Четвёртая часть цикла статей про космос; после
обзора Систем расскажу немного о том, какие, на мой предвзятый взгляд, вызовы стоят перед Человечеством на пути к
практическому освоению Космоса.
Регулярно пишу про то, что всё в нашей жизни - от
смыслов. На современной Земле сейчас самое главное - заработать побольше американских денег, поэтому Космос особо не нужен. Сиюминутно - да, на нём профита не сделать, а кап. вложения потребуются для отдачи - ого-го. Современная "пост-индустриальная", а по сути криминальная "
экономика" искусственно накручивает темп жизни человечкам, фактически отсекая их и от прошлого (всё, что прошло, уже не имеет значения), и от будущего (сколько это стоит? ой-вей; лучше вложиться в фирму Эпл или, блин,
Илона Маска). Для общества потребления Космос слишком "дорог", поэтому всё это пока что пишу в стол - точнее, в доказательство того, что без перехода к
смыслам общества развития мы обречены толочься буквально на пороге нового мира, и тем не менее - деградировать и тупить, чем Человечество и занято все последние лет 20-30. Всё зависит от
понимания Прогресса в целом - кому и айфон6 прогресс, а кто-то видит
потерю возможностей всем Человечеством.
Тем более, что первый и самый главный вызов для космической экспансии - выход на орбиту Земли - успешно решён и поставлен на поток. Это - самое главное бутылочное горлышко для освоения Космоса - если не ограничиваться удалёнными наблюдениями, яко древние греки, то любое физическое взаимодействие с Космосом требует нахождения в нём, в этом самом Космосе, и для этого необходимо покинуть систему планеты Земля и перейти в систему Космоса, где всё совсем по-другому, и логика происходящего совсем другая, о чём -
в прошлой статье.
Экономической мощи Земли уже давно более чем достаточно для практического освоения Космоса, однако именно трудности по выводу хлама на орбиту не дают развернуться мечтам и прожектам. Самые большие и толстые ракеты ручной работы, цены немалой, выводят в Космос лишь несколько десятков тонн
полезной нагрузки; причём деградирующие космические программы идут скорее в сторону уменьшения ракет, чем наоборот, хотя, казалось бы, чем больше, тем стоимость запуска килограмма ниже; и это можно понять - для
монетаристской экономики Космос не нужен, он замкнут на системе Земли, а для её обслуживания тяжёлые и особенно сверх-тяжёлые ракеты не нужны, хватает и микро-спутников; ведь
бабло понад усе.
На самом-то деле можно придумать и развить немало и других способов вывода всякой всячины на орбиту -
самолётный старт,
электромагнитная пушка, космический лифт (це пока что фантастика) - было бы желание, и необходимость; пока что такой необходимости нет, т.к. Космос никому не нужен. Ну окей.
На деле всё то, что сейчас гордо именуется "космическими кораблями", таковыми не являются - это всего лишь
орбитальные челноки, предназначенные для вывода грузов на самую границу Космоса. Говоря "всего лишь", следует уточнить, что из-за особенностей Земли орбитальные челноки много сложнее и дороже нормальных космических кораблей, предназначенных для работы исключительно в системе Космоса. Но де-факто все нонешние КК являются таковыми лишь на малую толику, и это, на самом деле, ничего не отрицает, кроме того, что Человечество застряло на первом "
гигантском шаге" и никак не может сделать следующий, о котором писал
в первой статье цикла.
Следующий вызов для Человечества, который очевидно проще предыдущего (который мы, напомню, уже почти 60 лет как преодолели) - это создание полноценного космического корабля, который я называю космическим буксиром, дабы не путать с ошибочным стереотипным названием орбитальных челноков. Как уже писал в прошлой
статье про системы, по выходу на орбиту необходимо начать жить и думать по-новому, в реалиях другой Системы, а мы по-старому мыслим земными категориями и измеряем "космос" высотой над поверхностью и временем, проведённым вне Земли. А пора бы уже понять, что Космос - это отсюда и до Альфы Центавры, и Земля тут хоть и самый важный, но всё же очень маленький объект, вокруг которого можно, конечно, покружиться какое-то время, но всё время на нём зацикливаться как-то странно и немного глупо.
К чему это я. Настоящий космический корабль (или буксир) живёт и умирает в Космосе; ему вообще должно быть фиолетово, на орбите Земли ли он, у Луны или летит в сторону Юпитера; это житель системы Космоса, его основная рабочая лошадка. Покуда у нас нет таких лошадок, говорить о каком-то "освоении космоса" -
обманка и полуправда; резервацию себе создали в виде МКС, и носу из неё не кажем; это, конечно, само по себе достижение, но на самой нижней грани понятия "Космос" вообще, а технологии, как эту грань сдвигать наверх, у Человечества до сих пор нет (вот вам и ха-ха). Да, у нас были Луноходы, есть АМС, есть марсоходы и прочие механические болванчики; но у нас нет главного - возможности активно влиять на объекты вне Земли (и МКС). Это всё равно, что говорить за "освоение Луны" после втыкания американского флага.
Самое смешное в этом именно то, что полноценный КК много проще, нежели "спейс шатыл" или даже "
Союз" - по сути это двигатель, топливный бак, система стыковки/зацепа, система связи и, собстно, всё; ему вовсе не нужно даже быть пилотируемым. Нельзя сказать, что это - ведро с гайками, однако его конструкция может быть на порядок проще орбитальных челноков, из-за специфики его родной Системы.
Челноки, напоминаю, вынуждены входить и выходить в земную атмосферу, испытывать экстремальные температуры, перегрузки, вибрации - в общем, всё то, чего в Космосе нема. Для КК практически неважна тяговооружённость, необходимая челнокам для противодействия земной гравитации - если те не смогут набрать/сбросить скорость за нужное время, то будет больно; а КК вполне может шататься взад-назад по орбитам и никуда не торопиться;
кто понял жизнь, тот не спешит. (с) Конструкция КК может выглядеть совершенно нерабочей для жителей Земли, но это вполне нормально - он работает в других условиях.
Зачем же он такой нужен, если он не умеет садиться на Землю и даже на Луну, спросит какой-нибудь неразумный землянин. Вы не поверите - для космоса. Освоение космоса можно и нужно разделить на два принципиально разных момента - вывод груза на орбиту, и затем его перевозка уже в космосе куда нужно. Для низких орбит теоретически КК и не нужен - на ту же МКС челноки дотащатся сами; однако как минимум для пилотируемой космонавтики КК нужны для подстраховки; если что-то случится с челноком уже после вывода оного на орбиту (пока такого не случалось, но ведь и космос мы ещё толком не осваиваем - так, балуемся), то всем нам останется лишь помахать космонавтам ручкой да снимать их героическую агонию на телефон.
Суть же КК - в выходе на заданную орбиту, захвате груза и транспортировке его на другую заданную орбиту; задача эта много проще, чем процесс входа/выхода на орбиту Земли, и многократно уже обкатана теми же челноками, только наполовину - либо с Земли в космос, либо наоборот. Бледной копией КК также можно считать
разгонные блоки ракет, которые также занимаются решением половинной задачи - выводом чего-то куда-то, причём эта задача также сложнее того, чем должен заниматься нормальный КК - ведь перегрузки, вибрации, температура, бла-бла-бла. По идее же КК должен таиться на низкой орбите, подхватывать выводимый ракетой/челноком груз, запузыривать его куда следует, и затем ворочаться взад в порт приписки - например, на МКС; а то и вовсе может продолжать болтаться, где болтается - ему пофиг, он железный.
Выглядит это всё настолько просто, что может показаться, что мир сошёл с ума - почему такую няшную технологию до сих пор не используют? Скорее всего, основная проблема в том, что в космосе до сих пор нет дозаправок, а любые манёвры на орбите потребуют энергоносителей. Если буксиры делать на стандартной ракетной тяге (что, в общем-то, совсем не обязательно), то манёвры по сближению с целью и возвращению "домой" запросто могут отжирать дозы горючего, сопоставимые со стоимостью тех же разгонных блоков или даже челноков (хотя последнее - сильно вряд ли). Вместе с КК необходимо продумывать и технологию космической дозаправки; это следующий вызов для Человечества. Снабжать КК с помощью стандартных ракет несколько накладно; возможно, тут несколько поможет тот же
воздушный старт - сейчас его развитие особо незачем, однако в связке с КК цена выводимого топлива должна радикально упасть - необходимо всего лишь выстрелить уже разогнанной ракетой, да проследить, чтобы она набрала 7.8 км/с, а там уже груз подберут и закачают куда нужно - либо автоматически, либо с доставкой на МКС или другие сервисные станции, какие уж найдутся.
Самое важное в концепции полноценного КК - в отвязке логики развития Космоса от Земли. Да, мы будем от неё зависеть долго, и, возможно, вообще всегда - но мы не должны всё время думать "а что по этому поводу скажет Кальтенбруннер", и действовать согласно контекста, который в космосе вот такой, космический. Почему мы столько лет прозябаем даже в космосе в рамках земного контекста - тут не скажу, надо доктора звать.
Важное дополнение - КК совершенно не обязан летать на классических ракетных двигателях; он вполне может телепаться, скажем, на
ионной тяге - для этого ему хватит банальных солнечных батарей; правда, рабочее тело всё равно придётся завозить со стороны, но в не сопоставимых объёмах. Это, разумеется, крайне медленный и печальный путь перевозки грузов, зато дешёвый и менее всего зависимый от чего бы то ни было. Наиболее лично мне симпатичная схема КК:
едрёный реактор +
плазменный двигатель; такая штука способна и вокруг Земли шустрить, и к Юпитеру летать. Причём, повторяю, пока что никакой фантастики и допущений - описываю уже пройденное Человечеством.
Следующий вызов Человечеству - создание хоть какой-то маленькой, но независимой от поставок с Земли экономики. Не
экономикса земного типа, в стиле "не обманешь, не продашь", а полноценной космической Индустриализации, о чём упоминал в
статье про пост-индустриальность. Земная экономика может сколько угодно жеманничать и играть в пост-индустриальность, у неё есть какая-никакая экономическая база; а вот в Космосе ничего такого нет, а нужно.
Проблема в том, что Космос бескраен и практически полностью пуст, и любая утерянная гайка без собственной экономики - ожидание поставки с Земли за баснословное бабло; пропускная способность запусков с Земли крайне ограничена (см. вызов №1), так что ждать гайки можно месяцами; не говоря уж о том, что авария при запуске ракеты с топливом может обездвижить весь Космос также на месяцы - там, конечно, многие поняли жизнь, но не до такой же степени. Нужно отвязаться от Земли и ограничиться лишь точечными и самыми навороченными поставками, а всякую тривиальность типа того же топлива делать на месте, сиречь раскочегаривать мартены, закручивать
конвертеры и прочая и прочая (да, я знаю, что мартены и конвертеры не для космоса). Для начала - хотя бы чего-то где-то стибрить.
Поэтому следующий вызов Человечеству - добыча ресурсов в Космосе. Есть два, на мой взгляд, равновероятных сценария - либо строительство полноценной промышленной базы на Луне (несколько предсказуемее, но потребует промежуточного звена - лунных орбитальных челноков), либо поиск и бессовестный грабёж около-земных астероидов. С астероидами всё просто - при наличии действующей технологии КК мы просто подтаскиваем шахтёрский модуль к космическому камню, закрепляем, бурим и грузим апельсины бочками - PROFIT! Это, скорее всего, потребует бОльших топливных расходов, чем возня на Луне - потому что астероиды крайне редко пролетают близко к Земле, и за ними придётся побегать; зато если удастся изловить металлический астероид, то можно будет и с Землёй поделиться; а если найти удачную комету, то и проблема с энергоносителями изрядно уменьшится -
кометы состоят из газовых льдов, часть из которых можно превратить в топливо или рабочую среду электро-двигателей. При наличии дешёвых энергоносителей возможно подобные астероиды привести на около-земную орбиту и грабить прямо на месте.
Добытое нужно ещё переработать. Переработка космических ресурсов - важнейшая часть освоения Космоса, если мы хотим думать о нём в целом, а не как о придатке Земли (что само по себе более чем странно). Всё, что я пока что писал выше, это чистой воды расходы экономики Земли; без тех же КК как-то космические программы до сих пор прозябают, и ладно; разве что страховка от неудач от них, ну так всё же в бабле у нас; проще очередных арабов разбомбить, чем заниматься Космосом, вот вам и вся страховка. Переработка ресурсов и получение из них готовой продукции (пусть даже в виде вёдер с гайками) - это снижение расходов на Космос, и переход на вполне нормальный товарообмен - ты мне, я тебе. При удачном стечении обстоятельств и при значительных предварительных капиталовложениях космическая индустрия вполне может выйти на самоокупаемость в обозримом будущем, превратившись из расходной в доходную часть бюджета земной экономики.
Но следует отметить, что манны небесной ожидать не стоит даже при самых удачных раскладах - относительно Земли космос всё же крайне беден и уныл; он даёт большие возможности, но в материальном плане он не способен снабжать Землю всем необходимым. Добывать и перерабатывать большинство ресурсов на Земле на порядки проще, чем в космосе; зато "оттуда" можно притащить чего-то такого, чего на Земле нет вовсе, либо оно тут караул как дорого. Еда-вода-энергия-ресурсы - всё это Земле придётся как-то потреблять своё, даже в отдалённом светлом будущем (хотя есть планы на лунный
Гелий-3), и космическая индустрия будет лишь дополнением к земной экономике, а не источником несметных богатств. Смею надеяться, что Космос после выхода на самоокупаемость займётся расширением
ноосферы самостоятельно; колонии на Марсе, в поясе астероидов и в системе Юпитера основывать по старой "земной" схеме имени "гигантских шагов" - чистое безумие и трата народного бабла; а вот с точки зрения лунных и орбитальных пром. баз - совершенно обыденное и реальное дело; с орбиты МКС везти товар что на Луну, что на Марс - разница лишь во времени, и немного - в минимальной скорости.
Космическая индустрия вполне может начаться где-нибудь на МКС - в виде отсеков по переплавке и хим. обработки нахапанных по космосу камней. Но по логике ей сам Аллах велел начинаться с производства средств производства - то есть с агрегатов, которые производят другие агрегаты; тогда космические заводы будут строить другие заводы, те - третьи, и так далее - а там уж готовая продукция будет производиться уже естественно и непринуждённо. Айфоны ещё долго придётся завозить с Земли, а вот металлические пластины да урановые стержни вполне можно и на месте клепать.
Разумеется, все действия, что вне пределов земной атмосферы, практически исключают участие человеков в биологическом виде; соответственно, понадобятся роботы, беспилотники, и в будущем андроиды под управлением человеков или
ИИ. Это существенно затрудняет освоение космоса, но пока что ничего непреодолимого не вижу - даже на Луне пинг всего 2-3 секунды, что позволяет управлять беспилотными рабочими напрямую. А они и сами уже вполне способны действовать - дали бы команду:
Click to view
Значительная часть вышеназванных вызовов уже давно пройдена Человечеством; другая часть не является проблемой и требует всего лишь приложения небольших усилий; и лишь последняя - и самая "вкусная" пока что выглядит прожектёрством, но и эти вызовы не являются фантастикой, они совершенно логично вытекут из предыдущих шажков - стоит лишь переключить логику освоения космоса с Земли на сам космос, и дальше всё само пойдёт. Появятся полноценные КК, и самим захочется их чем-нибудь занять, а не уныло слоняться вокруг Земли да МКС.
Всё вышенаписанное выглядит фантастикой только в современном мире, где смыслы определяются нормой
прибыли, извлекаемой из людей. Как показано выше, прибыли из космоса мы ещё долго не получим, но всё равно получим рано или поздно, вместе с кучей других возможностей. Современная экономика
издыхает от того, что ей некуда развиваться, она не знает, чем занять себя и подконтрольное население, но вложиться в космос не может, потому что норма прибыли не позволяет - кто первый вкинулся в убытки, тот лох. Вот вам и ответ, почему космические программы деградируют вот уже третье десятилетие - и не только у нас, но и "у них" тоже. Паразитируем на наследии Гагарина и Армстронга; не могу сказать, что ничего не делаем, однако это при них можно говорить о космосе в виде прыжков на орбиту, а теперь как-то уже немного глуповато звучит. Дальше идти надо.
КК и челноки
Тут, конечно, начать и кончить только осталось. Но если ничего не делать, то ничего и не получим. Все описанные вызовы вполне преодолимы, было бы желание этим заниматься.