Про народную культуру, искусство и отношение к Человеку

Sep 24, 2021 16:17

По мотивам вчерашней статьи о "творцах". Хотелось бы не только критиковать, но и предлагать свои варианты; я свои периодически предлагаю, но они мало кому нравятся. Видимо, существующее скотское положение дел в культуре устраивает больше; с этим я не согласный, поэтому снова завожу свою пластинку за народную культуру.

Постоянные листатели бложега в курсе, что я занимаюсь глубинной народной культурой, езжу в искпедиции и всякое такое. Может показаться, что это всё - блажь и игры в реконструкторство; да, многие "этим делом" занимаются именно по этой причине, но я в этом вижу альтернативу современной культуре, расчеловечивающей обывателя и отказывающей ему в праве на субъектность. Возможно, была бы какая другая альтернатива, занимался бы другой культурной деятельностью, но, увы, все аналоги представляются мне игрой по тем же правилам, что устраивает доморощенных и не очень "творцов".

Недавно реанимировался ютуб-канал "Люди Ф" (бывший Folk You), в котором фольклористы рассказывают о других фольклористах. Дело полезное и интересное, но сразу же заметил факт, который наверняка не пришёл в голову авторам канала - они в 146% случаев (кроме случаев с ансамблями) говорят с профессиональными фольклористами. С точки зрения вышеупомянутого реконструкторства это вполне оправданный подход, но с точки зрения народной культуры это же фейспалм.жпг. Происходит сужение культуры до узкого пласта профессионального исполнения определённого жанра, выдернутого из контекста и встроенного в современную среду, которая как минимум не отрицает упомянутые в прошлой статье культурные метастазы, а как максимум считает их вершиной мастерства, а весь ваш факлёр - грязь под ногами, которым можно приятно оттенить кудри пана Козлоффски и прочих "лидеров мнений".

Я не пытаюсь обличить коллег-фольклористов в грехах; как минимум, они указывают на верный путь народной культуры. Даже если человек внезапно осознал необходимость припасть к корням, в 146% случаев это припадание разобъётся о фальшивку псевдо-народной культуры имени "вополеберёзастояла", либо уйдёт по ложному пути нео-язычников, которые конструируют новую реальность на основе чьих-то фантазий. Всё это не имеет к народной культуре вообще никакого отношения; но и "профессиональный" фольклор является лишь проекцией этой культуры на современность, а это см. выше. Без осознания необходимости и вообще сути народной культуры даже от кристалльно верных перепевов народной культуры толку немного.

Ключевое отличие народной культуры от современной - в субъектности простого человека; каждый человек воспроизводит (в том числе производит) культурные артефакты; именно деятельность простого человека определяет общий культурный фон. Современнику эта конструкция может не налезть на голову, но это объяснимо - сейчас в головах перепутаны понятия "культура" и "искусство", и при слове "культур-шмультур" мы представляем певцов ртом или танцоров ж*пом. Тогда как культура - это наши с вами взаимодействия с обществом.

Когда я говорю слова типа "субъектность", это может показаться чем-то странным и непонятным; перевожу - культурные артефакты народной культуры производятся не специально обученными спецами, а самими гражданами. Этот подход может показаться чем-то примитивным, и в определённом смысле так оно и есть; с другой стороны именно на народное творчество опирались признанные классики прошлого, и как только закончился народная культура, так тут же закончилась и классическая; ладно, вы можете сравнивать весь этот битбокс с частушками, но где новые Бетховены, Глинки и Шостаковичи? Кому и дипёпл - классика, конечно.

Утверждаю, что народная культура убита работниками современной культуры, сознательно или не очень. Нам это подают за естественный процесс, но точно так же нам подают и "демографические переходы", когда за естественные процессы выдаётся невыгодность процесса воспроизводства населения. Когда культурой быдланов можно управлять, кто ж удержится от такого расклада. Вы будете веровать в то, что мы говорим, а ваше мнение никому не интересно. И ведь мы сами считаем это нормой.

В самых азах современной культуры лежит неуважение к простому человеку; идеал современности - это "успешный" человек, который как можно дальше оттолкнулся от дна. Это же касается и моих факлёрных коллег - главное выделиться из серой массы и быть не таким, как все. Тогда как суть народной культуры - это как раз быть как все; народ - это ведь все и есть, разве нет? Для современников это звучит почти богохульно; быть как все, ужос! А потом удивляемся, чего это мнение простого человечка никому не интересно: ты ж сам только что согласился, что быть как все - это дно.

Культура народа не особо содержит дифирамбов в сторону простого человека, кое-где и стёб проскакивает, но это вполне простительно - люди описывают жизнь вокруг себя. Да, она местами приземлена, просто потому, что простой человек причастен к земле, на которой он прозябает; и не всегда у него есть время воспарить в воздусех. Но и считать её примитивной (в современном смысле этого слова) и ни на что не годной - это заведомый оптимизм; когда человек десятилетиями чем-то занимается, он волей-неволей достигает определённых высот.

Когда я говорю про культуру, многие наверняка представляют музыку и танцы - и да и нет, это тоже часть культуры, но малая и не основная; да, это наиболее эмоционально окрашенная часть культуры, но ей всё не ограничивается. Как уже писал выше, культура - наши с вами взаимодействия с обществом, наши нормы и ограничения, и они ещё радикальнее отличаются от современной анти-культуры, уже фактически разрушившей общество. Сведение народной культуры к искусству - заведомое упрощение, сводящее её к сектантству и реконструкции, и по сути выхолащивающее её.

Так что попытки "модернизировать" народную культуру мне также представляются абсурдом - без понимания, зачем оно нам надо, это ровно то же выхолащивание, и какой-то, простигосподи, этно-фолк. Сами основы современного "общества" противоречат народной культуре, и попытки в него встроиться без отрицания этих азов закономерно приведут вас в стан "творцов", упомянутых выше - в лучшем случае вы попадёте в качестве массовки в очередной "шедевр", наваливающий кучу на этот самый народ, о котором мы все (якобы) печёмся; прецеденты уже были. Пора бы уже определиться, за кого и против кого дружим.

Нужно ли сводить народную культуру исключительно к преданиям старины глубокой - наверное, нет; хотя народным песням найдётся место и под яблонями на Марсе. Но как минимум надо их знать, как пример тех времён, когда Человек ещё звучал гордо. Не какой-то конкретный, а любой.

image Click to view


В качестве примера не могу не привести квартет семейских дедов. На момент Октябрьской революции некоторым из них уже было за 30. Это не артисты, а обычные крестьяне, колхозники. Попробуйте воспроизвести вот это, а потом поговорим за примитивизм и всякое такое. Но главное - посмотрите в эти лица, и сравните с работниками современной культуры.

терминология, психология, размышления, культура, фольклор

Previous post Next post
Up