Про современное Общество (но это не точно)

Apr 10, 2019 15:47

Из темы про деньги неожиданно перескочу на тему Общества; тема (неполноценных) денег далеко не раскрыта, и, судя по каментам в ЖЖ и на КОНТе, ещё существует немало пассажиров, истово верующих в примат бабла понад усе; что, в общем-то, и навело на мысль о данной статье. Попробую показать, что в современном мире нет никакого единого Общества, есть просто толпа под управлением государства; а очень даже зря, о чём ранее писал.

Для начала уточню, почему некоторые слова я пишу с большой буквы, в нарушении грамматики и всё такое; иногда люди так выделяют слова, которым придают сакральный смысл, но в моём случае это скорее логическое ударение, выделение термина; можно было бы жирным шрифтом писать, но так уж исторически сложилось. Слово "общество" для современников не означает практически ничего, пыль на ветру; тогда как я делаю ударение, что это именно общество, которое объединено общими целями. Мы слишком часто говорим слова, значения которых либо не понимаем, либо не обращаем на него (это значение) внимания.

Нельзя сказать, что общества сейчас никакого нет; какое-нибудь общество садоводов или рыбаков - вполне себе пример общества. Но, как вы понимаете, весьма узкое и затрагивающее небольшую часть жизни граждан - и садоводы, и рыбаки, как правило, не являются профессионалами, и это скорее кружок по интересам, чем спаянный жизнью коллектив. Тогда как в информационном поле периодически всплывают темы, что "российское общество то-то или сё-то". А российское (или какое угодно другое) общество - это кто?.. И хорошего ответа у меня для вас, как обычно, нема.

В последнее время, в связи с реанимацией идеи "холодной войны", разного рода пропагандисты регулярно вбрасывают тезисы о преимуществе общества (или ещё круче - народа) российского понад какими-то басурманами. Мы-де духовны и соборны, не то что кто-то там. Мы лучше их, потому что мы - славяне, православные, просто русские, а они - нацики, уропы, пиндосы, просто геи и т.д. И ошибка тут даже не в самих этих обзывалках и восхвалениях, а в местоимениях - а кто такие "мы" или "они"?.. Тут часть листателей может захлебнуться праведным гневом - "мы" - это народ российский, православное воинство, и т.д.; но тут я бы посоветовал придержать коней и всё же разобраться, обо что мы говорим и насколько ваш праведный гнев сочетается с объективной реальностью.

Может показаться, что аффтар впал во грех либерализЪма и отрицает Общество как таковое; но тут скорее научный подход и попытки докопаться до Истины - шо це наше Общество и наш народ. И тут объективная реальность выдаёт жирную саечку фантазиям пропагандистов; если Общество подразумевает общие цели и интересы, то каковы они у нас?.. Что даёт нам право использовать термин Общество в отношении биомассы (выражаясь максимально грубо), населяющей определённую территорию?.. Если выключить эмоции и морализаторство, то, увы, уже практически ничего.

Сейчас на пост-советском пространстве активно насаждают принцип "один народ - одна мова"; но це брехня. Существует масса государств без "личного" языка (см. почти вся Южная Америка), а также многоязычные страны (см. Швейцария). Так что объединение народа и общества на базе языка - ложный путь; это скорее возврат на сотни лет взад, к хуторскому мышлению. Сам по себе язык - лишь средство формализации, и общими целями и интересами быть не может.

Другое дело - культура; но и тут не всё так однозначно. (с) Пропагандисты Русского Мира (вне зависимости от симпатий или антипатий к этой идее) напирают на вековой опыт и традиции русской культуры; но, простите, а какое место в жизни современного общества занимают традиции и вековая культура?.. Как человек, почти 40 лет занимающийся традиционной культурой, ответственно заявляю - никакого. Очень хотелось бы, чтобы это было не так, но людей, знакомых с вековыми народными традициями, во всей стране буквально наперечёт; во всех остальных ширнармассах традиции представлены в гомеопатических дозах. С культурой элитарной - золотого-серебряного веков - дело обстоит чуть лучше, но, опять же, это всё - мировая классика, и почему русскость должна зависеть от прочтения русских классиков?.. Если школьники читают Марка Твена и Жюля Верна (условно), то это делает их американцами или французами?.. Так почему прочтение Пушкина и Лермонтова делает русскими?..

Общая история - тоже вопрос более чем спорный. Историю нашу только за 20-й век переписывали несколько раз, и сейчас мы проживаем вообще в шизофреническом состоянии - "элита" яростно ненавидит "совок", сиречь 74-летний период жизни страны, а население в основном настроено к нему ностальгически-благожелательно, что привело к снижению накала антисоветчины, однако уважения к этому периоду мы от "элитариев" всё равно не дождёмся. Это показывают и фанерки на Мавзолее на 9 мая, и фильмы вроде Т-34 или " 28", которые неплохи с точки зрения визуального ряда, но они - про современных россиянцев, а не про советских людей. Нет уважения к подвигу, увы. А если уже к Победе нет уважения, то что уж говорить за всё остальное. Наряду с демонизацией "совка" активно переписываются и другие периоды истории; выпячиваются одни фигуры и топятся другие. В итоге часть людей считают, например, Петра I или Ивана Грозного самым успешным правителем страны, часть - терраном и палачом, и можно ли тут что-то говорить за общую историю? Те же нео-язычники считают христианский период страны сплошным страданием, а православные - наоборот; а вроде и те и те - часть общества?..

И здесь я не говорю, что пропали все полимеры; но ведь если для нас Общество - нечто важное, то его надо, наверное, скреплять какими-то скрепами? Болевые вопросы надо гасить и находить консенсус; но происходит ровно обратное. Да, государство поддерживает какую-то определённую часть общества - ту же РПЦ, которая по закону вроде как отделена от этого государства - но собственными делами отвращает от себя и от своих протеже часть населения; тех же нео-язов, например. Ровно то же самое происходит в политической сфере - власти откровенно симпатизируют правой, условно "белой" части населения, что неслабо агрит левую, "красную" часть, и попыток примирения никаких не происходит; разве что по укро-схеме - сдайтесь нам и тогда мы, может быть, вас помилуем. А это обратно не Общество, а скорее наоборот, провокация гражданской войны.

А самое главное, конечно, в том, что в нашем обществе нет действительно единых, объединяющих целей и задач; и это - главный вопрос к государству, властям и элите вообще. Проще всего объединять общество в случае внешней угрозы; появляется объединяющая цель "выжить", и эту карту сейчас активно разыгрывают по разные стороны поребрика. Дескать, не будуте любить Путина/Порошенку/Трампа, придёт злой Майдан/москаль и всё переломает. Это - ложная дихотомия, описанная в недавней статье. Задача выживания - действительно объединяющая общество, только угроза должна быть настоящей, а с этим основная проблема. И чем больше вранья набрасывают на вентилятор государевы пропагандисты, тем меньше в народе понимания, против кого мы все дружим; как это уже было, например, в конце Первой Мировой, причём не только в России.

А без внешнего врага у современников нет никаких причин видеть в соседях (а тем более не соседях) равных себе и достойных уважения граждан - соратников. Мы все конкурируем друг с другом за рабочие места; выбравшиеся "наверх" граждане активно паразитируют на оставшихся на дне (это называется "эффективный менеджмент"); интересы "элиты" и ширнармасс противоположны. См. мораль потребителя и мораль капиталиста. Внизу хотят получать побольше и потреблять побольше; наверху хотят платить поменьше и отдавать поменьше; конфликт интересов.

Но, повторюсь, проблема тут не в "плохой элите", а в изначально заложенном в обществе конфликте интересов между всеми гражданами - мы конкурируем друг с другом за денежные места, от рабочих мест до пятачка для пикничка на майские. Ноосфера стремительно сокращается, сходясь к нескольким мегаполисам - так проще прокормить биомассу - в итоге даже в нашей стране космического масштаба "хорошо жить" можно лишь на пятачке Москвабада, так что обыватели по умолчанию косятся на "мааасковских" и потихоньку их ненавидят (или наоборот). Что может объединить жителей Кутузовского проспекта и Рублёвки и камчадалов, норильчан или астраханцев?.. Любовь к Путину?.. Ну-ну.

Задачи, которые ставит современная " экономика" (и тут вопрос даже не к государству и властям, а вообще ко всем) - разъединяющие, а не объединяющие. Корпорации тянут одеяло друг у друга на себя; мелкий бизнес со всей силы ненавидит более успешных конкурентов, внутри бизнеса идёт игра престолов за начальственное кресло, которое несёт кратно больше бонусов и меньше ответственности; о каком Обществе у нас идёт речь, не напомните?.. Что-то там было за соборность и духовность? Или за патриотизм? Во имя чего мы должны встать как один и дать отпор басурманину (который, кстати, ровно в том же положении)?.. За Землю Русскую? А чего ж вы про неё не вспоминаете, когда мутите эти свои пенсионные или мусорные реформы, пилите и вывозите лес в промышленных масштабах, и т.д. и т.п. Когда ценности важны только для быдла, а "элите" на них наплевать, подобные разговоры - это банальное морализаторство и ничего более. Легализованная ложь.

Когда советские люди одержали Победу, запустили Спутник и Гагарина, у них было чёткое понимание, что они делают Общее дело. Теперь же любое дело - это контракт, который выполняет узкий срез населения, причём в основном за деньги. Что нас может объединить, кроме внешнего врага?.. Увы-увы. Мы стремительным домкратом несёмся к фашизму, если не сообразим, что пора что-то менять в консерватории. И это что-то - не портреты на стене, а ценности в головах, увы. Хорошо бы, чтобы там завелось что-то иное, кроме денег.

>>> Про привязку общества к объективной реальности >>>

терминология, психология, размышления, культура

Previous post Next post
Up