Рассказ о поездке в Грузию. Часть IX.

Jul 16, 2016 20:04

Тбилисский метрополитен.

1. Метрополитен Тбилиси одновременно и похож на метрополитены бывшего СССР и обладает немалым собственным колоритом. Постараюсь рассказать о нем максимально достоверно и понятно.



2. Две линии - главная (Ахметели-Варкетилская) и второстепенная (Сабурталинская). Обозначена и третья, но ее с советских времен не строят.



Основная ветка проходит через весь Тбилиси, от Глдани до Варкетили, связывая все важные точки города - Дидубе (автовокзал и рынок), железнодорожный вокзал (и рынок «Дезертирка»), проспект Руставели, площадь Независимости (Старый город и основные достопримечательности), Авлабар, Самгори и Варкетили (это спальные районы).

Сабурталинская линия обслуживает только район Сабуртало (что очевидно по ее названию), но район этот гигантский.

3. Подвижной состав представлен родными мытищинскими номерными вагонами, прошедшими капремонт с небольшим изменением облика и салона. Цвет для вагонов выбран серый.



Впрочем, на Сабурталинской линии встречался и обыкновенный синий состав безо всяких улучшений.

4. Салоны в меру изношены и имеют две разновидности. Вот такая, без рекламных досок сверху.



5. И вот такая. Сверху, на вставках, должна быть реклама, но ее почему-то нет. Клеить на стены всякий рекламный мусор (как это кое где принято) тут не дают.



6. История. Открыт четвертым в СССР(!) - 11 января 1966 года. Стало быть, совсем недавно системе исполнилось 50 лет.



При СССР протяженность линий медленно, но неуклонно росла, в независимой же Грузии из старых заделов открыта одна станция «Бахтриони», далее «Важа-Пшавела» (2000 г.) Переспективы дальнейшего развития неясные.

Оплата происходит только с помощью карточек, общих для всего городского транспорта, и стоит проезд 0,5 лари.

Сначала пройдемся по станциям главной городской подземной артерии.

7. «Театр Ахметели» (или «Ахметлис театр») - конечная станция Ахметели-Варкетилской линии, открытая 7 ноября 1989 года. То, что вы видите на фото, это уже плод неглубокой реставрации 2007 года.



8. Конечная, поезд дальше не идет. Вот тут на указателе полное название из двух слов, но на некоторых схемах ее указываю просто как «Ахметели».



9. Над путями потолок как-то шершав.



10. Мне показалось, что прежнее ее название - «Глдани» (от имени очень большого жилого микрорайона) - тут было бы более уместно. Потоки пассажиров очень приличные.



«Сараджишвили» (то же 7 ноября 1989 г.) До 1992 года именовалась «Гурамишвилис гамзири» (или просто «Гурамишвили», в разных источниках есть расхождения). Фото ее у меня нет, но она обыкновенная и темная.

«Гурамишвили» (название до 1992 г. - «ТЭВЗ» или по-грузински «ТЭМКА», то есть «Тбилисский вагоностроительный завод», открыта 16 ноября 1985 года).

11. Очень красивая, потенциально, станция-односвод, если бы не страшные-страшные подтеки на потолке.



12. Некрасиво.



«Грмагеле» (28 ноября 1985 г.) Интересно то, что ее открыли на перегоне «Дидубе» - «Гурамишвили» на 12 дней позже пуска самого участка. Моих фото тоже нет, из украшений можно упомянуть барельеф в торце станции.

«Дидубе» (первая очередь пуска, открыта 11 января 1966 года).

13. Открытая, похожая на станции московской Филевской линии.



14. Поток приехавших схлынул (а интервалы тут по нашим меркам большие, по 6 минут в час пик).



15. Кассы, павильон.



Рынок, который тут расположен, способен поразить самого толерантного знатока городской среды. Быстро и без приключений вы просто не сможете подойти к входу или протиснуться (да-да!) по переходу. Впрочем, на саму станцию торгующих не пускают.

16. Утро, все (и даже полицейские) едут на работу. Просто как дома на «Выхино» себя почувствовал.



17. Двухсоставная бригада.



18. «Гоциридзе» (11 января 1966 года, бывшая до 2011 «Электродепо»).



19. Самая простая из станций метро в бывшем СССР, что я видел. Она мало того, что открытая, с боковыми платформами, так еще и навесов нет никаких. Просто голые платформы и все.



20. По моему мнению и тут название менять было не надо. Станция расположена возле железной дороги (при подъезде видна масса заброшенных маневровых ЧМЭЗ-ов) и связана с городом вот таким мостом.



21. Для работников полиции дежурить тут - самое натуральное наказание. От солнца просто негде спрятаться (то ли дело на других прохладных станциях!)



22. Солнце всем мешает и машинистам тоже.



23. Посадка.



Кстати, в тбилисском метро очень редко можно встретить на стенах указания на какой именно станции вы вообще находитесь. На подземных весят световые боксы в торцах, а здесь вот только при входе и написано.

«Надзаладеви» (11 января 1966 года, бывшая «Октябрьская»). С этой станции фотографий у меня нет.

24. «Садгурис моедани-1» (или, говоря по-русски, «Вокзальная площадь-1», 11 января 1966 года). Единственная пересадка расположена тут и на Сабурталинской линии, соответственно, есть «Вокзальная площадь-2».



Тут любопытная история заключается в том, что на русском языке название станций не менялось - как было «Вокзальная площадь» так и осталось. А вот в грузинском были изменения. Русское заимствование «Вагзлис» (то есть «Вокзал») в 2011 года сменило новое грузинское именование вокзала - «Садгурис». Борятся с засорением родного языка так сказать.

25. Платформа. Обратите внимание, что на часовом табло раздела не два, а три. Тбилисское время, время до поезда и время после прохода поезда. У нас средней секции нет.



26. Украшения скромные такие.



27. Предполагаю, что это старый символ здешенего метрополитена.



28. Все(!) выходы с этой станции сразу упираются в рынки и базары (вокзал в стороне чуть-чуть). Будет отдельный пост о здешних торговых площадках.



29. «Марджанишвили» (11 января 1966 года). Помимо гигантского портрета Константина Марджанишвили в торце...



30. ...станция запоминается еще и табличками у эскалаторов. Вот этими.



Фатастическая сохранность!

31. Общий вид.



32. Выход на улицу сделан вот из такого серьезного здания.



33. «Руставели» (11 января 1966 года). Расположена на одноименном проспекте, часто посещается туристами.



34. В семидесятые.



35. Мне запомнилась яркими гранитными колоннами.



36. Сама система открыта в 1966 году, а год строительства указан как 1965 почему-то.



37. Один из барельефов.



38. «Площадь Свободы» (или «Тависуплебис моедани» или даже «Liberty Square», ведь объявления в тбилисском метро звучат на двух языках). Открыта 6 ноября 1967 года как «Площадь Ленина».



39. Хочу сказать, что вход в нее расположен не на самой площади, там нужно чуть-чуть пройти по проспекту Руставели.



40. Отделения милиции на метрополитене не претерпели тут никаких стеклянных инноваций.



41. Эскалаторы. Туговато у них с рекламой, все завесили анонсом выездной сесии ОБСЕ.



42. Как это ни странно, станция не самая людная.



43. В память о «Революции роз» в торце сделали вот такое панно.



44. В навигации станция «Гоциридзе» все еще «Электродепо». С 2011 года не было времени поменять.



45. «Авлабари» (открыта 6 нобря 1967 года как «26 Комисари»).



46. На всех станциях, как вы уже возможно заметили, есть информационные табло. Они большие и вполне понятные.



47. Есть еще вот такие элементы навигации.



48. От всех прочих станция отличается в первую очередь запахом. Очень ощутимо попахивает сероводородом, ведь недалеко район бань.



49. Наземный вестибюль специально сделан очень зеленым (видите сверху растения?)



50. Станция «300 Арагвелинцев» (открыта 6 ноября 1967 года).



51. Названа в честь трехсот спартанцев воинов, павших в Крцанисской битве (славный эпизод грузинской истории).



52. Сохранились изначальные (похоже) буквы на стенах.



53. Павильон без особых затей.



54. Станция «Исани» (открыта 5 мая 1971 года).



55. В этой станции главное не под землей, а на земле. Вестибюль.



56. 1971 год между прочим!



57. Название. Русскому человеку ничего не понятно, но хоть количество букв совпадает и можно догадаться.



59. Барельеф на станции.



«Самгори» (открыта тоже 5 мая 1971 года) у меня на фото нет.

60. А вот конечная «Варкетили» (ноябрь 1985 года) - есть.



61. Среди пассажиров пользуется большой популярностью - рядом крупные жилые районы.



62. Все та же пластиковая реконструкция видна.



Теперь немного о Сабурталинской линии.

63. «Садгурис моедани-2» («Вокзальная площадь-2», открыта 15 сентября 1979 г.)



64. Переход здесь сделан в центре зала и, поскольку станция конечная, очень людно практически всегда.



Кстати на фото тот самый синий (неперекрашенный) состав.

65. Барельеф в таком традиционном стиле художников Грузинской ССР



66. «Поезд дальше не пойдет, просьба освободить вагоны».



67. «Церетели», открыта 15 сентября 1979 г. Названа не в честь нашего Церетели, а в честь другого, отца грузинской нации князя Акакия. В ходе реконструкции немного подновлена и у нее появился вот такой красивый голубой потолок.



68. Вход на нее совсем невидный. Если бы не буква «М» и стрелка никто бы его вообще не находил.



69. «Текникури университети», открыта 15 сентября 1979 года. Бывшая «Политекникури» и смысл переименования станции в 2011 году от меня ускользает.



Людная, но темная станция, причем основные пассажиры - молодежь (а темнота для молодежди - друг :)).

70. «Самедицино университети», открыта 15 сентября 1979 г. (бывшая «Комсомольская» - «Комкавшири» и потом еще какое-то время называлась «Медицинский институт», а не «Университет»).



«Делиси», открыта 15 сентября 1979 г., в 1992-2007 годах называлась «Виктор Гоциридзе», в честь одного из начальников тбилисского метрополитена (название потом передали станции «Электродепо»).

71. Долгое время - конечная станция на линии.



72. Единственная встретившаяся мне станция где:
а) Не только было название станции на стенах...
б) ... но еще и на русском языке.



73. Приходящий со стороны «Садгурис моедани-2» состав высаживает справа на платформе всех пассажиров и уезжает в тупик.



Слева подходит поезд и надо слушать объявления, куда же он направляется. Может идти обратно, к вокзалу. А может и на конечную «Важа-Пшавела». То есть нужно сообразить еще, в какую из сторон поезд следует.

74. «Важа-Пшавела», открыта 2 апреля 2000 г. как «Бахтриони», единственная в период Независимости. Платформа на станции одна, напротив буквально глухая стена.



75. Выход по лестнице в центре зала.



Видите смазанную фигуру? Это полицейский мне рукой машет чтоб не снимал. Единственный раз здесь под землей это случилось, хотя объехал я абсолютно все станции.

76. Более всего эта станция почему-то мне напомнила станцию волгоградского скоростного трамвая «Ельшанка». Но там два пути.



А сейчас вроде смотришь - ничего общего. Что-то неуловимое в атмосфере объединяет эти две конечные.

Совершенно нелогичным образом осуществляется в местном метрополитене выход и заход пассажиров в вагон. Мало того, что из вагона не принято выпускать выходящих, так еще и зайти внутрь норовят как можно быстрее, не выпуская всех выходящих. У нас за такие штуки поток просто размажет торопыг и все.

В вагонах, к сожалению, побираются. Главным образом вечером (о нищенстве вообще я еще расскажу). Попадаются и музыканты разнообразного уровня.

77. Надпись «Не прислоняться».



Об этой системе все.

Предыдущие посты в этой серии:
Часть I. Вступление и рассказ о перелете в Тбилиси.
Часть II. Политические особенности Грузии.
Часть III. Вопросы питания.
Часть IV. Район Старый город.
Часть V. Красота на улицах Тбилиси.
Часть VI. Канатная дорога, Абанотубани и Клдисубани.
Часть VII. В продуктовом магазине.
Часть VIII. Автомобили.

Тбилиси, Транспорт, Грузия

Previous post Next post
Up