Да, бывает, что все проходит безболезненно. Но некоторые дети (примеров мало, поэтому точно не могу сказать - похоже, именно те, которые занимались не чем-то одним, а сразу многими делами, и во всех добивались успеха) "перегорают" настолько основательно... окончательно... что потом уже вообще ничего не хотят :-(. (Хотя это, конечно, крайний случай :-(.) Ну, и от поведения родственников, конечно, тоже очень многое зависит :-(. Не всем везет с родителями :-).
Возможно, это такой тип людей. Встречала. Сама была увлечена математикой в 14-15 лет, потом прочитала какого-то академика, что девочки в этом возрасте бывают чрезмерно увлечены, потом проходит. Мне кажется, есть несколько общих закономерностей в разных областях.
А сформулировать можете? :-) Мне очень интересен опыт разных людей, потому что у меня опыт довольно однобокий - в узком кругу знакомых и родственников.
Да, я поняла про выбор. Надо за что-то зацепиться (в хорошем смысле) и берется для работы то в чем ребенок способен. И дальше работают в этом направлении. Так оно и есть вообщем. В этом мы с вами согласны
( ... )
И я, по большому счету, тоже за поиски :-). Просто вот такой отказ от прежних планов (вместо "оркестра", о котором столько лет мечталось, вдруг выбрать бухгалтерию или что-то столь же далекое от музыки) может происходить весьма болезненно. Особенно если родители не поддержат :-(.
<Сверстники, которые все это время пинали ветер "вдруг" задумываться не будут.> Ну почему же обязательно "пинали ветер" :-)? Они, может быть, занимались всем понемногу (мне кажется, что это самый гармоничный путь для ребенка) - пару лет рисовали, пару лет катались на коньках, пару лет играли на флейте, и т.д. Чем больше попробовали, тем понятнее, где искать призвание :-). А все остальное, что не понравилось, совершенно не жалко бросить, и в то же время полезные навыки все равно останутся.
<И вот так с налету определится - не просто. Очень. То есть надо бы вообще-то все равно чем-то заниматься, чтобы с чем-то определиться
( ... )
у меня опыт небольшой в отношении временного параметра - мало людей, которых я знала бы с раннего возраста и хотя бы до моих нынешних 30 лет - или которые бы делились со мной такой информацией
( ... )
Я только что чуть выше написала, что я неточно выразилась :-). Все-таки правильнее было бы сказать не "увлечение", а "основное занятие, которому ребенок посвящает все свое свободное время".
<не считаю, что достижение высокого уровня в чем-то одном влияет на отсутствие желания добиваться высот в других областях> Желание, может, и есть :-) - времени нет! Потому что если ребенок учится в школе и параллельно всерьез занимается чем-то еще (не просто 2-3 раза в неделю по несколько часов, а именно "всерьез" - т.е. так, что это занимает всё его время), то у него обычно и не остается никакого времени на "другие области" :-(.
<у меня муж - пример "долгоиграющих" увлечений, одни из которых стали его профессией, другие так и остались увлечениями> А сколько времени он тратил в детстве на свою занятия всем, что связано с авиацией? У него оставалось время на что-то другое?
<"увлечению" этому уже более 30 лет.> Чудесное исключение :-). Я таких не встречала, но предполагала, что они есть :-).
<все это не мешает приобретать ему новые увлечения, в
( ... )
<А сколько времени он тратил в детстве на свою занятия всем, что связано с авиацией? У него оставалось время на что-то другое?> много:) - мастерил он дома, читал литературу на эту же тему, гулять отправлялся в район аэропорта (у нас аэропорт в черте города). на что-то другое время оставалось- велосипед, улицу, автомашины, технику - правда, сейчас он уже не помнит, как именно оно распределялось. но, судя по описаниям, сочеталось и гармонично вплеталось в жизнь. иногда, правда, приходилось "жертвовать" посещением уроков и занятий в институте.
<Я-то говорила именно о детях, которые лет с 4-5 всерьез начинали заниматься каким-то делом. Мне кажется опасной именно такая ранняя концентрация на чем-то одном.> мне кажется, что если детей в таком возрасте целенаправленно не ограничивать намеренно одним предметом, то длительно ТОЛЬКО чем-то одним они не ограничиваются. я таких не встречала. а Вы? :)
<А Вы помните свои ранние занятия? Было что-то такое, чему Вы посвящали всё свое время
( ... )
Получается, что у Вашего мужа это "увлечение"="занятие" не было чем-то таким, что активно поощряется родителями, которые создают все условия для концентрации именно на этом :-).
Детей, которые ограничиваются чем-то одним, я встречала :-(. Но немалую роль в этом ограничении играли родители :-(. Если они контролируют количество занятий "главным делом", то оставшееся время уходит на естественные детские дела (поиграть-почитать-пообщаться), и никакое другое "занятие" в это время уже никак не вписывается.
В общем, получается, что если родители не нацеливают ребенка на движение только в одном направлении, то он развивается более гармонично - не зацикливается на чем-то одном :-). Пришли к тому, что я считаю одним из краеугольных камней "воспитания" :-) - "не навреди".
А я вот сейчас наблюдаю, как происходит наоборот. Старшая дочь училась музыке с 5 лет; начала, вроде, по желанию, потом, как водится, тянула лямку, мучилась, тайно проклиная, но не решаясь бросить (характер такой); а сейчас, спустя как раз почти 10 лет, вполне допускает мысль сделать это своей профессией - по крайней мере, интерес к этому преобладает у ней надо всеми прочими ... Смущает только, что прочего-то она почти и не знает (и уже не очень хочет знать). И замахивается только на то, с чем знакома не понаслышке: хочет быть учительницей музыки ... ;-)
Но у нее еще есть 2 года на то, чтобы передумать ;-)! Надо подождать ;-). Бывает, что в таких ситуациях (когда ребенок только чем-то одним занимался в течение многих лет) он передумывает в последний момент. А бывает, что не передумывает потому, что боится неизвестности, которой для него наполнены все прочие области.
Comments 29
(The comment has been removed)
Но некоторые дети (примеров мало, поэтому точно не могу сказать - похоже, именно те, которые занимались не чем-то одним, а сразу многими делами, и во всех добивались успеха) "перегорают" настолько основательно... окончательно... что потом уже вообще ничего не хотят :-(.
(Хотя это, конечно, крайний случай :-(.)
Ну, и от поведения родственников, конечно, тоже очень многое зависит :-(. Не всем везет с родителями :-).
Reply
Сама была увлечена математикой в 14-15 лет, потом прочитала какого-то академика, что девочки в этом возрасте бывают чрезмерно увлечены, потом проходит.
Мне кажется, есть несколько общих закономерностей в разных областях.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
<Сверстники, которые все это время пинали ветер "вдруг" задумываться не будут.>
Ну почему же обязательно "пинали ветер" :-)? Они, может быть, занимались всем понемногу (мне кажется, что это самый гармоничный путь для ребенка) - пару лет рисовали, пару лет катались на коньках, пару лет играли на флейте, и т.д. Чем больше попробовали, тем понятнее, где искать призвание :-). А все остальное, что не понравилось, совершенно не жалко бросить, и в то же время полезные навыки все равно останутся.
<И вот так с налету определится - не просто. Очень. То есть надо бы вообще-то все равно чем-то заниматься, чтобы с чем-то определиться ( ... )
Reply
Reply
<не считаю, что достижение высокого уровня в чем-то одном влияет на отсутствие желания добиваться высот в других областях>
Желание, может, и есть :-) - времени нет! Потому что если ребенок учится в школе и параллельно всерьез занимается чем-то еще (не просто 2-3 раза в неделю по несколько часов, а именно "всерьез" - т.е. так, что это занимает всё его время), то у него обычно и не остается никакого времени на "другие области" :-(.
<у меня муж - пример "долгоиграющих" увлечений, одни из которых стали его профессией, другие так и остались увлечениями>
А сколько времени он тратил в детстве на свою занятия всем, что связано с авиацией? У него оставалось время на что-то другое?
<"увлечению" этому уже более 30 лет.>
Чудесное исключение :-). Я таких не встречала, но предполагала, что они есть :-).
<все это не мешает приобретать ему новые увлечения, в ( ... )
Reply
много:) - мастерил он дома, читал литературу на эту же тему, гулять отправлялся в район аэропорта (у нас аэропорт в черте города). на что-то другое время оставалось- велосипед, улицу, автомашины, технику - правда, сейчас он уже не помнит, как именно оно распределялось. но, судя по описаниям, сочеталось и гармонично вплеталось в жизнь. иногда, правда, приходилось "жертвовать" посещением уроков и занятий в институте.
<Я-то говорила именно о детях, которые лет с 4-5 всерьез начинали заниматься каким-то делом. Мне кажется опасной именно такая ранняя концентрация на чем-то одном.>
мне кажется, что если детей в таком возрасте целенаправленно не ограничивать намеренно одним предметом, то длительно ТОЛЬКО чем-то одним они не ограничиваются. я таких не встречала. а Вы? :)
<А Вы помните свои ранние занятия? Было что-то такое, чему Вы посвящали всё свое время ( ... )
Reply
Детей, которые ограничиваются чем-то одним, я встречала :-(. Но немалую роль в этом ограничении играли родители :-(. Если они контролируют количество занятий "главным делом", то оставшееся время уходит на естественные детские дела (поиграть-почитать-пообщаться), и никакое другое "занятие" в это время уже никак не вписывается.
В общем, получается, что если родители не нацеливают ребенка на движение только в одном направлении, то он развивается более гармонично - не зацикливается на чем-то одном :-).
Пришли к тому, что я считаю одним из краеугольных камней "воспитания" :-) - "не навреди".
Reply
Reply
Бывает, что в таких ситуациях (когда ребенок только чем-то одним занимался в течение многих лет) он передумывает в последний момент.
А бывает, что не передумывает потому, что боится неизвестности, которой для него наполнены все прочие области.
Reply
Leave a comment