Реховот. Глава никакая. Дом Айзенберга.

Jun 09, 2019 00:20

0. Предисловие
1. Колокол
2. Дом наш и Дундикова
3. Первый дом
3-a. Общее собрание
3-б. Дом Иосефзона, дополнения
4. Дом Канторовича
4 3/4. Герцль в Реховоте
5. Дом Батьи Маков
6. Песни, танцы и прочие рабочие будни
7. Бялик
8. Дом Михла и Хавы Луцки
9. Дом оведа Айзенберга

Глава никакая. Дом Айзенберга.
Однажды некий папа пришел на родительское собрание в 91-ю школу. Навстречу выбежала девочка Света (_svetka_) и радостно защебетала: "А я знаю, вы папа Ицкова!" "Я сам Ицков!"- грозным басом ответил папа.
Это я к чему. Дом Айзенберга на Яков он, безусловно, прекрасен, но Айзенберг-то, конечно, это папа Арон. Мы помним, да, что он жил в доме Управления, потом в 1902 году построил себе дом на улице Эзра (номер два). Дом тот снесли и вместо него появился монстр, в котором сейчас банк, но остались фотографии. Вот, к примеру, эта.



Но Айзенбергов в Реховоте, как в анекдоте про Когана: "Зайди во двор и крикни - Рабинович! - одно окно не откроется - это мое". И есть еще один дом Айзенберга, на этот раз Залмана. Это не родственник и даже не однофамилец . Дело в том, что однажды в Реховоте решили построить рабочий район. Ну мы, конечно, себе сразу представили Капотню, Бирюлево-товарное... Ан нет. Все было совсем не так. На общем собрании выбрали пять передовиков производства. Выделили каждому немалый участок земли на улице Эзра (третьей улице, второй была Беньямин - придется к ней еще вернуться). На участке был дом с двумя комнатами, земля для сада, огорода, коровника, курятника... Ну не совсем подарок, все же в рассрочку, но тем не менее - шикарные условия по тем временам. Из всех пяти домов сохранился один. Совершенно верно - Айзенберга. И вот открываем мы книжки и видим:


Для невладеющих языком Танаха скажу: первая картинка называется "дом Залмана Айзенберга", вторая - "дом Арона Айзенберга".
И тут уместно рассказать вам другую школьную байку. Было у нас классе в девятом-десятом такой замечательный вид времяпрепровождения - поездка в лесхоз. Разумеется, никаким хозяйством мы там не занимались, просто пекли на печке себе самим блины и выпивали, перемежая эту деятельность с прогулками на лыжах. Но надо же и фотоотчет предоставить районному начальству - стенгазету, к примеру. А фотографий приличных - опа! и нету. Нашлась одна. На ней дом в городе Ногинске - районном центре. Он нам приглянулся тем, что первый этаж у него был каменный, а второй - деревянный, за то и был случайно сфотан. Газета называлась "Ногинск - вчера, сегодня, завтра!" Слоган этот был написан огромными буквами через весь ватман. Под словом "вчера" красовался деревянный верх нашего домика, под словом "сегодня" - правильно! - низ его же, а для завтра вырезали из газеты какие-то Нью-васюки.
Так вернемся к нашим Айзенбергам.
После некоторых замеров, сличений и разглядываний под микроскопом мы пришли к выводу, что когда этот дом снят слева, его называют домом Арона, когда же его снимают справа - Залмана. Сомнений, что это один и тот же дом не оставалось. Казалось бы, если дома Арона нет, а дом Залмана - есть, то логично предположить, что это дом Залмана. Но не длинновато ли для двух комнат и не много ли окон? А вот про то что дом Арона - длинный, я знала из фотографии, которую мне показала Кармела Маркс


Это его вид со двора, понятно, что с улицы вид был построже.
Перерывая разные сайты истории Реховота, нещадно отсеивая все дома Аронов, я откопала такую фоту:


Это уже больше похоже на две комнаты и жилье ударника сельхоз труда. Но все ж просто, есть адрес, беру Смуся, идем искать дом номер 32 по улице Эзра. Смусь тоже помнит, что де на улице остался один старый дом, да-да, как раз этот, ему кто-то рассказывал про него. Фотографию я сперла в гугл-картах, потому что пришли мы в темноте, да и дом зтот зарос еще больше и совсем потерял фотогеничность.


Ура! Нашли! Только вокруг не обойти, окон не посчитать... Обошли сзади - там какая-то развалюха без крыши загораживает проход. И заборы соседних домов.
На всякий случай дошли до дома 2 по Эзре - там все сходится: на фотографиях, дома Арона, подписанных домом Залмана, узнаваемый высокий дом. Ошибки быть не может. Радостные возвращаемся домой, по дороге вспоминаем еще одну байку (я вам расскажу, если обещаете дочитать до конца). Смусь когда-то работал на заводе "Серп и Молот" и покупал в заводской столовой мясо. Потом он покинул родной какулий, но в столовку регулярно ходил по старому пропуску, пока не потерял. Дабы не оставить семью без мяса, пришлось пасть в ноги к тамошней бабе Клаве, чтоб выписала новый пропуск. Не вопрос, - сказала баба Клава, и через неделю пропуск был. Настоящий, с печатями, подписями, проведенный через первый отдел (для тех кто понимает). Открывает, а там "Смусь Михаил Абрамович"! Клава, - говорит Смусь, - я ж Нисонович!
- Миха! Прости! Мы знали, что яврей, написали Абрамович... Миха, все равно читать никто не будет!
Короче, вот с этой майсой про Арон, Залман, кто вам считает - пришли мы домой, но гложат нас странные сомнения. Да, номер 32, да другого нет, но узковат он и как-то далеко от бордюра. Ну, допустим, угол на крыше можно достроить... Вот давай так: на фотографии два окна, расстояние между ними примерно в высоту окна, - говорит Смусь. А на нашем? А на нашем - меньше... Хорошо. Давай подругому. Длинна бордюрного камня один метр. Посчитали на фото, посчитали в гугл-картах... не сходится. И вообще - тот что мы видели в глубину длиннее, чем в ширину, а на фотографии - дом вдоль улицы. Может это фота со стороны, не с Эзры? Может там улица была? Да нет, на фото асфальт, значит улица не старая. Не было тут улицы. И тут нас осенило! Вот та самая развалина, та что сзади мешала подойти, она-то как раз на улице стоит, хоть и на параллельной. И там мы бордюр передвигали, - говорит инженер муниципалитета Смусь, там он мог рядом с бордюром стоять. Пошли его искать гугл-картами:


Вот он, единственный сохранившийся, прастигоспаде, дом на Эзре и единственный сохранившийся, прастигоспадиопять, дом рабочего квартала. Теперь все совпало. И форма, и длинна по бордюрным камням, и линия улицы... Просто дома числились по Эзре, но выходили на нее двором-садом-огородом-коровником. А той улицы, с которой мы зашли и чей бардюрный камень пересчитывали, еще не было.
Вот такая история, почти детектив.

10. Дом Элиэзера Гершензона

реховот, прогулки

Previous post Next post
Up