Вокзал и городские автобусы.
1. В прошлом посте я обещал немного рассказать про железнодорожный вокзал, так вот пришло время выполнить обещание. Вокзал тут - место странное и примечательное.
Видите, какой он большой? Естественно, это не первое железнодорожное здание тут (а третье, предшественники были построены в 1872 и 1952 годах). Как раз к концу советской власти здание было готово.
2. Надо сказать, что Тбилиси был крупным железнодорожным узлом с десятками проходящих поездов. Это вот флагман Закавказской дороги - фирменный поезд «Грузия» сообщением как раз Тбилиси - Москва.
После разнообразных событий поездов стало все меньше и одной из основных функций вокзала на какой-то период стало предоставления приюта беженцам из Абхазии.
3. Википедия говорит, что последние постояльцы были выселены в 2008 году, а вокзал превратился в большой торговый центр. Тут не просто железная дорога предоставляет помещения для торговли, даже наоборот - сами кассы (и прочая инфраструктура обслуживания пассажиров) ютится где-то с краю в бывшем своем здании.
4. Я зашел на платформы со стороны выхода из метро и рынка (хотя рынок там везде практически).
5. Выход из метро выглядит именно так апокалиптично, как любой выход привокзальной станции крупного города.
Могу вспомнить московскую «Комсомольскую», киевскую и харьковскую «Вокзальные», питерскую «Маяковскую»... Минск выбивается разве что, но у них тоталитаризм и Лукашенко.
6. Надземный переход. Внутри этой пластиковой теплицы (кто додумался делать в Тбилиси что-то прозрачное?) сплошная торговля.
7. Перед нами платоформы. Пустовато.
8. Лишь сбоку стоит отставленная от работы техника.
9. Много-много всего.
10. Здание железнодорожного почтамта справа.
11. Со стороны вокзальной площади он выглядит еще интереснее.
12. А здание вокзала, оказывается, имеет и мощнейший дебаркадер.
13. Каждая платформа оснащена небольшим табло.
14. У самого вокзала - табло на все-все рейсы на сегодня. И практически все они тут и умещаются, что прискорбно (не влезло лишь четыре строки).
15. Я уж совсем было погрузился в медитацию, но тут внезапно откуда-то появился одиночный электровоз.
16. Движение то есть существует. Но картина все одно не радостная.
Через 10 минут должен был подойти электропоезд из Боржоми и я уже предвкушал, как его сниму... Но тут ко мне подошел правоохранитель и попросил более на платформах ничего не снимать. Можно было бы подискутировать на тему свобод и прав, только я не стал.
17. Поэтому продолжу я рассказ о городском транспорте Тбилиси. У вокзала его в избытке.
18. Когда-то в городе был и трамвай (более 10 маршрутов) и троллейбус (21 маршрут в 1986 году), но к началу 2006 года все они свое существование прекратили. Осталось то, что осталось.
19. Конка существовала с 1883 года и осталась ныне в виде вот такого торгового павильона на улице Николая Баратшвили (или весь тот район называют «Конка»? Я что-то не понял).
20. Трамвайные вагоны в Тбилиси бывали и крайне нестандартные.
21. Автобусы в основном такие.
22. Вот это вроде бы максимальный размер, больших нет.
23. Тесноватые.
24. Я подозреваю, что вы знаете, как выглядят автобусы изнутри, а если нет - то вот фото.
25. Оплата тут происходит фантастически удобно, надо лишь иметь общегородскую транспортную карту и деньги на ней. У каждой из дверей повешены терминалы, размером со старые внутриавтобусные (или троллейбусные) советские кассы. Прикладывая сверху к аппарату со счета снимается 50 тетри и выдается чек. Вот такой.
Обратите внимание, что тариф у некоторых билетов 0 лари и 0 тетри. А все потому, что 90 минут можно ездить за одну оплату произвольно меняя транспортные средства (то есть московским кроиловом и выяснением в каком случае тариф «90 минут» работает заниматься не надо).
26. Контроль возможен на любом участке проезда - на посадке, на любой из остановок и даже иногда просят показать билет, когда ты из автобуса уже вышел.
Неплательщики и прочая шантрапа попадается, но любовь к дармовым услугам - общее свойство маловоспитанных человеков любой национальности.
27. Есть и маршрутки и их, надо сказать, немало.
28. Надеюсь, Тбилиси справится и с этой напастью.
29. Почти на каждой остановке есть и электронное табло.
Причем если у нас оно обыкновенно показывает непонятно что (пробки искажают запланированное время прибытия транспорта), то тут они достоверны ибо по нашим меркам никаких пробок в городе нет вовсе.
30. И есть эти табло на каждой остановке, а не то что у нас.
31. Но и для ценителей старых добрых ламповых расписаний тоже есть кое-что.
32. Наполняемость транспорта по нашим меркам тоже средняя.
33. Пассажиры есть, но и салон маленький. В нем все тесно кажется.
На этом с транспортом города Тбилиси мы закончим. Следующие посты будут рассказывать о других, не менее интересных вещах.
P.S. Дополнение к теме о вокзале. Вот так выглядел первый из них 1872 года постройки. Обратите внимание на количество транспорта на привокзальной площади.
Предыдущие посты в этой серии:
Часть I. Вступление и рассказ о перелете в Тбилиси. Часть II. Политические особенности Грузии. Часть III. Вопросы питания. Часть IV. Район Старый город. Часть V. Красота на улицах Тбилиси. Часть VI. Канатная дорога, Абанотубани и Клдисубани. Часть VII. В продуктовом магазине. Часть VIII. Автомобили. Часть IX. Тбилисский метрополитен. Часть X. Детская железная дорога. Часть XI. Нищие и рынки.