у меня опыт небольшой в отношении временного параметра - мало людей, которых я знала бы с раннего возраста и хотя бы до моих нынешних 30 лет - или которые бы делились со мной такой информацией. из опыта близких и друзей - глубокое увлечение может существовать долго и развиваться на разном уровне и в разных сферах. а может существовать совсем не долго - лет 5-76. не считаю, что достижение высокого уровня в чем-то одном влияет на отсутствие желания добиваться высот в других областях - тут скорее связь с характером, темпераментом, психологическими характеристиками. впрочем, как и в продолжительности самого увлечения. у меня муж - пример "долгоиграющих" увлечений, одни из которых стали его профессией, другие так и остались увлечениями, но на уровне "профессионального" любителя. с детства болезнь - самолеты. сначала картинки (у него сохранились альбомы с вырезками, когда ему было лет 8-9-10), потом - простейшие модельки, вылазки на аэродром (даже в милицию один раз попал из-за этого), журналы по авиации на иностранном языке (и английский на них выучил в советское время), клуб авиамоделистов, серьезные модели, факультет самолетостроения, год работы клепальщиком на авиастроительном заводе, потом аэропорт... времена поменялись, и чтобы совместить желания с потребностями работает сейчасв области бизнес-авиации. дом заставлен моделями, коллекция которых постоянно пополняется. в подвале лежат ещё горы несклеенных + всякие инструменты. в строящемся ныне доме предусмотрено место под мастерскую... "увлечению" этому уже более 30 лет. помимо этого такое же долгое хобби - автомобили - с того же возраста и по сих пор, друзья и коллеги из Москвы звонят, когда нужен совет при выборе машины. велосипеды не выжили - после института забросил, имея к.м.с. все это не мешает приобретать ему новые увлечения, в которых он тоже любит "копать" глубоко. вот пару лет назад начал заниматься садоводством и ж/д моделями.. есть ещё пара человек с подобными примерами, чуть меньше. у меня иная натура - мне глубокого увлечения чем-то хватает лет на 5-7, в течение которых я понимаю, что либо мне это неинтересно далее, либо определенного уровня я достигла, мне скучно, и переживать "плато" терепния нет. это не значит, что оно вычеркивается из жизни, но переходит в разряд вялотекущих. и это на протяжении всех 30 лет. по моим наблюдениям, все-таки больше от личных качеств зависит и временно-денежно-пространственных ограничений. многие, втянутые в круговорот семья-работа-дом и не имеющие свободных ресурсов, просто не решаются на что-то новое.
Я только что чуть выше написала, что я неточно выразилась :-). Все-таки правильнее было бы сказать не "увлечение", а "основное занятие, которому ребенок посвящает все свое свободное время".
<не считаю, что достижение высокого уровня в чем-то одном влияет на отсутствие желания добиваться высот в других областях> Желание, может, и есть :-) - времени нет! Потому что если ребенок учится в школе и параллельно всерьез занимается чем-то еще (не просто 2-3 раза в неделю по несколько часов, а именно "всерьез" - т.е. так, что это занимает всё его время), то у него обычно и не остается никакого времени на "другие области" :-(.
<у меня муж - пример "долгоиграющих" увлечений, одни из которых стали его профессией, другие так и остались увлечениями> А сколько времени он тратил в детстве на свою занятия всем, что связано с авиацией? У него оставалось время на что-то другое?
<"увлечению" этому уже более 30 лет.> Чудесное исключение :-). Я таких не встречала, но предполагала, что они есть :-).
<все это не мешает приобретать ему новые увлечения, в которых он тоже любит "копать" глубоко.> Это как раз вполне естественно. Я и сама такая :-). Но это уже совсем другая ситуация. Я-то говорила именно о детях, которые лет с 4-5 всерьез начинали заниматься каким-то делом. Мне кажется опасной именно такая ранняя концентрация на чем-то одном.
<у меня иная натура - мне глубокого увлечения чем-то хватает лет на 5-7> А Вы помните свои ранние занятия? Было что-то такое, чему Вы посвящали всё свое время?
<А сколько времени он тратил в детстве на свою занятия всем, что связано с авиацией? У него оставалось время на что-то другое?> много:) - мастерил он дома, читал литературу на эту же тему, гулять отправлялся в район аэропорта (у нас аэропорт в черте города). на что-то другое время оставалось- велосипед, улицу, автомашины, технику - правда, сейчас он уже не помнит, как именно оно распределялось. но, судя по описаниям, сочеталось и гармонично вплеталось в жизнь. иногда, правда, приходилось "жертвовать" посещением уроков и занятий в институте.
<Я-то говорила именно о детях, которые лет с 4-5 всерьез начинали заниматься каким-то делом. Мне кажется опасной именно такая ранняя концентрация на чем-то одном.> мне кажется, что если детей в таком возрасте целенаправленно не ограничивать намеренно одним предметом, то длительно ТОЛЬКО чем-то одним они не ограничиваются. я таких не встречала. а Вы? :)
<А Вы помните свои ранние занятия? Было что-то такое, чему Вы посвящали всё свое время?> совсем ранне не помню четко, только кусками отдельными. но в школе, лет с 8-9 помню уже достаточно четко, и были периоды, чуть позже, когда я и школу не посещала - "благодаря" болезни - и чем-то занималась глубоко и детально, но перегорало.
Получается, что у Вашего мужа это "увлечение"="занятие" не было чем-то таким, что активно поощряется родителями, которые создают все условия для концентрации именно на этом :-).
Детей, которые ограничиваются чем-то одним, я встречала :-(. Но немалую роль в этом ограничении играли родители :-(. Если они контролируют количество занятий "главным делом", то оставшееся время уходит на естественные детские дела (поиграть-почитать-пообщаться), и никакое другое "занятие" в это время уже никак не вписывается.
В общем, получается, что если родители не нацеливают ребенка на движение только в одном направлении, то он развивается более гармонично - не зацикливается на чем-то одном :-). Пришли к тому, что я считаю одним из краеугольных камней "воспитания" :-) - "не навреди".
из опыта близких и друзей - глубокое увлечение может существовать долго и развиваться на разном уровне и в разных сферах. а может существовать совсем не долго - лет 5-76. не считаю, что достижение высокого уровня в чем-то одном влияет на отсутствие желания добиваться высот в других областях - тут скорее связь с характером, темпераментом, психологическими характеристиками. впрочем, как и в продолжительности самого увлечения.
у меня муж - пример "долгоиграющих" увлечений, одни из которых стали его профессией, другие так и остались увлечениями, но на уровне "профессионального" любителя. с детства болезнь - самолеты. сначала картинки (у него сохранились альбомы с вырезками, когда ему было лет 8-9-10), потом - простейшие модельки, вылазки на аэродром (даже в милицию один раз попал из-за этого), журналы по авиации на иностранном языке (и английский на них выучил в советское время), клуб авиамоделистов, серьезные модели, факультет самолетостроения, год работы клепальщиком на авиастроительном заводе, потом аэропорт... времена поменялись, и чтобы совместить желания с потребностями работает сейчасв области бизнес-авиации. дом заставлен моделями, коллекция которых постоянно пополняется. в подвале лежат ещё горы несклеенных + всякие инструменты. в строящемся ныне доме предусмотрено место под мастерскую... "увлечению" этому уже более 30 лет.
помимо этого такое же долгое хобби - автомобили - с того же возраста и по сих пор, друзья и коллеги из Москвы звонят, когда нужен совет при выборе машины. велосипеды не выжили - после института забросил, имея к.м.с.
все это не мешает приобретать ему новые увлечения, в которых он тоже любит "копать" глубоко. вот пару лет назад начал заниматься садоводством и ж/д моделями..
есть ещё пара человек с подобными примерами, чуть меньше.
у меня иная натура - мне глубокого увлечения чем-то хватает лет на 5-7, в течение которых я понимаю, что либо мне это неинтересно далее, либо определенного уровня я достигла, мне скучно, и переживать "плато" терепния нет. это не значит, что оно вычеркивается из жизни, но переходит в разряд вялотекущих.
и это на протяжении всех 30 лет.
по моим наблюдениям, все-таки больше от личных качеств зависит и временно-денежно-пространственных ограничений. многие, втянутые в круговорот семья-работа-дом и не имеющие свободных ресурсов, просто не решаются на что-то новое.
Reply
<не считаю, что достижение высокого уровня в чем-то одном влияет на отсутствие желания добиваться высот в других областях>
Желание, может, и есть :-) - времени нет! Потому что если ребенок учится в школе и параллельно всерьез занимается чем-то еще (не просто 2-3 раза в неделю по несколько часов, а именно "всерьез" - т.е. так, что это занимает всё его время), то у него обычно и не остается никакого времени на "другие области" :-(.
<у меня муж - пример "долгоиграющих" увлечений, одни из которых стали его профессией, другие так и остались увлечениями>
А сколько времени он тратил в детстве на свою занятия всем, что связано с авиацией? У него оставалось время на что-то другое?
<"увлечению" этому уже более 30 лет.>
Чудесное исключение :-). Я таких не встречала, но предполагала, что они есть :-).
<все это не мешает приобретать ему новые увлечения, в которых он тоже любит "копать" глубоко.>
Это как раз вполне естественно. Я и сама такая :-). Но это уже совсем другая ситуация. Я-то говорила именно о детях, которые лет с 4-5 всерьез начинали заниматься каким-то делом. Мне кажется опасной именно такая ранняя концентрация на чем-то одном.
<у меня иная натура - мне глубокого увлечения чем-то хватает лет на 5-7>
А Вы помните свои ранние занятия? Было что-то такое, чему Вы посвящали всё свое время?
Reply
много:) - мастерил он дома, читал литературу на эту же тему, гулять отправлялся в район аэропорта (у нас аэропорт в черте города). на что-то другое время оставалось- велосипед, улицу, автомашины, технику - правда, сейчас он уже не помнит, как именно оно распределялось. но, судя по описаниям, сочеталось и гармонично вплеталось в жизнь. иногда, правда, приходилось "жертвовать" посещением уроков и занятий в институте.
<Я-то говорила именно о детях, которые лет с 4-5 всерьез начинали заниматься каким-то делом. Мне кажется опасной именно такая ранняя концентрация на чем-то одном.>
мне кажется, что если детей в таком возрасте целенаправленно не ограничивать намеренно одним предметом, то длительно ТОЛЬКО чем-то одним они не ограничиваются. я таких не встречала. а Вы? :)
<А Вы помните свои ранние занятия? Было что-то такое, чему Вы посвящали всё свое время?>
совсем ранне не помню четко, только кусками отдельными. но в школе, лет с 8-9 помню уже достаточно четко, и были периоды, чуть позже, когда я и школу не посещала - "благодаря" болезни - и чем-то занималась глубоко и детально, но перегорало.
Reply
Детей, которые ограничиваются чем-то одним, я встречала :-(. Но немалую роль в этом ограничении играли родители :-(. Если они контролируют количество занятий "главным делом", то оставшееся время уходит на естественные детские дела (поиграть-почитать-пообщаться), и никакое другое "занятие" в это время уже никак не вписывается.
В общем, получается, что если родители не нацеливают ребенка на движение только в одном направлении, то он развивается более гармонично - не зацикливается на чем-то одном :-).
Пришли к тому, что я считаю одним из краеугольных камней "воспитания" :-) - "не навреди".
Reply
Leave a comment