Вчера прокрался с докладом на конференцию "Сохранение и развитие этнокультурного потенциала Новосибирской области и укрепление общероссийского, гражданского самоосознания", которую проводит уже 4-й раз Ассамблея народов НСО. Это общественная организация - хотя, например,
в Казахстане есть аналогичная организация на высочайшем уровне, вплоть до Президента. Охват участников был довольно значительным - как минимум были представители с Кемерово, Алтая и Павлодара (Казахстан). Тем не менее, осталось ощущение говорильни - люди, даже с большими научными степенями, приезжали в основном прочитать свой доклад, а не послушать кого-то - при этом теряется сам смысл конференции; если все читают и никто не слушает, то зачем это всё? Ну, кто про что, а я про смыслы.
Сильно удивила телефонная безграмотность - постоянно у всех звонили телефоны, которые некоторые светила просто не умели выключать. Хотя вроде бы правила этикета давно установлены, и народ тут был совсем не простой, в дорогих пинжаках с карманами - а перезвон стоял, как в каком-нибудь кабаке. Даже и выводов делать не хочется, чтобы никого не обидеть.
Прочитал небольшой доклад - у многих там мысль растекалась по древу на полчаса, так что конференция растянулась на 5+ часов, с одним перерывом; и вместо 15-минутного доклада мне выделили всего 7 минут. Доклад мой по сути состоял из компиляции старых статей, но приведу его тут несколько более развёрнуто, такшта пардон за повторы. Хотя я и так всё время повторяюсь, чего уж. Итак, начнём:
"Национализм и неразрывность традиции"
Мало кто задумывается, что современная культура построена на противопоставлении, а не на сопоставлении. В советское время был такой анекдот: "Армянин лучше, чем грузин! - Но чем? - Как чем? Чем грузин!". К
онкуренция создаётся везде, где можно, и на её основе производятся различные спекуляции. Она - конкуренция - бывает не только в экономике, но также и в культуре; в частности, на этом построен национализм. "Мы лучше, чем они!". И не потому, что мы хорошие, а потом что "лучше, чем они" - вот в чём большая проблема. Это искажение сознания проистекает от
одномерного базиса современной культуры, основанной на
идеологии власти денег, и не учитывающей никакие другие ценности. Мы можем умиляться тем и сем, но если это самое то и сё начинает приносить убытки, мы с лёгкостью это самое умиление преодолеваем - как это было с обрушением культуры в 90-е годы, и этот процесс ровно так же продолжается и сейчас, несмотря ни на какое противостояние с Западом.
Когда нет каких-то абсолютных величин, в которых мы можем оценивать себя и окружающих, только и остаётся, что вешать ярлыки и соревноваться друг с другом - хотя в русской традиции (и не только в русской) заложен принцип "человек человеку друг". Но эти самые принципы мешают делать деньги и достигать сиюминутных результатов - вот они и игнорируются совремнным обществом в принципе.
Буквально на днях премьер Медведев выступал на съезде "Единой России" с докладом про аграрную политику. Кроме слов "деньги" и "кредиты", он не назвал ни единого механизма управления этой важнейшей составляющей экономики; такое впечатление, что он пытается подкупить управленцев, а не решить проблему. Если ты руководитель, то и руководи процессами, а не финансами! Но это, к сожалению, идёт вразрез с логикой
монетаризма, которая превратила нашу экономику в
экономикс, то есть систему не хозяйствования, но ростовщичества.
И эта система буквально навязывает свои идеалы на всех уровнях бытия. Пару лет назад присутствовал на
встрече с мэром - мой вопрос "Почему на дне города Новосибирска филармонический коллектив исполняет итальянскую программу?" был просто не понят; с точки зрения современного человека и чиновника тут нет никакого противоречия. Это показывает, что
место культуры в нашей жизни - развлекать народ и зарабатывать на этом деньги, а вовсе не развивать сознание и не воспитывать человека Будущего. Это не люди плохие - это вся система такова; не просто государственная система, а ещё шире - система ценностей.
Отсюда и берёт начало национализм- вместо сопоставления своих действий с каким-то абсолютным и вечным базисом ценностей, люди начинают ровнять окружающих по себе и делать вещи, недостойные их народа и предков - то есть под лозунгами борьбы за национальное самосознание занимаются ровно обратным; яркий пример всего этого - современная Украина. Почему-то независимость там воспринимается исключительно в виде противостояния с "москалями", что выражалось в скачках на Майдане "кто не скачет, тот москаль" задолго до Крыма и Донбасса. То есть логика противостояния была зашита с самого начала, и "самостийность" изначально подразумевала не подъём своей, украинской культуры, а зажимание русской, то есть создание искусственной конкуренции. Аналогичные примеры можно привести и в других случаях - Сирия, Ливия, Ирак, Афганистан, там сейчас происходит тот же самое - единые страны рвутся на части под надуманными поводами, и всё заради денег. И нас та же участь не избежит, если мы не поймём, в чём тут загвоздка.
Проблема же тут заключается как в непонимании,
что такое культура вообще, (подмена культуры развлечением толпы), и неспособности сформировать собственный
культурный базис - ту самую национальную идею, которую современная Россия никак не выносит за все четверть века "независимости". Заявлять мы можем что угодно, но для формирования национальной идеи в неё нужно действительно поверить, и поставить превыше всего - даже превыше денег, как мы это не кощунственно звучало в современном мире. Сигналом зарождения национальной идеи могла бы послужить "Русская весна" - но, во первых, она не столько русская, сколько российская (её воспринимают как свою и русские, и чечены, и татары, и даже украинцы, кто ещё не окончательно сошёл с ума) - но её по сути свели на нет ради всё тех же денег, стабильности и уважения к "партнёрам".
Для того, чтобы так продолжалось и дальше, необходимо держать современного человека в отрыве от собственных корней, от культуры предков - с чем успешно справляются СМИ, навязывая толпе низкопробные развлечения, по сути являющиеся анти-культурой с точки зрения традиционных ценностей. И наивно обвинять в этом только сами СМИ - они всего лишь исполняют желания толпы, и зарабатывают деньги - то есть, опять же, ставят деньги превыше всего, игнорируя любые традиционные ценности.
На прошлогоднем Круглом столе поднимал тему
отношения к традиции; есть три подхода к отношении к традиционной культуре:
1) Игнорирование. Вся современная культура и т.н.
культпросвет по сути творят что хотят, то есть игнорируют традиционую культуры и традиционные ценности в принципе. Они творцы, они творят, как видят - в итоге имеем, что имеем. Это - тупиковый путь, надеюсь, очевидно, почему.
2) Консервирование традиции. Многие современные фольклористы по сути занимаются реконструкцией и фундаментализмом, объявляя записи традиции самой традицией, то есть мумифицируют и музеицируют живую народную культуру, отрицая её развитие и роль личности в культуре - всё, что современно, не имеет смысла, важна только старина. Это хорошо для истории и реконструкции былого, но категорически не подходит для современной жизни, которая всё время развивается - уже сейчас невозможно вернуться в СССР 1989-го года, не говоря уж за Россию 1913-го; но, такое впечатление, что именно к этому нас и призывают реконструкторы от народной культуры.
3) Использование
традиции как ориентир - то есть, по сути, продолжение традиции через принятие традиционных ценностей. Не отрицание, не закукливание в прошлом, а именно продолжение старины в современных реалиях - вот этот путь, на мой взгляд, мы должны выбрать для развития всего общества.
Последним немаловажным фактором, про который хотелось бы упомянуть, является
неразрывность традиции, то есть принятие всех частей нашей истории, без разделения на "хорошую" историю и "плохую". Многим известны нео-язычники, которые ведут своё "возрождение традиции" на отрицании христианского периода; и, тем не менее, мы часто впадаем в то же самое заблуждение, отрицая советский период как культурный артефакт. Выборочно выбираем из него то, что нам нравится, и обличаем всё остальное - в этом мы полностью уподобляемся украинским националистам, которые в припадках "декоммунизации" сносят памятники не только Ленину, но уже и Пушкину.
Отрицая советскую культуру (именно как культуру, а не как набор ностальгических песен), по сути мы манипулируем прошлым, и нарушаем принцип неразрывности традиции. Значит, и развитие у нас возможно в любую сторону - мы уже отказались от части традиции, и можем лепить будущее, как хотим - но чем этот подход отличается от культпросвета и культуры группы "Руки вверх"?
Вывод - необходимо заняться восстановлением традиционной культуры, не на уровне музейных экспонатов (хотя и они, безусловно, нужны), но как часть повседневной культуры человека и Общества. Начать необходимо с себя, но в дальнейшем эту культуру надо нести дальше, в массы. "Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи" (Серафим Саровский).