По мотивам полуночных препирательств со знакомыми фольклористами фконтакте появилась мысль написать статью про духовные стихи - а то про народную культуру писал, а про самую её суровую крайность как-то подзабыл.
Музыкальная составляющая статьи в своей текстовой части может шокировать впечатлительных барышень и незамутнённых вьюношей, предупреждаю сразу. Также сразу говорю, что это не научное исследование и не глубокий анализ, а попытка популяризации и вообще образования широких масс. :)
Как подсказывает
Википедия:
Духо́вные стихи́ - русские народные стихотворения-песни на христианские темы и сюжеты.
Также иногда их называют "псальма" или "кант"; однако у нас в Сибири в основном они так и называются "духовный стих".
Для начала - пример южнорусского (украинского) духовного стиха:
Он же в живом (пусть и сценическом) исполнении, на
Томском Этнофоруме:
Click to view
Прошу прощения за длинную цитату, но приведу и расшифровку текста (вдруг кто слова не разобрал):
Помишляйте, человєци, всякій час о смерті
Скількі б не жив на цім світі треба буде вмерти.
О багатстві і роскошах всєгда помишляєш,
Коли прийде смерть по душу ти того не знаєш.
Коли прийде смерть по душу нельзя откупиться:
Махне косой - ступай за мной, вольно суєтиться.
Все багатство, всі роскоші складаєшь у суми:
Кому вони дістануться нема в тебе й думи.
Все багатство, всі роскоші й суєту оставиш,
Тільки гріхи й діла свої Судії представиш.
Як задзвонять й усі дзвони по смертній годині
Скажуть люди вічна пам'ять по моїй кончині.
Всі сродники, приятелі тіло провожають
Ангели-хранителі душу зустрічають.
Всі сродники, приятелі до дому вертались,
А ангели-хранителі за душу сражались.
Ішла душа по митарству за гріхи страдати
Не поможуть гріхам моїм ні отець, ні мати
Не поможуть гріхам моїм ні браття, ні сестри
А поможе милостиня, що я подавала...
Лежить душа обнажена, а тіло потліло,
Ведуть душу на Суд Божий за всякоє діло.
Русский перевод:
Помышляйте, человецы, всякое время о смерти
Сколько бы не жил на этом свете надо будет умереть.
О богатстве и роскоши всегда помышляешь,
Когда придет смерть по душу ты того не знаешь.
Когда придет смерть по душу нельзя откупиться:
Махнет косой - ступай за мной, вольно суетиться.
Все богатство, все роскоши складываешь в сумки:
Кому они достанутся нет у тебя и мысли.
Все богатство, все роскоши и суету оставишь,
Только грехи и дела свои Судии представишь.
Как зазвонят во все колокола по смертном часе
Скажут люди вечная память по моей кончине.
Все сродники, приятели тело провожают
Ангелы-хранители душу встречают.
Все сродники, приятели домой возвращались,
А ангелы-хранители за душу сражались.
Шла душа по мытарствам за грехи страдать
Не помогут грехам моим ни отец, ни мать
Не помогут грехам моим ни братья, ни сестры
А поможет милостыня, что я подавала ...
Лежит душа обнажена, а тело истлело,
Ведут душу на Суд Божий за всякое дело.
Вот такие вот жизнерадостные и оптимистические слова... И почти все духовные стихи имеют примерно эту направленность - ну, плюс-минус, конечно. Недаром я назвал этот жанр "самым суровым" краем народной культуры.
Про этот жанр даже многие фольклористы не в курсе - потому что он достаточно обособлен от остальной культуры, имеет довольно узкую нишу - скажем, в некоторых общинах принято их петь только в пост; да и в любом случае подобные вещи не подразумевают публичность и тем более сценичность, "культурным" деятелям их попросту негде исполнять. Как уже не раз писал, народная культура отличается от всех остальных тем, что она в основном для себя, а не для других, и вот в случае духовных стихов этот постулат раскрывается наиболее полно. Это почти что молитвы, которые предназначены не для впечатления публики, а для собственного просветления.
Духовные стихи далеко не всегда мрачны; в частности, есть и детские их разновидности (что в общем-то типично для народной культуры) - вот, пример от наших друзей из кызыльского "Октая", специализирующихся как раз на духовных стихах:
Как нетрудно видеть, детей не погружают в беспросветность и мракобесие, а воспитывают на нейтральных песнях, но в нужном ключе - в этом вся народная культура.
Ещё один пример широко распространённого духовного стиха, причём даже с аккомпанементом:
Click to view
На юге России аккомпанемент для духовных стихов был достаточно распространён (судя по интернет-источникам), а вот в среде старообрядцев, которые лучше всего сохранили старорусскую культуру, они обычно поются всё же без инструментов.
Как видно, тематика духовного стиха практически всегда религиозная, и зачастую речь в них идёт о смерти и том, что ждёт человека после. У староверов сохранились и духовные стихи про Страшный Суд:
...причём в данном примере это живая традиция, записанная буквально пару лет назад от ещё далеко не старых людей - небольшой репортаж об этом селе можно посмотреть
тут.
Конечно, данные произведения - не на каждый день, у них особое место в культуре, в чаду кутежа их не попоёшь и под них вприсядку не спляшешь, но в качестве стержня они вполне сгодятся в противостоянии с масс-культурой, направленной на развлечение человека и его низведении до уровня жЫвотного. Повторяя один из выводов
статьи про срамные песни, эти песни, несмотря на всю свою кажущуюся беспросветность и чуть ли не суицидальность, поднимают человека над бренностью бытия, в противовес внешне блестящим песенкам, которые этого же человечка толкают обратно на уровень жЫвотных инстинктов.
Ещё один пример
духовного стиха от "Октая", на сей раз - в темпе вальса, буквально:
Духовные стихи - это не мракобесие и не
отрицание прогресса, как это пытаются показать
"либералы" и прочие общечеловеки, а в первую очередь воспитание человека и усмирение гордыни, на мой тёмный и непросвещённый взгляд. В музыке - даже народной - есть частичка самолюбования: "вот, смотрите, я и так могу и эдак", а в духовном стихе главное, как вы понимаете, не звукоизвлечение и не гармонии, а нечто другое, немного более глубокое, что видно даже мне, несмотря на весь мой сугубо атеистический подход в жизни.
Ну и под конец, чтобы окончательно не грузить читателя, приведу довольно
неожиданный пример духовного стиха
Молокан - южнорусских
духоборов:
Не показал разновидностей духовных стихов, категоризацию, распространение и прочая - а всё потому, что моё дело - популяризировать, а не рефлексировать. Если кому-то тема будет интересна, можно будет подразвернуть. Главное - показать, что кроме "калинки-малинки" в русском народе ещё много всякого есть, причём зачастую в виде живой традиции.
Тема духовных духов весьма сакральна и про неё вообще как-то не принято говорить на широкой публике - но, имхо, всё же надо, в разных целях.
>>> Ко второй части >>>