1. Социальная жизнь начинается в утробе матери.
Исследования случаев двуплодной беременности
показывают, что с 14-й по 18-ю неделю беременности движения рук будущего ребёнка перестают быть рефлекторными (к 22-й неделе их можно считать уже
вполне намеренными). И вот в этот период, по данным УЗИ,
растёт доля движений, направленно «ощупывающих» брата или сестру (его спину или голову), а для движений, направленных к собственному рту или глазам плода, падает. См.
типы анализируемых движений. Т.е. уже во 2-м триместре беременности плод начинает совершать примитивные «социальные» действия.
2. Младенцы помнят место появления (родителя), но не отличают папу и маму.
Лет 15 назад считалось, что младенцы не могут держать в памяти исчезнувший объект и, как только удалось показать обратное, это интерпретировалось как доказательство врождённости представлений о том, что такое мама, папа, и другие значимые для ребёнка вещи. Сейчас
исследованиями Melissa M. Kibbe и Alan M. Leslie (2011), удалось показать, что 6-месячный ребёнок запоминает место появления объекта (и, когда после исчезновения его вновь предъявляют не удивляется), но не его признаки. Поэтому, когда на одном месте предъявляют 2 разных объекта, младенцы их не дифференцируют.
Постановка опыта такова: за экраном 6-месячным младенцам показывали треугольник или диск, так что был виден силуэт соответствующей формы. Дальше он исчезал; затем экран поднимали, так что за ним оказывалась фигура той же формы или вообще ничего. Во втором случае при подъёме экрана треугольник меняли на диск и наоборот, либо фигура тоже исчезала.
Во всех этих случаях исчезновение фигуры вызывала сильнейший интерес у младенцев, а вот замена треугольника на диск и наоборот не меняло реакции. То есть в данном возрасте дети удерживают в сознании место появления объектов но не признаки, по которым их можно отличить от других объектов того же рода.
3. Сюрреалистические мультфильмы с гиперактивными героями снижают способность детей к обучению. В
работе Angeline S. Lillard & Jennifer Peterson (2011) изучали «учебный тонус» (англ.
executive functions: когнитивные процессы высокого уровня, включающие планирование действий, «умственную настойчивость» в решении задачи, способность к корректировке и переделке по ходу решения и пр., подавлять одни и включать другие реакции в зависимости от контекста) детей после просмотра мультика «
Губка Боб квадратные штаны» - сюрреалистического с гиперактивным героем, вторая - спокойного воспитательного мультфильма «
Caillou», где повествование ведёт пожилая леди, и после рисования. Дети из 2-й и 3-ей группы сильно опережали детей из первой по способности концентрировать внимание, контролировать своё поведение и решать задачи по сравнению с детьми из 1-й группы, и не отличались между собой. Дети, смотрящие спокойные передачи, способны даже на отсрочку удовольствия, что в 4 года непросто, смотрящие же фильмы с гиперактивным героем разрушают те способности контроля и концентрации, которые у них уже были (видимо, за счёт идентификации с героем).
4. «Биологическое» («животное») vs «человеческое-социальное» у человека в сравнении с высшими животными.
http://homers-wife.livejournal.com/27955.html 5.
Про мужчин, детей и «природные склонности» + если убрать социальное давление,
мужчины не склонны больше предпочитать работу, а женщины - домашний очаг. Также как мужчины
думают о сексе не чаще, чем о еде; и примерно столько же, сколько женщины. См.
также рост популярности охотничьего оружия у американок, что связано с происходящим выравниванием половых ролей.
6. Мормонская полигамия снизила продуктивность
Исследование Jacob A. Moorrad et al. (2011)
показало, что полигамия, практиковавшаяся мормонами в период с 1830 по 1890 гг. уменьшила репродуктивный выход популяции (чем больше жён в гареме тем меньшее число в среднем рождает каждая - у мормонов примерно на 1-го), отказ же от полигамии его увеличил.
Были исследованы записи о рождении, браке и смерти 186 тыс. взрослых американцев и 630 тыс. их детей из штата Юта эпохи 1830-1894 г.г., когда мормоны официально практиковали полигамию. В 1890 г. они официально от неё отказались, но, если я правильно понимаю, отдельные радикалы практикуют и посейчас. Оказалось, что мораторий на многожёнство снизил интенсивность полового отбора среди мужчин на 58%, по этому параметру они сравнялись с женщинами, что увеличило репродуктивный выход мормонского сообщества в среднем на 1 ребёнка/женщину.
Это частный случай более общего
правила Ангуса Бейтмана, верного и для животных: всякое повышение интенсивности полового отбора что среди самцов, что среди самок. Надо сказать, что Бейтман писал, что только среди самцов, ибо исходил из в общем случае неверной идеи, что самки инвестируют в каждого из потомков много больше ресурсов, чем самцы, самих же потомков производят существенно меньше. Однако биоэнергетические исследования показывают, что полные затраты энергии на репродукцию у самцов и самок, скажем, птиц, примерно равны, или выше именно у самцов, в противоположность умозрительному предположению Trivers (1972), см. Дольник В.Р., 1995. Ресурсы времени и энергии у птиц в природе. СПб: Наука (Труды ЗИН. т.179). С.319-322, табл.66). Что вполне объяснимо: у видов, продуцирующих крупные многожелтковые яйца (птицы, рыбы, часть амфибий и пр.), самцов вполне выгодно больше «грузить» родительскими обязанностями, дав самкам больше свободного времени на кормление и формирование яиц.
Исследования же
собственно полового отбора показывают, что конкуренция между самками за доступ к самцам бывает
не менее жёсткой, чем среди самцов, и приводит к подобной же иерархии по возможности доступа к репродуктивным ресурсам, с соответствующими гормональными & поведенческими последствиями. А у какого пола давление полового отбора сильней, определяется не общими спекуляциями, а спецификой социальной организации вида, для которой исторические объяснения важней адаптационистских. Поэтому принцип Бейтмана в равной мере работает для самцов и для самок, в зависимости от того, среди какого пола половой отбор жёстче, и монополизация репродуктивных ресурсов сильнее.
Так или иначе, из принципа Бейтмана следует большая монополизация репродуктивных ресурсов немногими «лучшими» особями «конкурентного» пола (в случае мормонов это самцы), с более-менее полным отстранением лузеров от размножения, что пропорционально снижает репродуктивный выход популяции ив конце концов может вызвать её вымирание. Чтобы последнее не произошло, этот конфликт между частными интересами «лучших» индивидов и устойчивостью воспроизводства целого, социума или популяции должен разрешаться в сторону целого, то есть большего равенства в доступе к репродуктивным (или любым иным) ресурсам. У животным это достигается за счёт появления альтернативных стратегий, обеспечивающих эффективную копуляцию «лузерам» (
1-
2-
3), у людей - за счёт борьбы с угнетением (
имеющей внятный биологический бэкграунд) и общественного прогресса, приводящего ко всё большему социальному равенству.
Принцип Бейтмана - частный случай более общего правила, согласно которому всякий эффективный отбор, с определённой скоростью преобразующий форму той или иной морфоструктуры (см.
экспериментальное исследование полового отбора по длине хвоста, существенной для токования
ткачика-вдовушки Euplectes jackstoni)
одновременно подрывает устойчивость организации в целом, и тем больше, чем быстрей идут селективные изменения. На уровне индивидов это проявляется в увеличении риска стерильности, появлении прочих проблем с размножением, на уровне социума и популяции - в снижении репродуктивного выхода и
социальной дезорганизации, с нарушением
устойчивости воспроизводства видоспецифической пространственно-этологической структуры популяций в череде поколений, то и другое
увеличивает риск вымирания.
Поэтому эффективный отбор по некому признаку или морфоструктуре лишь тогда безопасен для вида, когда дополняется «противонаправленными» изменениями в других морфоструктурах или системах органов, которые нейтрализуют отрицательные последствия быстрых изменений и тем самым поддерживают «пошатнувшуюся» устойчивость организации в целом. См.
тут п.4.
Увеличение репродуктивного выхода популяции при законодательном установлении моногамии (по сравнению с ситуацией, «естественно устанавливающейся» в условиях конкуренции за партнёра, когда некоторые богатые и сильные члены общества имеют много жён, а многие слабые - ни одной) - один из примеров
выгодности социального равенства. Собственно говоря, установление всё большего равенства между людьми в питании, образовании, лечении, даже и в доходах и в социальной/политической независимости, проистекающей из классовой борьбы, с последующим использованием выгод социального равенства, связанного со всё более полной реализацией всё большего числа людей - и в первую очередь тех, кто был ранее угнетён, и представляет собой главное направление общественного прогресса.
Если смотреть из нынешней (неравноправной ситуации), то движение к большему равенству кажется «неоправданным идеализмом». Тем более что оно часто требует применить силу против тех, кому неравноправная ситуация выгодна (т.е. он будет активно сопротивляться) в защиту тех, кто зачастую молчит и принимает ситуацию как она есть, ибо (пока) не верит в возможность более равноправного существования. Но когда этот «энергетический барьер» преодолён, общество получает максимальную выгоду от раскрытия способностей ранее угнетённых групп (бедных, рабочих, женщин, евреев, «азиатов» и турок в западных странах и пр.), которые ранее пребывали втуне, ибо их представителей считали способными лишь на обслуживание господствующих классов и групп. Частные интересы бывших «лучших» при этом немного страдают, а вот общее возрастает в разы. См.
обсуждение проблемы.
То есть «на длинной дистанции» вкладываться в увеличение социального равенства разумно и выгодно, ибо только оно движет общественный прогресс вперёд вплоть до «точки омега» - коммунистического бесклассового общества. И наоборот - увеличение неравенства останавливает прогресс даже при самой совершенной науке и технике (что во многом наблюдаем сейчас).
7. Среди женщин, как и среди мужчин, есть некоторый % предпочитающих случайные связи без обязательств. Социологическое исследование Jeffrey A. Hall & Melanie Canterberry (2011)
показывает, что такие дамочки предпочитают т.н. «отрицательных сексистов»: мужчин с грубой и напористой стратегией ухаживания, которые пристают, отсекают конкурентов, изолируют от друзей и пр. (в отличие от «положительных сексистов», которые рыцарственны, открывают дверь, носят сумку и пр.). Мужчин опрашивали о тактике ухаживания, в т.ч. о степени агрессии и настойчивости, женщин - о допустимости и привлекательности для них такой тактики. Опрос показывает, что именно такие мужчины склонны к сексу без обязательств и частой смене партнёрш, и именно они больше всего нравятся женщинам, склонным к такому же стилю половой жизни. Интересно, что такие женщины являются «отрицательными сексистками» в отношении представительниц своего пола, полагая, что с «ними» так и следует обращаться.
Другое дело, что в исследованиях поведения полагаться на слова - дело дохлое, ибо люди часто не соответствуют ни ситуации, ни своим претензиям, почему тратят массу сил на словесные объяснения/оправдания, долженствующие это несоответствие скрыть. Верить нужно (или можно)
не слову, а действию, причём в конфликтной ситуации, когда последняя вовлекает человека в деятельность, противоречащую задекларированным убеждениям. Его выбор и показывает реальную силу или слабость последних, как в
экспериментах Милграма (
Зимбардо) и производных от них.
8.
Одежда, и связанный с ней социальный статус, влияет на восприятие расы американцами.
Испытуемым (правда, всего 20-ти) показали фотографии мужчин и женщин разной степени белизны, и их надо было расклассифицировать как негров и белых. [При этом существенно, что именно взрослые американцы - в отличие от бразильцев или там европейцев - при первой встрече «автоматически» относят собеседника к какой-то расе
и соответственно реагируют на него. Такие быстрые, имплицитные реакции указывают на неявные негативные стереотипы [
1-
2]. Например, белые американцы быстрее относят тот или иной объект к категории оружия, а не просто инструмента, если при этом показывается черное, а не белое лицо. Исследования с использованием разнообразных измерений активности головного мозга, таких как метод связанных с событием вызванных потенциалов (ССВП), свидетельствуют о том, что имплицитная реакция происходит в течение 100 миллисекунд. Однако те же самые люди могут демонстрировать недифференцированную реакцию на членов «другой» группы в устных отчетах или в своем поведении и часто даже не осознают какую-либо специфическую реакцию на то, что они видят.
Эта непроизвольная реакция, которая судя по всему, на Кубе или в Бразилии
отсутствует ввиду отсутствия длинной истории расизма, а американские либералы её подавляют сознательным усилием.]
В общем, когда чел был одет в деловой костюм, он казался испытуемым белее, когда в рабочий комбез - чернее. При этом особенно показательным было скрытое наблюдение за рукой испытуемого, держащей мышку. У многих из тех, кто формально определил цвет лица на фото правильно, перед этим рука пару раз дёрнулась в сторону подтверждения стереотипа, что в костюме должен быть белый, а в рабочем комбинезоне - негр.
См. также «
Сексизм и расизм - следствие одних и тех же свойств личности»
***
Оно и понятно: "раса" - это же социальный конструкт, также как и
нация, т.е. в известном смысле иллюзия. Опять же понятно, почему «низшие» расы ли, нации, будут восприниматься как «чёрные»:
из-за присущей нам склонности связывать нечистоту физическую и моральную. Раса конструируется расистами (нация - националистами) для того, чтобы выделить «низшую расу и установить себя на верху иерархии, низших же надо унизить, связав их
бедность и зависимость от высших с их порочностью (тем более что объяснение бед угнетённых их порочностью, столь любимое консерваторами, нужно именно для сохранения выгодного им status quo).
9. Про побуждение верить в теорию заговора
Anna-Kaisa Newheiser с соавт. (2011)
исследовали причины, по которым люди верят в теории заговора. Для чистоты опыта изучали неполитические теории заговора: тех кто верит в замалчивание католической церковью правды об общих детях Иисуса из Назарета и Марии из Магдалы (что стало сюжетом говнобестселлера Дэна Брауна «Код да Винчи», где интрига строится на предположении, что на картине «
Тайная вечеря» Леонардо фигура слева от Иисуса не Иоанн Богослов, а Мария Магдалина).
Опрашивали 144 человека, которые читали это творение, часть верила, а часть нет. Опрос выявлял согласие/несогласие респондентов с главными тезисами «Кода да Винчи», положениями христианского канона и религии
нью-эйдж + позволял оценить силу страха смерти. Затем 50 самых убеждённых в «церковном заговоре» предоставили убедительные доказательства того, что Дэн Браун в телевизоре лгал, говоря что его опус основан на исторических фактах. После этого вера в правоту сочинителя у склонявшихся к христианству существенно пошатнулась, у симпатизирующих нью-эйджу не изменилась. Христианство в исследовании противопоставлялось не атеизму, а нью-эйджу в силу сходства последнего с мировоззрением, противостоящим христианскому в книге. Атеисты, как я понял, в опросе не участвовали - или не решились себя так обозначить.
Оказалось, что в теории заговора верят люди с сильнее выраженным страхом смерти, верят и после того, как представлены доказательства несоответствия фактам. Авторы утверждают, что подобного рода выдумки возвращают людям иллюзию контроля над своим поведением (отсутствие которого вызывает наибольшую тревогу именно у людей, подверженных страху смерти).
Последнее хорошо согласуется с тем, что «будучи поставленными перед задачей составить мнение о чём-то или о ком-то в условиях разительного недостатка знаний, люди часто приходят к совершенно ошибочным, даже бредовым заключениям. Причём уверенность в правильности ошибочных заключений
растёт со сложностью задачи!...
…это проявление общего правила, описывающего поведение человека в условиях неопределённости - «ищи структуру в хаосе». «
Оказывается люди под стрессом более склонны видеть закономерности там, где их нет.
Например, парашютисты непосредственно перед прыжком чаще видят фигуры в случайных картинах из точек и клякс. А во время финансовых кризисов увеличиваются разделы газет, отведенные под астрологические прогнозы. Вспоминается книга Пелевина "Числа" - в которой предполагается, что эта способность адаптивна и нужна для того, чтобы человек хоть что-нибудь делал, приняв пусть неправильное, но какое-то решение. Эволюция, которая безразлична к судьбе индивидуальной особи, но милостива к роду, в стрессовой ситуации подавляет инстинкт самосохранения и увеличивает чувство убежденности в своей правоте. Чтобы кто-то сдох, а кто-то и вылез» (
отсюда, via jackclubs)
10. Про осмысленность политкорректности.
Исследование Paul Verhaeghen et al. (2011)
показывает, что многие люди воспроизводит в речи расистские или (особенно) сексистские стереотипы отнюдь не потому, что сознательно разделяет их или желает задеть тех, кого этот стереотип принижает, а потому, что они реально встречаются с повышенной частотой в языке, и люди автоматически воспроизводят их, это именно речекряк или, научней,
рациоморфный процесс, «социальное бессознательное». Авторы пишут, что люди склонны ассоциировать чернокожих с насилием, женщин - со слабостью, пожилых - с забывчивостью, не потому что это у них в голове; это в языковой среде, которая их окружает. Этому их научили газеты, радио, телевидение, Интернет. Поэтому имеет смысл говорить не о том, что этот человек расист, а о том, что он американец.
Поскольку язык изменяется через индивидуальные решения людей об изменении словоупотребления, если эти последние носят характер массового процесса, общественное давление, изгоняющее расистские/сексистские стереотипы из языка, будет вполне эффективным в том смысле, что их будут воспроизводить лишь сознательные сторонники соответствующих предубеждений, а не автоматически случайные люди. Точно также как в одной из популяций павианов анубисов
установилась и уже 20 лет поддерживается за счёт социальной трансляции низкоагрессивная норма поведения («миролюбивая культура»), доселе казавшаяся «совершенно несвойственной» этому виду (via igoretz).
11.
Образование - главный фактор в демографических прогнозах.
Читать дальше