О (не)доверии

Jan 12, 2014 03:28

Подумала о том, что умение отдыхать (= сбрасывать напряжение и некоторое ощутимое время жить без него; «налаженность рекреационных практик») напрямую связано с доверием к миру, хотя бы к ближайшему - и, напротив, неумение - с базовым, генеральным, основополагающим недоверием, с навязчивым удержанием напряжения, которое переживается как защитное, - ( Read more... )

невозможности, работа и я, самопрояснение, психопатология обыденной жизни, этика существования, трудное, свобода

Leave a comment

Comments 85

mbla January 12 2014, 00:41:08 UTC
Почти так с по правкой, что раз в сто лет кино и раз в сто лет детектив, приправленные угрызениями совести

Reply

yettergjart January 12 2014, 01:18:59 UTC
Ой, детективов вообще не умею... А кино - изведусь вся, пока оно подчиняет меня его ритму и заставляет этот ритм вытерпливать, внутренне ему следовать. Эта необходимость почему-то дико возгоняет внутреннюю тревожность. А автономность и идиоритмичность её, напротив того, успокаивает.

Reply

mbla January 12 2014, 10:57:01 UTC
Внутренняя тревожность у меня тоже возрастает, если я что-нибудь такое вдруг делаю - детективы, или кино - сильнейшее ощущение выкинутого вечера, что уж. Ну, детективы, если случается, дык в автобусе, так что с совестью сделка выходит, хоть я давно научилась нормально читать в автобусе

Reply


dreameranalyst January 12 2014, 02:09:29 UTC
Помню, прочитал высказывание Хоружего типа такого содержания "Не ищите в "Уллисе" никаких мыслей, а читайте его, как читают детективы". Конечно, подразумевалось "А вот, когда прочитаете его именно, как детектив, вот тогда и откроется бездна". Но я сразу понял, что мне никогда ничего не откроется, и вообще я эту книжку не прочитаю. Поскольку совершенно не понимаю, как и, главное, зачем читать детективы. Ну, Петров убил Сидорова. ну, Сидоров Петрова, а я то при чём? Так что нехватка внутренней свободы может обернуться неспособностью понимать Джойса :-(

Reply

yettergjart January 12 2014, 02:26:01 UTC
Ой, нехватка внутренней свободы по определению ничем хорошим обернуться не может. Разве что компенсирующими практиками какими-нибудь...

Мысль про детективы (которые я, кстати, тоже читать не умею - меня почему-то мучает в них предзаданность: то, что в них что-то разгадывается, всё написано лишь затем, чтобы вывести к выяснению, "кто убийца" - и тем самым текст как бы лишается самоценности) применительно к "Улиссу", должно быть, означала в устах Хоружего то, что надо его читать простодушно, доверчиво.

Reply

dreameranalyst January 12 2014, 02:55:12 UTC
Ну, не знаю. Мне трудно представить себе тип человека, который, с одной стороны, способен сохранять в процессе чтения такую самоконцентрацию, которая в любом случае требуется для чтения "Уллиса", а, с другой, может что бы то ни было читать доверчиво. Насколько я понимаю, Сергей Сергеевич Хоружий одержим идеей внесистемного "энергийного" познания, и тут Джойс ему стихийно близок. Подозреваю, что, к примеру, Томаса Манна он терпеть не может
:-)
Да, даже в рассказах Честертона текст редко "сохраняет самоценность". Только в самых лучших. Чаще сюжетная "предзаданность" дополняется морализаторской и всё.

Reply

yettergjart January 12 2014, 02:59:21 UTC
Мне тоже нелегко себе такого человека представить, - но, может быть, такой человек - сам Сергей Сергеевич 8-)

Reply


О (не)доверии livejournal January 12 2014, 06:53:35 UTC
Пользователь dehtiar сослался на вашу запись в записи « О (не)доверии» в контексте: [...] Оригинал взят у в О (не)доверии [...]

Reply


irinatag January 12 2014, 07:58:24 UTC
Если принять предложенный Вами критерий, то тогда получается, что доверие абсолютного большинства народа к миру и к Мирозданию в целом - просто безгранично, поскольку безделью и бездельным практикам (изящно названным Вами "рекреационными") предаются все и всегда. За редчайшими (как глубоководные жемчужины) исключениями, вроде Вас, Оля.
У нас сегодня с утра прорезалось какое-то совершенно "краснодарское" солнце, окрестности залиты весенним (победным Пасхальным) светом, и я уже шнурую роликовые ботинки, чтобы отдаться совсем-навсегда незаслуженным бездельным (рекреационным) практикам, довериться окончательно Мирозданию и укатить на море. А в это самое время кто-то (у кого есть Совесть) будет прорываться через невозможности и препоны замыслов, текстов, смыслов.

Reply

yettergjart January 12 2014, 15:47:34 UTC
Ой, это не критерий для общечеловеческой классификации, до этакого я ещё не доросла, это сиюминутное чувство о том, что и почему делаю персонально я 8-)

А Ваши роликовые, прорубные и т.п. практики - это куда серьёзнее, чем чистая рекреация, об этом я уже сколько раз Вам говорила. Это то же самое, и ещё посерьёзнее, чем с буковками, прорывание через невозможность. Я уж который раз повторяю, что это практики антропологические, антропопластические - растягивание человеческих границ, освоение новых "поверхностей" взаимодействия с миром, нетипичных для статистического большинства форм взаимодействия с ним, - да попросту форма рефлексии, только несловесной. Ведь словесное занимает в человеке и в мире совсем немного места, а при том несловесное довольно мало отрефлектировано именно на общекультурном уровне. Вы вводите пограничные области человеческого существования - в область полноценного человеческого. Это очень сильно и очень значительно, честное слово - не говоря уже о том, что чрезвычайно редко.

Reply

irinatag January 12 2014, 15:56:30 UTC
Оля, я сказала бы так, что путешествия и спорт (хотя бы любительский) это, наверное, единственные внутренне извинительные практики рекреации, не до конца пассивные, требующие от человека определенного напряжения и отдачи, хотя и не дающие ничего на выходе (за редчайшими исключениями). Действительно, бегать на коньках это всё-таки не так позорно, как валяться перед телевизором, а путешествовать не так стыдно, как читать детектив. Хотя и эти рекреации превращаются в сущее ничто на фоне черных буковок. Это так.

Reply

yettergjart January 12 2014, 16:05:15 UTC
НУ, прежде всего, Вы как раз то самое исключение (а в любом случае: "на выходе" - сам человек, его отточенное чувство мира, его воспитанная реакция, не говоря уж о повышенном, сравнительно со среднестатистическими, умением владеть собственным телом). Не стоит идеализировать чёрные буковки: они такого не дают, они не воспитывают человека в целом - только голову. А то, что делаете Вы, - это опыт и усилие цельности. Говорю же, писать, писать об этом надо!

Reply


niochem_2 January 12 2014, 11:22:42 UTC
Мне кажется, тут еще дело в привычке структурировать мир (хотя, по-видимому, это тоже элемент тревожности). Работа, если она не авральная, наиболее располагает к этому. Еще можно в шкафах разбираться :)

Reply

yettergjart January 12 2014, 15:40:56 UTC
Разумеется же, тревожность - мощный стимул структурирующих усилий! Безмятежный человек живёт себе рядом с бардаком / В нём и в ус себе не дует. А тревожного бардак, благородное имя которого хаос, выводит из равновесий, язвит, повышает ему тревожность, которой и без того хватает. = А разбираться в шкафах - о да!!! Ещё генеральная уборка хороша (когда уж совсем невмоготу) - с выбрасыванием отжившего, вплоть до перестановки мебели :-)

Reply

irinatag January 12 2014, 16:24:46 UTC
У меня есть свой нелепый, идиотский способ снимать запредельный уровень тревожности. Если уж становится совсем невмоготу, и не помогает ничто: ни работа, ни море, ни доступное мне приключенчество, ну совсем и вовсе - ничто, и даже перевод "в стол" толстенных философских книг с итальянского сайта Spazio filosofico перестает помогать, то я хватаюсь за самое распоследнее средство: с содроганием, преодолевая совершенно непреодолимый ужас, дрожащей рукой.... снимаю с занавесок летних, засохших огромных пауков, раскачивающихся по углам, как засохшие ужасные цветы.

Reply

yettergjart January 12 2014, 17:23:09 UTC
Бррррррррррррррррррррррррррр!!!!!

Но у нас пауков на шторах нет - приходится изыскивать другие средства! 8-)

Reply


Leave a comment

Up