По мотивам вчерашней
статьи-перепоста с переводом Badecomedian с ново-русского на человечий. Постоянным листателям бложика ничего принципиально нового не скажу, но всё равно имхо полезно осветить тему.
Кто не видел упомянутого в прошлой статье разбора "отечественной" кины про "Чернобыль" -
врываться и смотреть; не потому, что хайп и 5 миллионов просмотров за неделю, а для очередного доказательства инородности отечественной "илитки". Если бы подобное снимал условный
Саня Невский за собственное бабло, то и хрен бы с ним, но обзоры Бэда - преимущественно про кины, снятые при поддержке
Фонда собственно Кины, который является федеральным фондом поддержки отечественной кинематографии. С режиссёром данного выс*ра ручкается Сам Темнейший, а чего добился ты?.. Так что поднятые в обзоре вопросы уже давно далеко выходят за рамки "бугага под пивко", и являются критикой системы как минимум кинематографии, а в общем-то и всей культурной системы современной РФ в целом. И если бы только РФ...
И речь не про натягивание совы на глобус; у нас в среде самозваной псевдо-либеральной интеллигенции принято делать выводы космического масштаба и космической же глупости на основании единичных случаев; но, повторюсь, подобные кино-помои систематически поддерживает государство, министерство наше Культуры, и вплоть до Самого; напомню, что герр Козлоффски за свой "шедевр" получил премию "
лучший режиссёр года"; пусть это не официальная премия, но всё равно показатель, что для ЭТИХ подобное поведение похвально и почётно.
Может показаться, что аффтар занимается каким-то внутренним сепаратизЪмом; и таки да, вам не показалось. Как говорил Ильич, чтобы объединяться, надо сперва
решительно размежеваться; так и в случае разговора о культуре надо понимать, что это такое, и кто у нас этому делу определённо вредит.
У современников (не без помощи "творческой интеллигенции") начисто перепутаны понятия "культура" и "искусство"; на эту тему даже в видеолекциях
выступал. Культура - это не театры и не скрипочки, а ограничения и нормы поведения; так что
культура - это в буквальном смысле наши с вами отношения с обществом. К сожалению, обыватель в этой самой культуре
не субъектен, он её не воспроизводит, а всего лишь повторяет шаблоны, навязываемые в том числе искусством (а также рекламой, пропагандой и прочими инструментами по управлению культурой). Каких-то сословных преград к этому нет, и в принципе каждый может заниматься распространением культуры вокруг себя, но для этого ему надо... перестать быть обывателем и стать работником культуры. Хотя бы неофициальной, типа рэпа; певцы ртом или танцоры ж*пой - это всё работники культуры, официально или нет.
И среди этих самых работников наше трижды чуть не награждённое государство и "
общество" выбирает как раз образин типа пана Козлоффски. Здесь не надо валить на обывателя; он, повторюсь, не субъектен, им манипулируют все, кому не лень; но лица из самопровозглашённой творческой или не очень "интеллигенции" однозначно не отторгают из своей среды пассажиров, откровенно глумящихся над святыми для народа понятиями и фигурами. Уже язык намозолил в повторениях одного и того же - вот ЭТИМ всё равно, кого поливать дерьмом; хоть
святого равноапостольного князя, хоть космонавтов, хоть ликвидаторов аварии на ЧАЭС.
В связи с полной объектностью (т.е. не-субъектностью) обывателя вина в современном положении дел в культуре лежит целиком и полностью на этих самых работниках ножа и топора искусства. Более того, я постулирую, что современное искусство занимается в основном
анти-культурой, о чём писал отдельно несколько лет назад.
Наша личность определяется нашей памятью. Если вам стереть память, то ваша личность полностью пропадёт, вы забудете как говорить, будете гадить под себя и скорее всего просто умрёте; однако именно это сейчас происходит со всей нашей культурой. Вместо старорежимной культуры (со времён былинных и до поздне-советской поры) сейчас городится новодел, призванный заменить всё это старьё, но он не просто не учитывает культурные особенности нашей с вами старины, он им сплошь и рядом противоречит (отсюда и анти-культура). Настоящих героев выставляют подонками, а подонков - героями; это не просто слова и эмоции, это перепрошивка культурных норм; о чём было в обзоре у Бэда. Кто сейчас пойдёт на реактор, после такого глумежа над героями? Сведение
культурного базиса к выгоде - это норма для нонешней "элитки", но это самоубийство для общества в целом. И кто в этом виноват?
Под конец хотелось бы всё-таки поставить саечку и Бэду - он регулярно матерится в своих последних обзорах; сейчас принято на это закрывать глаза, типа эмоции и всё такое; писал об это отдельную статью
про скабрёзность. Почему-то в Отечественную войну в публичном пространстве не было принято ругаться, а сейчас-то всё куда хуже, да?.. Почему-то тогда нормы удерживали людей от скатывания в скотство, а теперь нет. Если вы согласны, что творящийся бардак - это нормально, тогда конечно; но если у вас другие герои и другая культура, то, может быть, уже будем держать себя в руках? Внутри себя вы можете хоть десятиэтажные конструкции выстраивать, но вытаскивать личное на уровень общества == бескультурье. И в этом месте Жека идёт по той же дорожке, что и "творцы" - легитимизирует анти-общественное поведение.
Я уже почти 40 лет
в народной культуре (не культпросвете, а в настоящей,
глубинной), и вижу, что в ней нет мата и сквернословия - именно на уровне культуры. На личном уровне делайте что хотите, но распространять это не моги. Даже у казаков, которые по долгу службы занимаются грабежами и убийствами, песни не про Мурку и мани-мани-мани, а про лебёдушек и журавушек.
Click to view
Песня кубанских казаков
На тему народной культуры можно писать и писать; например, вышеуказанная песня - вообще не про птиц. Но для того, чтобы это обсуждать, надо сперва понять, где культура, искусство, анти-культура и вообще с кем мы и против кого.