Реховот 7. Бялик

Dec 15, 2018 21:15

0. Предисловие
1. Колокол
2. Дом наш и Дундикова
3. Первый дом
3-a. Общее собрание
3-б. Дом Иосефзона, дополнения
4. Дом Канторовича
4 3/4. Герцль в Реховоте
5. Дом Батьи Маков
6. Песни, танцы и прочие рабочие будни

7. БЯЛИК

Наше еврейское все, Хаим Нахман (Хаим Иосифович) Бялик, родился в местечке Ивница Житомирского уезда, а умер в 1934 году в Вене (это чтоб вы не подумали, что он прям тут и жил).
В понедельник, 29 марта 1909 года Бялик впервые приехал в Израиль. Бурю восторга, охватившую всю страну, представить сложно. В Яфском порту его встречала многотысячная толпа: мужчин и женщин, религиозных и светских, молодых и пожилых. В их глазах Бялик был символ возрождения ивритской поэзии и культуры. В своем путешествии по стране Бялик не обошел и Реховот.
День приезда был превращен во всеобщий праздник. Земледельцы не вышли в поля, юноши украсили своих лошадей, начистили ружья и пистолеты и запаслись патронами к приезду дорогого гостя. Завидев облако пыли от экипажа, приближающегося со стороны Нес-Ционы, они рванули туда и встретили повозку громом выстрелов. Колокол прозвонил, все поселение собралось на холме Дундикова, и все расселись огромным восторженным полукругом вокруг Бялика. Нехама Дундиков запела тонким голосом песню на стихи великого поэта, хор подхватил... учитель Исраиль Теллер прочел приветственную речь, потом выступили еще разные уважаемые люди... в общем, терпение великого поэта лопнуло. Он прервал речи, остановил молодых людей, начавших было опять стрелять из своих свеженачищенных ружей и сказал: "Только песня меня впечатлила". Голоса и выстрелы умолкли и в воцарившейся тишине Бялик произнес обличительную речь. "Тысячи лет, - сказал он, - мы стреляем впустую, но только смех могут вызвать наши выстрелы. Умеем мы в земле Израиля стрелять, встречая гостя, и только в этом наше геройство. Но пришло время понять, как огорчаются эти пустые выстрелы, когда они не имеют цели. Пришло время перестать стрелять в небо и оглядеться вокруг, увидеть, что делается на земле Израиля. Идите с Богом, делайте работу свою смиренно и тихо, без дешевого шума, тарарама, пустых речей и бесцельной стрельбы."
И встало наше все и вернулось в Вену - ворочать камни мировой литературы, а наши ленивые пустобрехи первопроходцы на свои поля и виноградники - строить страну из песен и пустых речей.
Писатель Шай Агнон, сопровождавший Бялика в этой поездке, напислал в своих воспоминаниях так: "Шелковый плащ на нем, опирается на ореховую трость, освещен огнем костра, зажженного в его честь. Вокруг все жители поселения: мужчины, женщины, дети, старики. О чем думал Бялик в этот час? Такой добрый, но отчего же закусил он губу. Как будто злится. Все поэты - особая мера для них."
Ну да, а мог бы и ГастГелять.
В 1926 году Бялик вновь оказался в Реховоте, но на этот раз решил сделать это инкогнито. Вдвоем с писателем Элиэйзером Штейманом въехали они на повозке со стороны Гедеры и намеревались в Реховоте взять такси до Тель-Авива. Но непростой оказалась эта пересадка. Въехав в пардес (апельсиновый сад) Кроненберга, повозка зацепилась за водопроводную трубу и сломала ее. Один из молодых работников пардеса, не признавший в нарушителе наше все, проорал им вслед весьма непоэтичные выражения. Прибыв на станцию такси, они не смогли договориться о цене, сказали водителю, что тут не такси, а просто рынок какой-то, водитель, тоже не очень разбирающийся в поэзии, ссадил пассажиров со словами "не нравится - идите пешком". В общем, мокрые и обиженные - два литератора пришли к Айзенбергу. Тот, разумеется, тут же извинился за "радушный прием", отыскал и работника пардеса и таксиста, заставил извиниться и их, и путешественники продолжили свой путь.
В третий раз Бялик приехал в 1930 году, на этот раз уже официально, на встречу, посвященную открытию района Мармурек (может доберусь рассказать о чем речь, и кто такие кинеретские еменцы). Бялик долго беседовал с равом Давидом Исраэлем Цаири и был настолько впечатлен мудростью еменского рава, что предложил ему поменять имя на Маргалит (жемчуг), потому что слова его как перлы. И таки вы будете смеяться, но рав согласился. По сей день он остался в истории под именем Рав Маргалит.

8. Дом Михла и Хавы Луцки

реховот

Previous post Next post
Up