"Раздайся, карагод" - фестивальные мероприятия в Улан-Удэ, 18.7.2013

Aug 12, 2013 15:00

<<< К сводной странице экспедиции <<<

Близится к долгожданному окончанию моё описание июльской экспедиции в Забайкалье; осталось осветить ещё фестиваль в Улан-Удэ и выезд на Байкал, ну и потом ещё будут тематические рассказы, дополнения и развороты темы, конечно, но пока что описание даже вчерне не завершено. Посему продолжу.

Обновление от 3.8.2022 - фоточки частично восстановлены из фконтакта.

Фестиваль "Раздайся, карагод" продолжался уже третий день - в первый день он проходил в Большом Куналее, во второй - в Хасурте. Мы, как и в первый день, остались с ночёвкой в Хасурте, и в Улан-Удэ выехали лишь наутро.

В Улан-Удэ с ходу попали в царство культуры стандартного образца - с репетициями, "саунд-чеками", орг-взносами и прочими приметами цивилизации. После экспедиционной вольности привыкать к этому обратно как-то тяжеловато. Ибо - не по людски немного. :)

После небольшой организационной суеты началось конкурсное прослушивание коллективов. Для меня это самая большая странность фестиваля - у нас в области в общем-то так не принято, сравнивать тёплое с мягким, соревновать между собой любительские деревенские коллективы... это ж вам не спортсмены с пионерами... у них другая цель в жизни и всё такое...

Большинство коллективов представляло семейскую культуру - некоторые являлись носителями (т.е. непосредственными продолжателями традиции), а кое-кто - в основном это касается "городских", улан-удэнских, коллективов - уже не этнография, хотя и близко; специалисты поймут. Приведу несколько фотокарточек с конкурсного просмотра:



"Иргульки", Малоархангельское, Забайкальский край
Несмотря на относительную близость и очевидное родство с остальными семейскими, здесь они воспринимались как дальние гости. Это видно и по костюмам

Дальше пойдут фотокарточки коллективов, которых я не запомнил по названиям.

"Живица" из Улан-Удэ, сокращённым составом


Хор "Истоки", Улан-Удэ

"Рыжаки", Улан-Удэ


"Судьбинушка", Тарбагатай

Именно по итогам этого прослушивания жюри проставило всем оценки и впоследствии на гала-концерте одарило грамотами, дипломами и денежными призами. У кого что-то сорвалось - увы и ах; несмотря на более "звёздное" выступление на основном мероприятии, гала-концерте, итогов конкурса уже не пересмотреть. Что само по себе уже более чем странно.

Как уже писал ранее, в таком развороте и обычные-то фольклорные фестивали в плане популяризации народной культуры никуда не годятся. А уж такие конкурсы, когда сравнивают этнографию со сценическими коллективами... это, простите, уже просто фейспалм.



Глаза бы не видели...

Сценическое искусство - это вещь, с фольклором практически не пересекаемая. Я про это писал тыщу раз - тут, тут, тут; да в общем у меня половина статей на культурную тему про это. Поэтому сравнивать коллективы на основе каких-то там исполнений на сцене - вещь опасная, а уж сравнивать подлинную этнографию с профессиональными сценическими коллективами - это уже прямое вредительство. Такое моё мнение.

После "прослушки" пошли на обед, где удалось заснять показательный кадр:



Куналейские бабуси в Улан-Удэ

Затем ещё состоялся круглый стол по крюковому (знаменному) пению - при том, что подавляющее большинство участников не имело представления, о чём речь. Только парочка человек им владела, и то не на высоте, в чём сами сознавались. И вместо общения на вполне злободневные темы - например, во что превращается фестиваль семейской культуры :)) - слушали непонятные доклады на непонятные темы.



На круглом столе
Жаль было терять время на не относящиеся к делу вопросы, находясь в таком месте и с таким окружением - но увы.

Дальше - ещё хуже. :) После круглого стола состоялись репетиции постановок начала-конца, и просто каких-то режиссёрских "находок", в ходе которых опять-таки вспоминается картинка с фейспалмом. Зачем гонять бабусек в тяжеленных семейских сарафанах, как школьниц, взад-назад на раз-два-три-четыре?... Только недавно писал статью про уважение - как раз про тот случай.



Репетируем концовку



Ну, здравствуй, ЗасРаКульт...
Затем коллективы вышли на улицу, встречать гостей-зрителей и вообще зазывать народ на гала-концерт. Надо сказать - зрителей был полный зал.



Хасурта приветствует и зазывает в Единую Россию



Вот этот коллектив поставили петь напротив фонтана,
где было в принципе не поместиться зрителям.
Их никто толком и не слушал - фонтаном заливало



Выступление на улице



"Иргульки" встретили землячку и поют для неё



Куналейцы поют частушки



Новосибирские "КрАсота" и "Полынь" поют и пляшут перед фонтаном.

Затем уже и концерт начался, с хореографической постановки, заради которое местных улан-удэнских коллективов гоняли как барашков около часа.


Открытие фестиваля

В начале концерта вручили памятные медали ветеранам фольклорного движения по всей Бурятии. Удалось зафиксировать далеко не всех, наградили многих:



Награждается Ирина Власовна Голендухина, Большой Куналей

Далее приложу фото П.В.Молчанова, фотокорреспондента фестиваля - так как самому снимать концерт возможности не было. Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля, так что публикую с их молчаливого согласия. :)




Открытие фестиваля
С хлебом солью - Вера Никифоровна, руководитель "Истоков" и много кто ещё. :)



Ведущая концерта в костюме а-ля-непонятно-что



Лолшто?..
Интересно бы посмотреть, в каком селе записана такая вот мега-пляска :)))




Хасурта поёт духовный стих



Зрительный зал.
Давненько не видал такого на фольклорных мероприятиях




Это мы, "Полынь"




"КрАсота"



Жюри фестиваля (в неполном составе). Справа - Николай Иванович Рещиков, глава жюри




Панорамное фото закрытия гала-концерта



И снова уже моё фото - после концерта и вручения дипломов - с куналейцами

Несмотря на полный зал народу и в целом неплохой концерт, ощущения от него остались тягостные - в основном из-за конкурсной программы и её итогов. Нельзя смешивать этнографические коллективы со сценическими - для этого давно придумано понятие номинации. Сделали бы раздельно "этнографию" и "популяризаторов" - вопросов бы не было... хотя если мы ещё можем посоревноваться, скажем, с той же "Судьбинушкой" - хотя это нам и не надо - то какой смысл сравнивать тот же Куналей, скажем, с "Иргульками"? В чем конкурс-то? Чья деревня круче?.. Непонятно.

Да и просто разделить коллективы на "этнографию" и "популяризаторов" - тоже задача непростая, ну так на то и жюри, чтобы в этом разбираться. Простым прослушиванием тут не обойдёшься...

А я не зря говорю, что культура - это не песенки и не скрипочки, и даже не театры с колоннами - это целое мироощущение, и там знанием ноток и широтой диапазона не обойтись. Глубже копать надо.

После концерта "бурятские" коллективы поразъехались, остались лишь мы с "Иргульками". Руководителей ещё собирали на банкет, в ходе которого мне удалось высказать практически всё вышенаписанное жюри во главе с Николаем Ивановичем... не уверен, что меня поняли, правда. :) К этой теме ещё возвращаться и возвращаться...

Затем ещё нам (и части фестиваля) предстоял выезд на Байкал, и путь домой.
<<< К сводной странице экспедиции <<<

Забайкалье, фоторепортаж, народничество, концерты, "Полынь", поездки, размышления, культура, фестивали, фольклор, коллективы

Previous post Next post
Up