Человек в ландшафте: матрицы

Mar 23, 2016 00:09

Говорили тут в одном ЖЖ о родине как о том, что решающим образом формирует (независимо, знамо дело, от места физического рождения, от этничности, от звуков языка на языке, их вкуса, веса, смысла, от государственного и идеологического устройства страны, в которой всё это происходило и происходит - и даже от времени воздействия, от его ( Read more... )

γενεσις, биографическое, pro domo sua, Прага, экзистенциальная география, московское

Leave a comment

Comments 6

myslenkov March 22 2016, 21:40:29 UTC
Какая верная мысль! Чем больнее - тем роднее.
О том же пел Шевчук в своей знаменитой песне про Родину. Помните?
Черные фары у соседних ворот,
Лютики, наручники, порванный рот.
Сколько раз, покатившись, моя голова
С переполненной плахи летела сюда, где
Родина.

Согласен, Ленинские горы (а они до сих пор так называются, Воробьевы - лес на склоне) потрясающее пространство, очень много дающее.
Вообще, человека формирует пространство. Ландшафт. Вы постоянно об этом пишете. Но и в XVIII-XIX веках так считали, и Гердер, и Гегель. И у Гумилева что-то похожее было про степь.
Отсюда вырастает философия географии - осмысление роли топографии и ландшафта в развитии человечества.

Reply

yettergjart March 22 2016, 22:05:35 UTC
Так я знаю, что мысль - о формировании человека пространством - очень давняя. Но одно дело Гердер и Гегель, а другое и даже более важное - проживание этого собственной шкурой и собственным мясом.

А вот что Ленинские до сих пор Ленинские - не знала. Я думала, они давно уже только Воробьёвы. Но для меня-то они всё равно Ленинские, потому что так - этим светло-зелёным прохладным названием, прохладной широкой лентой на горячий лоб - назывались всё начало жизни (и без всякой привязки во внутреннем чувстве к вождю мирового пролетариата).

Reply

irinatag March 23 2016, 05:48:36 UTC
Уже не помню кто написал, что слово "Ленинград" - как прохладная и сочная зелёная виноградина на языке, а слово "Петербург" тяжело-свинцовое, несъедобное и невыносимое. Еще и еще раз убеждаюсь я в том, что язык совершенно самодостаточен и вовсе не нуждается ни в каких денотатах, ни в мире как таковом для своего бытования.

Reply

yettergjart March 24 2016, 01:31:30 UTC
Да, "Ленинград" прохладен, сочен и зелен, - зато, правда, чересчур гладок и поверхностен. "Петербург" весОм. И мудрено ли, что не съедобен - его и не надо есть, не для этого предназначен. В отношении города, как имя, "Петербург" - слово крайне точное. Точнее не придумаешь, имя-слепок. И "Петроград" бедный, и "Ленинград" слишком уж его уплощали и упрощали.

Reply


irinatag March 23 2016, 05:41:59 UTC
Думается мне, что родина - это метафизический ландшафт, перерастающий рамки географического. Или иначе: те ландшафты, которые начинают воздействовать на меня метафизически, становятся родиной. Более того, физически можно даже находиться вдали от этих ландшафтов, но при первой же встрече опознать в них родину (как я опознала родину в Италии и повторные встречи с ней лишь подтвердили верность первого впечатления). Вот относительно Франции - пока не скажу. А Италия точно - родина.

Reply

yettergjart March 24 2016, 01:32:49 UTC
ТАКУЮ родину я вдруг, нежданно, непонятно почему, опознала в Варшаве.

Reply


Leave a comment

Up