспонировались в Исландии, Ирландии, Франции, Канаде, Финляндии, Эстонии. Известно, что сегодня картины находятся в частных коллекциях.

30.



31.



Бориса Молчанова называли символистом, однако отличительной чертой его творчества было разнообразие и слияние стилей и жанров. Он писал портреты и пейзажи, жанровые сцены и натюрморты. Увлекался живописью и графикой, линогравюрой, резьбой по кости и дереву - в творческом поиске находился постоянно. Со временем традиционные акварель и масло показались художнику чуждыми и неестественными. Он посчитал, что дух северных мест, ощущение от природы или события по-настоящему может воплотить только природный материал. В качестве холстов он стал использовать нюки - покрытия для северных чумов. Работы из замши и кожи стали вершиной творчества художника. В этом направлении Борис Молчанов оказался новатором. С 1988 года и до сих пор технология создания этих работ не имеет аналогов в мировом искусстве.

32.



33.



Одной из самых ярких и таинственных работ Бориса Молчанова считается «Шаман». По свидетельствам сотрудников музея, у героя картины постоянно меняется выражение лица - то он угрюм, то спокоен, то улыбчив. А ещё перед «Шаманом» часто стоит стаканчик водки, лежит шаманская шапка и подношения - конфеты и печенье: задобрить дух.

34.



35.



36.



37.



38.



39.



40.



41. А вот та шаманочка, которая по середине с рыбкой, уехала в Пермь.



42. Кстати, нам даже выдали сертификат, что мы теперь настоящие Таймырцы!



image Click to view



image Click to view



image Click to view



43. Большое спасибо компании «Нориникель» за возможность здесь побывать!



Вся моя история с компанией «Норникель»:


























P. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятии есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: akciirosta@yandex.ru Берите пример с лидеров! На данный момент я уже лично посетил более 600 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:

Дзен / LiveJournal / ВК / Одноклассники

no industry, Дудинка, Красноярский край

Previous post Next post
Up