Про культуру, традицию и анти-культуру

Dec 20, 2018 18:22

В продолжение темы про культуру и образование; продолжу около-культурные ковыряния в понятиях и смыслах. Как уже было в прошлый раз, в головах и у обывателей, и даже у культ-работников термин "культура" подменился понятием "искусство", и олицетворяет собой запилы на гитаре, пение ртом и прочие частности; а ведь это больше, чем преступление.

В разговорах о культуре начинать разговор имхо всегда надо с определения, что это такое и о чём мы вообще говорим; это и вообще полезно для рассудка, но в условиях тотальной подмены понятий без этого любые разговоры превращаются в бессмыслицу.

Культу́ра (от лат. cultura - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности...
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.
Культура - это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

И объясните тут, каким местом культура может означать пение и танцы?.. А у нас целое " министерство культуры" занимается непонятно чем, и ничего ему за это почему-то не бывает. Хотя давно уже пора. Потому что то воздействие, которое наш доблестный МинКульт наносит населению, скорее можно обозвать анти-культурой, чем наоборот. Однако не будем забегать поперед батьки, и чуть более детально разберём, что откуда растёт.

Буквально из определения видно, что культура - это наша повседневность, и набор указующих ограничений. Не просто "туда ходи, сюда не ходи", но мотивирующих и наоборот, де-мотивирующих на определённые поступки. У понятия Культура есть масса применений, из которых имхо основное - объединение разрозненных обывателей в Общество.

Эта мысль может кому-то показаться странной, но попробуйте сформулировать как-либо иначе, почему мы называемся определённой национальностью, принадлежим к определённым социальным группам, и т.д. Наш язык, набор культурных артефактов (литература-кино-музыка) формирует некое общество, принадлежность к которой видна (и слышна) буквально воочию, и замаскироваться под которую весьма сложно. Який же ты гарный хлопец, нигра губатая?.. Безусловно, искусство играет в формировании культуры важнейшую роль; однако сама по себе культура - это набор неких правил (гласных и негласных), объединяющих людей воедино, в некое культурное пространство. Это не означает благорастворение и устранение всех конфликтов, но всё же позволяет говорить о посторонних людях не как о чужаках, а как о соплеменниках, единоверцах и т.д.

Зачем это вообще нужно, после выхода Айфона и торжества биткойна (или нет)? Затем, что роль социализации граждан с каждым годом всё возрастает, по причине усложнения техники и экономических отношений; если раньше человек мог жить на хуторе и выращивать бульбу, за всю жизнь ни с кем особо не общаясь, то сейчас ускорение "железячного" прогресса вынуждает людей постоянно приспосабливаться и перемещаться по экономическим нишам, т.е. обыватель критически зависит от общества, в отличие от своего "лапотного" предка. И хорошо бы, чтобы это было взаимно. Но вот тут уже начинаются проблемы.

Внутри каждого из нас сидит маленькая обезьянка, источник нашей субъектности, желаний и всяческих мотиваций; однако в общем случае она совершенно не обязана подчиняться каким-то там условностям и ограничениям; человек теоретически может всю свою жизнь прожить как дебил в режиме "я так хочу", полностью уступив своей внутренней обезьяне, и исходя только из собственных потребностей. Но так как общество вокруг нас усложняется, и мы от него критически зависим, то эту внутреннюю скотину надо как-то ставить в стойло, ибо если все начнут поступать как бабуины, то мы моментально свалимся в каменный век; ибо вся экономика построена на жёстких ограничениях, что можно, а что нельзя; нельзя делать самолёты из манной каши, а провода - из дерева. И если мы будем творить, что хотим, то вся цивилизация сей секунд и закончится. Для поддержания и улучшения уровня жизни мы обязаны делать не только то, что хотим, но и то, что надо. А значит, внутреннюю обезьянку надо усмирять и как-то с ней договариваться - каждому из нас, и всем вместе.

Собственно, есть два основных метода усмирения внутренней обязьяны - внутренний и внешний. Сейчас наиболее распространён внешний способ - мне нельзя то и сё (сталбыть, нужно то и сё), потому что придёт дядя милиционер и расстреляет. Это называется "диктатура закона", и хотя в буквальном смысле этот термин относительно молод, по сути это - единственный метод усмирения личности в рамках идеологии либерал-монетаризма. Внутренний метод борьбы с самим собой - культура. Разберём их поподробнее.

Сразу хочется отметить, что в чистом виде ни тот, ни другой метод в сколько-нибудь развитом обществе работать не могут; всегда нужно совмещать и то, и другое. Тем не менее, сейчас мы как раз наблюдаем попытки навязать обществам по всему земному шарику псевдо-либеральное видение "диктатуры закона" как единственный метод... освобождения граждан от диктата со стороны. Даже сама формулировка данного постулата звучит идиотски, поэтому её вам так никто, конечно, формулировать не будет; однако именно она олицетворяет отношения гражданина и общества; дескать, никто, кроме Закона, не может тебе диктовать, что делать и как поступать. В сферическом вакууме это могло бы работать, но мы-то прозябаем в объективной реальности, где постулат "Свободная Личность превыше всего" означает "Личность при деньгах понад усе", о чём - тут. Любой закон помножает тебя на твой капитал, и если у тебя его достаточно много, то твори что хочешь (хоть в РФ, хоть в США); а если нету капитала, то для закона ты - никто, и твои права также никого не интересуют. Попытки зайти с другой стороны, навроде дела Харви Вайнштайна, лишь показывают, насколько гротескно в западенском мире понимание "культуры" вообще; десятилетия все всё видели и понимали, но кто-то сказал "ату" и всё, включились "культурные нормы" и прочие обличения. Поэтому-то всегда и говорю, что в либерал-монетаризме либерализм - лишь прикрытие единственной ценности, власти денег.

На деле же ограничение внутренней обезъяны исключительно законностью разрушительно для психики, ведь у тебя нет внутреннего понимания, почему нельзя делать то и это, и ты вполне можешь искренне хотеть поступать ровно наоборот - воровать, убивать, **** гусей; просто страшно. Диктатура закона - это мотивация и де-мотивация страхом; ты делаешь то и это не потому, что ты хочешь, а потому, что иначе снег башка попадёт. Или в лучшем случае потому, что все так делают; все говорят и я говорю; все молчат и я молчу, см. всё то же дело Вайнштайна. Вместо понимания и принятия общественных норм и ограничений - диктатура силовых структур; всем пацакам надеть намордники и радоваться. Однако при этом, действительно, никто не может подойти и сказать - не делай того и сего, это плохо; всё, что не запрещено, разрешено. Получается свобода от общества. Но для экономики подобный законопослушный борцун с собственной обезьяной - лепший работник; сегодня можно ему сказать работать отсюда и до обеда, и запретить возмущаться - сделает. Свобода - это рабство. (с)

В противовес диктатуре закона есть путь культурного порабощения внутренней обезьяны. Да, любой метод борьбы с внутренней обезьяной - информационное и мотивационное насилие; но в противном случае мы откатимся назад по эволюции не на сто лет, а на весь миллиард. Ибо социализация человека началась задолго до формирования вида Homo Sapiens. Законов тогда никто не издавал, и милицейской формы ещё не было, а вот культура поведения уже была. И если ты с нами, то ты должен поступать как положено; в противном случае гуляй, Вася. Звучит похоже на предыдущий абзац, но с одним важным отличием - законы находятся внутри каждого человека, а не вне его, в виде клятого НКВД. Ты поступаешь так и эдак потому, что это правильно, а не потому, что чего-то боишься. Формирование культуры общества и каждого конкретного человечка - это не доведение до личного состава текста УК, а познание мира и образование масс.

Однако идеализировать "культурный" путь тоже не стоит; он тоже работает только в сферическом вакууме, когда все кругом молодцы и добрецы, а что делать с эгоистами и прочими смутьянами, отказывающимися принимать культурные нормы, немного не ясно. Можно, конечно, выдать пня под зад, а то и сьесть; но может оказаться, что они нужны и важны для каких-то целей (см. лучших людей репрессировали). Для этого-то и придумали Законы, как крайние ограничители поведения граждан; ты можешь не понимать, откуда берётся ток в розетке, но пальцы туда совать не надо. Убийства, воровство, инцест и прочая - это не только культурная норма, но и законодательная, чтобы не было соблазна проверить, а правда ли это так плохо, как об этом говорят. Так что весь цивилизованный путь Человечества - путь ограничения внутренней обезьяны обоими методами, и культурой, и законами.

В самих по себе законах нет ничего плохого; беда приходит (и не одна), когда законами начинают рулить всё подряд, включая сферу личных отношений. Возможно, это "естественно" для современного общества, но с точки зрения Человечества в целом это абсурд, и тут время приходит вспомнить про традицию;

Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) - множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Имхо ключевое тут -  одним из регуляторов. Граждане современники игнорируют традиционную культуру, потому что противопоставляют ей современность - дескать, ты за наших или против?.. Однако традиция - лишь один из методов усмирения внутренней обезьяны, и связующая нить от нас к нашим предкам, к истории Человечества. И тут крайне важно понимать, что это означает для всех для нас.

Что делает нас личностью? Понятно, что во многом - та самая бебезяна, с которой в этой статье все подряд героически борются. Но в значительной мере мы - это наша память. Если стереть или изменить каким-то образом нашу память, то наша личность исчезнет, и появится какая-то другая, "чистый лист". Для всех окружающих тот, кто был ранее, просто-напросто пропадёт; останется лишь тельце, физическая оболочка, а сознание и личность закончится. И ровно то же самое относится и к обществам и народам; мы являемся народом лишь тогда, когда сохраняем память о том, что было. Попытки переписать историю - это стирание памяти целому народу, и создание новой сущности, которая к предыдущей не имеет никакого отношения, кроме физиологии; поэтому, например, стараюсь не писать о "Украине" без кавычек, ибо та весёлая и безбашенная страна закончилась, несите другую. Традиции - это наша память, и нельзя от них отказываться просто потому, что они "устарели". Устарели, но их надо помнить; призак хорошего воспитания - помнить старорежимные слова и в наглийской мове, и в великом и могучем.

А ведь традиции - это не просто слова, как показывал в недавней статье; это - целая система культуры. Что для нас норма и не-норма; что хорошо, что плохо; что Добро, а что Зло. И если мы не понимаем и не знаем этого, то, простите, в каком месте вы - русский (татарский, нанайский) человек? По паспорту?.. Ну-ну, бьют-то не по паспорту. (с) С таким же успехом можно называться помором-сибиряком-марсианином, в зависимости от фантазии. Вы можете не соглашаться со старорежимной культурой, но знать-то должны, дабы оставаться в одноимённом культурном пространстве.

Под конец пора вернуться к началу и вспомнить, что же такое наша культура; это система ограничений и объединение граждан в Общество. Традиция этому помогает; поскольку чем дальше в глубь времён, тем больше у нас у всех общего; есть мнение, что мы все произошли от Адама и Евы (или нет). Но не каждый культурный артефакт, особенно из разряда искусства, способствует ограничению внутренней обезьяны и объединению в Общество; более того скажу, бОльшая часть современной культуры занята ровно обратным. Честно признаюсь, что идея статьи выросла после просмотра части интервью Бориса Кагарлицкого с неким музыкантом Рондаревым; где они как раз и использовали термин "контр-культура". Понятное дело, что обзывать песенки и танцы "культурой" - ошибка, но процесс по окучиванию масс этими самыми песенками так или иначе приводит к формированию соответственной культуры. И слава КПСС, что значение искусства в современном мире ничтожно, поэтому откровенная культурная ересь не приводит к немедленным и печальным последствиям; тем не менее, формируется контр-культура, т.е. набор ограничений и правил поведения, кардинально отличающийся от традиционного для Человечества. На месте народов формируется новая общность, но уже не советский человек, а что попало, и сбоку бантик.

Эта новая сущность может показаться вполне приемлемой, если не задаваться вопросами "кто мы такие, и что было до первого Айфона?" Если задаваться, то эти вопросы начинают играть новыми красками. Культура, сформированная в условиях диктатуры закона (даже если она с ней и не согласная), фактически является культурой... внутренней обезьяны. Не наоборот, культурой по ограничению этой обезьяны, а именно культурой поведения обезьяны в мире, управляемой (непонятными и вредными) законами. То есть анти-культурой. Культурой по обособлению обезьяны от общества, а не наоборот.

А вы говорите - песенки. Это даже и не по верхушкам; а так, бла-бла и сотрясение воздусех.

image Click to view


Духовный стих о времени

Что делать?.. Ну, как минимум, образовываться и воспитываться; да-да, это касается и "взрослых дяденек" за 30-40-50 лет, которые в массе своей ни черта не знают за пределами своей узкой экологической ниши. Для нас же важны дедско-юношеские воспоминания; так почему не важна история и традиции собственного народа, принадлежностью к которому мы так гордимся по государственным праздникам?.. А так, глядишь, и появится понимание, что разнообразные "культурные" товарищи нам совсем не товарищи, и пытаются сделать из человека обезьяну, а не наоборот.

>>> Про искусство и цензуру >>>

>>> Про искусство как погремушку >>>

Previous post Next post
Up