<<< К сводной странице экспедиции <<< <<< К дороге Куналей-Хасурта <<< Продолжаю описание экспедиции, но сперва - лирическое отступление. В ходе оного использую материал из
статьи В.Ф.Иванова, жителя с. Хасурта и энтузиаста всего на свете.
Обновление от 3.8.2022 - фоточки частично восстановлены из
контакта.
Как мои читатели могли уже догадаться, эта экспедиция посвящена семейским - то есть русским переселенцам-староверам, пришедшим в Забайкалье аж с территории Польши (сейчас это Белоруссия), почти 250 лет назад. В Хасурте тоже проживают семейские, только судьба у них ещё более интересная.
Всю предыдущую часть экспедиции мы катались по местам, которые были заселены семейскими испокон веков - разве что исключением может послужить Менза да Аца, где семейские переселенцы появились относительно недавно, уже в 20-м веке. С Хасуртой ситуация иная.
Находится село Хасурта в Хоринском районе, где семейских переселенцев не было. Район этот заселён был преимущественно бурятами, и где-то до начала 19-го века так и было. В начале 19-го века русское правительство озаботилось крещением местного населения, и запустило программу, по которой при крещении в православие буряты (и другие народности) получали деньги и прочие преференции. Так как уклад жизни осёдлых бурят и так был уже нарушен (испокон веку они были охотниками и скотоводами), то в православие переходили целыми деревнями.
Но вот в Хасурте местный народ решился на нетривиальный шаг - он покрестился, но не в "каноническое" православие, а в старую веру. И для того, чтобы понять, как вести обряды, пригласили к себе переселенцев из семейских сёл, и сами стали постепенно становиться "семейскими". Причём долгое время - чуть ли не век - русские жили отдельно, "ясашные", буряты - отдельно. И только уже "в колхозе" окончательно ушло разделение на "ваших" и "наших". Так и образовались хасуртайские семейские.
Кругом Хасурты находятся сёла, в которых также есть семейское и прочее староверческое население, но в основном они заселены бывшыми "карымами", то есть крещёными бурятами; в терминологии красночикойского района - "сибиряками". А полностью семейское село - одно на много вёрст. И в таких условиях хасуртайцы умудряются не только не сдавать свои позиции, как в
фильме про духоборов в Грузии, а таки наоборот - возрождать культуру и старинные традиции, как нигде больше во всём семейском краю.
Всё это мега-вступление я привёл к тому, что первое, что мы увидели, заехав в Хасурту и зайдя в музей, в котором встречались с местным коллективом 2 года назад, было вот что:
Девочки в Хасурте ткут пояса и дорожки на станках
За последний год хасуртайцы столкнулись с проблемой, что не хватает тканых вещей. Попробовали найти старый станок - не нашли. Тогда сделали новые - две штуки. Скачали откуда-то с интернета методики ткачества и освоили технологию ткачества - сперва, как обычно, Виктор Филиппович научился, а потом и диффчонок научил.
Так что это фото - не постановка, а вполне реальный бизнес-процесс; правда, обычно ткут всё же не в костюмах, а в "повседневке". Вообще семейский праздничный костюм достаточно тяжёл в повседневной носке; я уже упоминал в
кратком отчёте, что костюмам наших девчонок тут завидовали из-за их простоты (ну и немного из-за тканей :)).
Пояса пока что уступают старинным по ширине, качеству ниток и степени сбитости - но лиха беда начало, они занимаются ткачеством с сентября месяца (если не позже), ещё и года не прошло.
Все пояса у них скупили - тут или в Улан-Удэ. И даже пояс, который на станке, тоже купили. :)
Вообще они тут всё делают всерьёз, не для постановки:
Пряха. Повседневный костюм
Самовар топится углями
Пруф
Угощения приготовлены в русской печи
Вот в этой
Напоминаю, что мы находились в местном музее. Здесь даже электричества нет - по идейным соображениям. :) Поэтому приходится топить самовар и готовить в русской печи - тут это не экзотика и не постановка, а повседневность.
Во многом поэтому вчерашней неискренности не чувствовалось; в Хасурте день прошёл в практически не фестивальном, а в экспедиционном режиме. :)
Так как мы ворвались в Хасурту с заднего входа, по "гадкой" дорожке, то пришлось ехать на основную, встречаться с остальными участниками фестиваля, которые что-то задерживались.
По курсу - река Хасурта
После встречи коллективы отконвоировали в краеведческий музей, что возле школы:
Краеведческий музей
На крылечке стоит чучело лося (без рогов)
В.Ф.Иванов рассказывает в краеведческом музее
Общаемся с Виктором Филипповичем и "Иргульками" из Малоархангельского, у музея
"КрАсота" и командирша "Иргулек" Валентина катаются
Вид на село от школы
Вид на село от реки
Снова приехали к музею
Процесс готовки
Поедем, красотка, кататься!..
Лошадка с турбонаддувом - стартует с каким-то бешеным ускорением, чуть не с пробуксовкой
Катаемся
Виды Хасурты
Лошадёнок
Дальше я уже не ходил
После чего начался собственно фестиваль - концерт прямо на улице, под открытым небом. Причём он начался на час позже заявленного, но зрители так и сидели и ждали.
Концерт начинается
Местный ансамбль "Родник" за "сценой"
А вот они уже и на сцене
Ткачихи идут переодеваться
"КрАсота" на сцене
Малоархангельские "Иргульки" взяли в плен Виктора Филиппыча
А теперь уже мы с Виктором Филипповичем поём "нашу" песню - "
Я у карты не играю"
"Полыненцы" (Полынь + Поселенцы) в Хасурте
Виктор Филиппович уже завербовал недавно перебравшегося в село учителя
Пояс у него намекает, что девочкам-ткачихам ещё есть чему учиться
Напротив "сцены" - разобранная на ремонт церковь.
Разобрать-то разобрали, а денег собрать обратно - нет
После окончания концерта все переползли к ДК, что находится рядышком.
"Родник" вполоборота
Идём до ДК
Потом был банкет - пир на весь мир, по-другому тут не умеют. :) В ходе банкета народ выходил на улицу "освежиться" - но не просто слонялся, а пели частушки и всё такое:
Бабушка-балалаечница из Малоархангельского
Малоархангельские общаются с хасуртайскими
А мы по окончанию банкета увидели на скамеечке бабушек и тут же к ним прицепились
Бабушки принесли старинные вещи и нарядили Юлю в местный повседневный костюм. Правда, без ног и рубахи
Бабуси на скамеечке
Уже в музее Виктор Филиппович рассматривает добычу Юли - кички
Сидим без света с фонарями
Ночевать остались там же, в музее Хасурты, среди старинных вещей, у печки; а Игорь даже на пятры (полати) залез.
Наутро раненько
выехали в Улан-Удэ, где уже началась совсем другая жизнь - с репетициями и конкурсной программой.
<<< К сводной странице экспедиции <<<