Длина увлечений

Jan 14, 2005 14:53

Давно размышляю на одну интересную тему. Что происходит в конце концов с теми увлечениями, которые вошли в жизнь ребенка очень рано.

Например, ребенок с 4-5 лет занимался музыкой. (Не "из-под палки", а по собственному желанию. Планомерно и серьезно. Есть такие дети, видела своими глазами.)
За 10-12 лет постоянных занятий он обычно достигает довольно высокого уровня, и у него может возникнуть мысль, что он уже испытал все ощущения, которые это занятие может ему дать.
И ему может захотеться чего-нибудь совсем другого.
(Он, к удивлению родственников, может решить, что в качестве будущей профессии его прежнее занятие ему совершенно не подходит. Хотя все вокруг думали, что он выберет именно это.)

И вот лет в 14-17, когда другие дети (не имевшие серьезных увлечений в раннем возрасте) уже определились с выбором будущей профессии и т.д., такой "бывший вундеркинд" еще только ищет свое направление и начинает делать в нем первые шаги.
Но ребенку, привыкшему быть "первым", иногда бывает трудно "догонять" в новой области своих сверстников, которые уже прошли некоторый путь в этом направлении.
Иногда это его "ломает".
Иногда такие дети уже вообще ничего больше не хотят - интерес к прежнему занятию исчерпал себя, а с новыми занятиями ничего не получилось.
Иногда они все-таки уступают уговорам родственников и поступают в тот вуз, где можно применить навыки, приобретенные за годы детства.
Но я не уверена, что это хорошо.

А что происходит с "обычными" детьми, у которых не было никаких ярко выраженных способностей?
У них какой-то определенный интерес к какому-то занятию может появиться довольно поздно, лет в 12-15.
Они к этому времени уже достаточно взрослые, чтобы заниматься всерьез (чего они еще не могли в раннем детстве, в отличие от более талантливых сверстников). И уже достаточно умные, чтобы думать о своем будущем.

К моменту поступления в вуз они еще не "исчерпали" свой недавно родившийся интерес, но уже набрались некоторого опыта в выбранной области. И вот - на гребне интереса - они продолжают учебу и получают профессию.
Вопрос в том, когда их "увлечение" пойдет на убыль. Для "ранних" детей я назвала срок 10-12 лет. У более старших детей, мне кажется, "срок жизни увлечения" должен быть больше.
(Сейчас не могу толково объяснить, почему. Может быть, им требуется больше времени на усвоение каких-то новых навыков, чем маленьким детям, поэтому у них затягивается процесс превращения в "профессионала" в этой области.)

Если допустить, что интерес к выбранному делу проживет у них хотя бы лет 12-15, то он может иссякнуть только к 24-30 годам. Но в этом возрасте многие люди решают уже совсем другие задачи (работа, карьера, семья, быт).
И далеко не все задаются вопросом, нет ли для меня какого-нибудь занятия поинтереснее, чем то, которое я уже выбрал и освоил?

Что получается? Что чем раньше ребенок начал чем-то заниматься всерьез, тем больше шансов, что он "перегорит" к окончанию школы?
И чем позже у него проявились какие-то способности, тем больше шансов, что он успешно приобретет профессию и будет с удовольствием заниматься этим делом и дальше?

(Внимание! Я знаю, что есть множество примеров, не вписывающихся в рамки этих моих рассуждений. Я знаю, что все дети разные, и вовсе не претендую на то, что этот подход можно применять всем и всегда :-).
Это просто результат моих личных наблюдений и размышлений. Результат, который меня саму сильно удивил, когда я его сформулировала. Именно поэтому мне и хотелось им поделиться.)

бездорожье, дети

Previous post Next post
Up